Лама Сопа Ринпоче вспоминает о Ламе Еше
Это отрывок из книги «The Path to Ultimate Happiness», в которую вошли учения ламы Сопы Ринпоче, переданные во время сорок второго курса в Копане. Лама Сопа Ринпоче рассказывает о ламе Еше, своём драгоценном учителе, основателе ФПМТ. Слегка отредактировали Гордан МакДугал и Сара Смит.
Лама Еше был добрее всех будд трёх времен. Во время тантрических медитаций, когда вы собираете ветер в центральном канале, вдохи и выдохи уравниваются, ни один из них не является сильнее другого. Когда ветер пребывает в центральном канале, живот не движется, он остается спокойным. Во время растворения, когда грубое сознание останавливается и только наитончайшее сознание сохраняет активность, дыхания через ноздри уже нет.
Такая медитация на пустотности подобна атомной бомбе, это наибыстрейший способ отсечь омрачения и достичь просветления. Она становится прямой причиной для дхармакаи. Я предполанаю, что в момент, когда сознание становится наитончайшим, а грубое сознание останавливается, сердце перестает биться, живот не поднимается и не опускается, а также нет дыхания через нос. Я не уверен, это только мое предположение.
Внешне лама Еше проявил проблемы с сердцем. Это видели люди и диагностировали врачи. На самом деле лама Еше использовал эту проблему с сердцем, которую наблюдали окружающие, для медитации. Лама часто медитировал лёжа, и люди считали, что он отдыхает или спит. Но на самом деле лама Еше медитировал. Это была тантрическая медитация очень высокого уровня, часть практики стадии завершения, практика ясного света и иллюзорного тела, прямая причина дхармакаи и рупакаи. Он выполнял её по вечерам и всегда после обеда. Для окружающих он выглядел отдыхающим или спящим, но на самом деле он медитировал.
Лама не часто демонстрировал формальную позу для медитации с закрытыми глазами и т.д. Позднее он так иногда делал, но это не было его обычным занятием. Он был очень высоким йогином и опытным мастером, поэтому его способ медитации был несколько тайным. Он медитировал на внутреннем уровне.
Снаружи он подстраивался под тех, с кем был. Если он был с детьми, он подстраивался под детей. А если он был с пожилыми, то подстраивался под пожилых. Ему удавалось подстроиться под любого человека, действуя так, как будет для этого человека лучше всего, принося ему счастье. Поэтому каждый видел Ламу по-своему. Некоторые даже принимали его за большого бизнесмена. Но на самом деле он был великим практиком медитации, который реализовал пустотность и бодхичитту. Он постиг пустотность ещё в Тибете. Он сказал, что постиг пустотность, когда они проводили дебаты по философии мадхьямаки много лет назад в Тибете. И я помню, когда кое-что произошло, пока мы были в Дели, Лама сказал, что он никогда не сможет разозлиться даже на одно живое существо, что он никогда не сможет отречься хотя бы от одного живого существа. Это показывает, что он давно реализовал бодхичитту.
Мне удалось уговорить Ламу приехать в Копан помочь с курсом. Обычно я рассказывал о восьми мирских дхармах, негативных установках и низших мирах. Я посвящал этому около двух недель, так что все впадали падали духом, слушая все эти неприятные вещи. Затем появился Лама и смешил всех, избавляя от печали и уныния. Вот так мы это делали».
Перевела Алдынай Юмбуу