Лама Сопа Ринпоче. Советы о конфликтах в Дхарма-центре
Лама Сопа Ринпоче ежегодно получает тысячи писем от людей, ищущих наставлений по поводу множества вопросов. Чтобы советы ринпоче принесли пользу другим, мы публикуем их здесь.
Здесь вы найдёте советы о том, как решать конфликты с другими студентами в Дхарма-центре, меняя своё восприятие, памятуя об их прошлой доброте и глядя на них с открытым сердцем. Ринпоче говорит, что трудные люди в центре помогают нам практиковать преобразование мыслей, и особенно терпение и сострадание.
С настроем помочь [ответ в ноябре 2013]
Совет центру, где возникли трудности с человеком, остановившимся там.
Конечно, я понимаю ситуацию молодого человека и его характер. Если центр может ему помочь, это хорошо. Имея намерение помочь и используя любые трудности для развития ума в Дхарме, можно развивать свой собственный ум в весьма позитивном ключе.
В основном все думают только одним способом, поэтому мы должны быть открыты для изучения новых путей; думать по-другому и не всегда ставить себя на первое место. Будда практиковал шесть парамит в течение трёх бесчисленных эонов, принёс огромные жертвы ради блага других, и таким образом достиг просветления.
Источник: https://www.lamayeshe.com/advice/having-attitude-help
Жалобы на директора [ответ в мае 2011]
Ринпоче дал следующий совет трём студентам, которые жаловались на директора центра.
Дорогая Эмма,
Спасибо за ваше любезное письмо. Это письмо для трёх драгоценностей, исполняющих желания — Салли, Эммы и Ингрид.
Да, я слышал жалобы от директора, как и от вас. Реальность такова, что негатив есть с обеих сторон. Я не говорю, что одна сторона полностью невинна, а другая виновата, если только одна из них не Будда. В таком случае, это моя собственная проблема.
Я снова хочу напомнить вам следующее. Если мы принимаем карму, то, во-первых, есть то, что мы переживаем посредством чувств. Какие бы видимости ни являлись нам, это результат прошлой хорошей и плохой кармы. Слышали ли вы о том, что одна жидкость по-разному появляется перед претами, существами ада, существами мира богов и Буддой? Решение в том, что если мы хотим насладиться нектаром, мы должны очистить негативную карму видеть гной.
В вашем письме, вы ни разу не говорите о вашей собственной негативной карме и неправильных представлениях. В письме всегда пишут так, как будто один идеален, а другой постоянно неправ. В письме не говорится о ваших собственных ошибках, только об ошибках других. Это моё общее видение, как я вижу ваше письмо.
Если вы искренне заботитесь об организации центра и ФПМТ, я это очень ценю. Одна из причин, по которой люди критикуют центр, в том, что вы критикуете его перед внешним миром, поэтому когда люди слышат о центре, они также начинают его критиковать. Они как дети, верящие плохим вещам из телевизора.
Мой аттендант приедет к вам в этом месяце от моего имени, чтобы изучить положение вещей и посмотреть, что можно сделать для улучшения и измения ситуации.
Даже целый мир может внезапно опустеть. Карма места может измениться, она не всегда одинакова. Я спрашивал Ингрид, могла бы она стать директором, но не получил пока ответа.
Ранее в другом центре все жаловались на директора. Мы назначили одного из людей, которые жаловались, новым директором, и затем все стали жаловаться на нового директора.
С любовью и молитвами …
Источник: https://www.lamayeshe.com/advice/complaints-about-director
Советы о том, как быть с трудными людьми [Ответ в декабре 2006]
Ринпоче дал следующий совет о том, как иметь дело с явно трудными людьми, двум студентам, которые работали в качестве смотрителей в ретритном центре ФПМТ.
