Геше Грэхем Вудхауз. Лекция «В поисках внутреннего покоя»
Лекция состоялась 15 сентября 2011 года.
Аудио: Геше Грэхем Вудхауз, лекция ‘Поиски внутреннего покоя’
Отредактированная расшифровка лекции:
Добрый вечер всем; добрый вечер и тем, с кем я встречался в прошлом году – я вижу одно-два знакомых лица.
Итак, первая техника, которую мы применим в поисках внутреннего покоя – это медитация на дыхании. Некоторые из вас, возможно, с ней еще не знакомы. На пять минут – это не очень долго – мы закрываем или полуприкрываем глаза, направляем внимание вовнутрь и сосредотачиваем его на дыхании, на вдохах и выдохах, осуществляемых через ноздри. Не следуйте вниманием за воздухом, когда он движется внутри тела; не следуйте за ним, когда он тело покидает. Удерживайте внимание на вратах, через которые воздух входит – на своих ноздрях. Делаете ли вы при этом длинные вдохи или короткие – не важно. Дышите в естественном ритме и чувствуйте, как ваше тело расслабляется.
Удерживайте спину прямой, если это возможно, но при этом расслабьте свои плечи, расслабьте челюсть, расслабьте шею, расслабьте все те участки вашего тела, в которых может присутствовать некое напряжение. Дышите животом – это позволяет успокоиться. Мы хотим, чтобы ум успокоился, обрел некое умиротворение после трудного, тяжелого дня. Мы не хотим при этом уснуть; мы хотим расслабиться и при этом поддерживать определенную бдительность, определенную степень сосредоточения.
Если вы отвлекаетесь или если возникают какие-то посторонние мысли, в этом нет ничего страшного. Осознавая этот факт, просто возвращайте внимание к своему дыханию. В этой медитации никакой мыслительный процесс не требуется. Просто присутствуйте, здесь и сейчас. Просто пребывайте в покое.
Теперь давайте представим перед собой Будду. Вы можете просто представить, что нас озаряет белый свет, свет мудрости. Когда мы открываем свой ум навстречу этой мудрости, она может принести нам вдохновение – некий духовный подъем, который позволяет нам поразмыслить о духовном пути Будды. Если мы привыкли к практике буддийской визуализации, то можем представить, что в пространстве перед нами восседает Будда. Скрестив ноги, он сидит на лотосе; в левой руке он держит чашу для сбора подаяний, а правой совершает жест касания земли.
Ощущая, что со стороны Будды это вдохновение устремляется к нам, мы можем прочесть молитвы.
[Участники читают молитвы прибежища, четырех безмерных, семичленного подношения и подношения мандалы на русском языке].
Надеюсь, эта краткая медитация на дыхании доставила вам удовольствие; надеюсь, она вас немного успокоила. Для многих из вас она станет привычной. Тем же, кто не слишком хорошо с ней знаком, могу сказать, что это — одна их простейших базовых практик, медитаций, которые позволяют достичь внутреннего покоя.
Буддисты тибетской традиции любят выполнять различные визуализации; например, представлять божеств – божеств со множеством рук; использовать подобные экзотичные визуализации. Они также любят использовать медитации, предназначенные для зарождения определенных эмоций, таких как доброта или любовь. Нам также нравится использовать медитацию, чтобы размышлять над определенными темами – чтобы с помощью рассуждений добраться до природы неких явлений. Так что мы также любим заниматься определенными концептуальными, аналитическими медитациями.
Итак, существуют всевозможные виды медитации, но эта – простейшая из всех: простое наблюдение за дыханием, когда мы не размышляем ни над чем, но просто следуем за своими вдохами и выдохами. Если бы вы могли заниматься этой медитацией каждое утро по 20 минут, или по 20 минут утром и вечером, то, несомненно, убедились бы в пользе этой практики.
Когда вы привыкнете к этой медитации, когда установите некую ежедневную практику и станете выполнять эту медитацию ежедневно, то заметите, что вам гораздо легче справляться с повседневными проблемами; у вас повысится некий уровень умиротворенности.
Возможно, вы обнаружите, что благодаря этой медитации вам легче оставаться в настоящем – вместо того, чтобы отвлекаться на прошлое и будущее, и вы с большей осознанностью и удовольствием будете заниматься какими-то текущими делами.
Таким образом, с одной стороны у вас будет возможность остаться наедине и успокоить свой ум, какое-то время пребывая в этом позитивном состоянии. С другой стороны, мы живем достаточно занятой жизнью, и навыки, которые мы разовьем, помогут нам более эффективно справляться с теми проблемами, которые перед нами возникают на повседневном уровне. Кроме того, эта практика очень проста. Как я уже сказал, вам нужно лишь следовать за вдохами и выдохами.
Дальнейших разъяснений по этой практике я давать не буду, но если вы регулярно посещаете занятия в центре или изучаете программу «Открытие буддизма», вам предстоит еще много заниматься этой конкретной медитацией. В данном случае я не акцентирую на ней внимание, просто описывая ее как одну из техник. Когда мы дойдем до вопросов и ответов, вы, если это необходимо, сможете задать о ней какие-то вопросы.