Мои самые дорогие,
Я надеюсь, что у вас всё очень хорошо, и я хотел бы поблагодарить вас за всю вашу неизменную преданность и служение на благо живых существ и учений Будды. Спасибо за заботу о медитирующих в ретритном центре, которые пытаются практиковать Дхарму, чтобы достичь просветления, освободить живых существ от океана страданий сансары и привести их к просветлению.
Я уверен, что в течение длительного времени, особенно в последнее время, у вас, вероятно, было много мыслей о том человеке, которого вы упоминали [в вашем письме], чье поведение кажется довольно трудным. На мой взгляд, ситуация с этим человеком в том, что он довольно сильно отличается от других. На мой взгляд, у него есть своя собственная особенная карма, с ним происходит множество разных ситуаций: он очень замерз, потому что его ретритный дом расположен под деревьями и на него не светит солнце; множество насекомых пробрались в его дом, так что он провел много месяцев, просто собирая насекомых. Может быть, это потому что он не содержал дом в чистоте. В любом случае, независимо от чего бы то ни было, у него есть своя особенная карма.
В учениях Будды сказано, что нет людей с одинаковой кармой. Некоторые люди переживают одну вещь как невыносимое страдание, а другим она приносит удовольствие. Таким образом, мы должны признать: мы не можем ожидать, что у всех будет одинаковая карма.
Если вы подумаете, что каждый человек имеет свою собственную карму и что все воспринимают разные вещи в соответствии с их собственной кармой (будь это благословение или большая проблема), если вы увидите это в таком свете, то сможете лучше понять ситуацию, и это станет причиной зарождения сострадания.
У будд и бодхисаттв сильнее сострадают злыми, заблудшим, эгоистичными существам, которые создают более тяжелую карму, потому что у они сильнее страдают. Будды и бодхисаттвы больше заботятся именно о таких существах. К ним можно отнести также людей, которые, когда вы делаете что-то хорошее для них, не видят вашу доброту, воспринимают только вред и критикуют вас. Такие размышления помогают вам зарождать сострадание, терпение и терпимость.
Например, был индийский саддху, который всегда критиковал ламу Атишу, всегда был зол на него, создавал проблемы, и т. д. Другие люди думали, что лама Атиша не должен поддерживать с ним близкие отношения, и просили, чтобы саддху покинул ламу. Но лама Атиша всегда держал его при себе.
Кроме того, у геше Сопы Ринпоче в течение тридцати лет был один аттендант. Думаю, геше Сопа встретил его в аэропорту. У него была сильная карма с геше-ла, и он был главным человеком из тех, кто помогал геше-ла в университете. Тем не менее, за все эти годы, что он был с геше-ла, он не поладил ни с кем из окружения геше Сопы, даже с другими геше и учениками. Так много людей были недовольны им, и даже другие геше просили геше Сопу не держать его при себе. Кроме того, сам аттендант бывал очень зол на геше Сопу. Геше Доньо (настоятель Сера Дже) даже заплакал, когда услышал, как аттендант бранил геше Сопу; обычно люди так с геше Сопой не говорили. Это очень расстраивало его учеников.
Еще один из аттендантов геше Сопы Ринпоче предложил геше-ла избавиться от сложного аттенданта. Геше Сопа Ринпоче сказал: «Если бы мне пришлось выбирать, кому уйти, между тобой и тем аттендантом я бы выбрал тебя».
Аттендант даже оказывал влияние на центр, создавая сложности другим людям. Но геше Сопа никого не слушал и держал его при себе всю жизнь. Аттендант стал монахом, а затем выполнил ретрит по Ваджрасаттве. Он умер во время ретрита.
Кроме того, в Институте ламы Цонкапы в Италии есть монах, который бывает очень сердит. Часто во время больших торжеств в центре, особенно в день самого торжества, он злится и буквально бросает столы. Во многих центрах есть подобные люди, может быть, один или два человека. У центров есть карма иметь таких людей.