На самом деле это “проще пареной репы”, как мы говорим – по-английски мы говорим “просто, как игра в блошки”. Блошки – это детская игра, в которую играют в Англии. Как-нибудь я вас ей научу! Игра эта очень проста; вы используете пластиковые диски, и, прижимая один из дисков ногтем, пытаетесь заставить его запрыгнуть в чашку. Короче говоря, игра эта безумно проста; все знают, как в нее играть, и то же касается медитации на дыхании – простейшего метода, которым может заниматься каждый, получая при этом удовольствие.
Сегодня же мы погрузимся глубже. Разумеется, этот метод позволяет добиться некого временного успокоения, но оно весьма относительно; мы же стремимся к тому, чтобы достичь некого глубокого уровня покоя.
В некоторых видах буддизма эта практика используется вплоть до “обретения просветления” – как его описывают эти традиции. Практикующие этих традиций сосредотачиваются на этой медитации как на своей основной практике. Однако тибетские буддисты, буддисты традиции Далай-ламы, – а я бы сказал, что я практикую в традиции Далай-ламы – предпочитают использовать целый спектр различных практик и методов, не уделяя все внимание какому-то одному; они предпочитать иметь длинное «меню».
Для того, чтобы добраться до некого скрытого уровня реальности, скрытого уровня явлений, который недоступен нашим обычным органам чувств, нам необходимо использовать некий анализ, некое размышление. Сам я учился в Институте Буддийской Диалектики в Дхарамсале, и под “диалектикой” мы как раз подразумеваем процесс поиска ответов на некие вопросы – поиска, который осуществляется для того, чтобы добраться до истины. Таким образом, никто не утверждает, что неправильно было бы задавать какие-то вопросы и искать на них ответы; не утверждает, что нужно только успокаивать свой ум, вводя его в безмятежное состояние, в котором отсутствуют какие-либо мысли. Разумеется, в долгосрочной перспективе мы стремимся к безмятежному состоянию недвойственности – но для того, чтобы достичь этого состояния, нам необходимо применять рассуждение.
Таким образом, сегодня говорить в основном буду я, после чего у вас будет возможность задать вопросы – а в ходе семинара на выходных мы еще немного позанимаемся медитацией.
Один вопрос, который мне задали в Финляндии, когда я давал учения в Хельсинки, звучал так: «Почему есть что-то – а не ничего?» Вопрос задал учитель философии, причем не институтский преподаватель, а учитель, который преподает философию в средней школе; в Финляндии, очевидно, это распространенное явление. Итак, вопрос этого учителя был таким: «Почему есть что-то – а не ничто?» Почему вообще существует мир? Почему существует эта вселенная?
Я думаю, это слишком обширный вопрос, чтобы на него можно было ответить, однако мы можем подумать о том, как бы все обстояло, если бы ничего не было. В этом случае нас самих также не было бы, и мы не могли бы над этим вопросом рассуждать. Таким образом, в подобных размышлениях вы быстро доходите до некого тупика. Когда я ему письменно отвечал – а человек этот хотел получить именно письменный ответ на свой вопрос – я написал: почему бы нам не поразмыслить над таким базовым фактом, как то, что все мы стремимся к счастью и желаем избежать страданий?
Основной вопрос, который перед нами стоит, таков: как обрести счастье и избежать страдания. Судя по всему, это самый основополагающий вопрос, который вообще можно задать; Его Святейшество часто именно с этого вопроса начинает учения по Дхарме. Буддизм предлагает множество различных ответов на этот вопрос; таким образом мы продвигаемся в направлении глубинного покоя – потому что в буддийском понимании счастье с этим покоем неразрывно связано.
Ответ таков: мы утверждаем, что страдание проистекает из невежества, а счастье, в свою очередь, проистекает из мудрости. Лама Сопа Ринпоче, который, как вы, возможно, знаете, является духовным руководителем этого центра, говорит: вы и есть творец, вы сами – творец своего счастья и страдания. В нашем уме присутствует невежество, которое ведет к страданиям, и это все, в свою очередь , неразрывно связано с такими состояниями ума как гнев и привязанность. Эти состояния ума мы можем назвать дефективными. И когда эти состояния ума вас полностью захватывают, вы совершаете действия, которые можно назвать неискусными. Тогда мы начинаем говорить о неблагой карме или о дефективной, загрязненной карме. Таким образом, оказывается, что весь цикл, все колесо неудовлетворительного существования происходит именно из этих причин.
С другой стороны, ум можно полностью очистить. Разумеется, мы рождаемся с этим невежеством; оно очень глубоко в нас засело. Это окончательное, поражающее нас невежество глубоко в нас сидит. Однако то, что мы с этим невежеством рождены, не означает, что оно неустранимо, что мы не можем от него избавиться. Мы можем избавиться от этого невежества; избавиться от цепляния за «я». Мы можем зародить, или развить, противоядие для него, и противоядие это – мудрость постижения бессамостности. Когда мы обретаем эту мудрость, когда мы вступаем в мудрость постижения бессамостности, то обретаем способность по-настоящему жить ради других.
Примерно в таком направлении я и буду развивать сегодняшнюю лекцию.
[Продолжение следует]