Так что всё дело в карме. Иметь в центре подобного человека — чрезвычайно полезно и хорошо. Как я уже говорил в учениях о преобразовании мыслей, эти люди действительно заставляют вас практиковать преобразование мыслей, особенно терпимость и сострадание.
Эти трудные люди существуют, потому что все явления пусты, полностью пусты, потому что всё имеет взаимозависимое происхождение и зависит от причин и условий, от основы, мысли, обозначающей основу и веры в это. Я просто упоминаю еще один способ рассмотреть эту ситуацию, есть разные точки зрения и способы использовать ситуации, которые помогают вам достичь просветления. Если вы используете эту ситуации таким образом, она поможет вашей практике и вашему будущему просветлению.
Даже Его Святейшество Далай-Ламу, который, как исторически доказано, является Ченрезигом, предсказанным Гуру Буддой Шакьямуни, критикуют многие тибетцы. Некоторые люди пишут книги, критикующие Его Святейшество. Такие вещи случаются из-за кармы, которая вынуждает живых существ критиковать даже бодхисаттв, а это невероятно тяжелая негативная карма. Критика будд и в особенности гуру — тоже очень негативная карма. Такая тяжелая негативная карма приведет рождению в адских мирах на протяжении эонов. Люди критикуют его и в эту эпоху упадка используют своё драгоценнейшее человеческое тело, с которым они могут достичь просветления за одну короткую жизнь, чтобы заполучить рождение в адских мирах. И это не всё! Они также дурно влияют на многих других людей, которые затем потеряют веру, тоже создадут много тяжелой негативной кармы и тоже переродятся в адских мирах.
Вы молодые и исключительно добрые и способные люди. Если у вас просто есть мысль, что служить медитирующим в ретритном центре, помогать им и служить им, это просто замечательно! Как сказал Миларепа людям, которые заботятся и служат медитирующим: «Медитирующий на скале и благодетель, подносящий ему еду, обладают благоприятными условиями для достижения просветления вместе».
Это означает, что во всех будущих жизнях вы добьетесь исполнения своих желаний, они будут легко достижимы, люди будут обеспечивать вас всем, что вы только пожелаете, в том числе всеми реализациями, — всё это благодаря тому, что вы делаете сейчас для медитирующих. Ввы сейчас исполняете их желания, и поэтому другие живые существа станут источником исполнения желаний для вас во всех ваших будущих жизнях.
Я просто объясняю, как по-разному переживается карма. Пожалуйста, используйте эту ситуацию для того, чтобы освободиться от сансарного страдания шести миров и чтобы быстро достичь просветления.
Я очень хотел бы снова поблагодарить вас обоих.
С большой любовью и молитвами…
Источник: https://www.lamayeshe.com/advice/advice-dealing-difficult-people
Конфликты с сокурсниками [Ответ в декабре 2006]
В телефонном разговоре с учеником Ринпоче рассказал о том, как разрешать конфликты с другими учениками своего гуру и дал совет для избавления от прошлых и нынешних обид, изменяя собственный ум.
Уже некоторое время я хотел сказать тебе следующее. Может быть что-то было между тобой и этим человеком прежде, какое-то время назад, но теперь я хочу, чтобы ты изменила свой взгляд на неё и нашли в отношениях с ней гармонию. Измени свой старый взгляд на неё, и вместо этого смотри на неё с открытым сердцем, видя её в качестве одной из из пор своего гуру.
Выражение «пора гуру» говорит о том, как следует воспринимать того, кто связан с гуру, — это его часть, она неотделима от гуру, и, следовательно, к ней надо испытывать такое же уважение, как и к самому гуру. Если ты сделаешь это, она также изменит своё отношение к тебе. Она тоже больше не будет смотреть на тебя по-старому, и проблема исчезнет.
В будущем, когда у вас снова возникнут разногласия, разумеется, хорошо будет рассказывать ей о своих идеях, давая ей возможность по-новому посмотреть на вещи. Но делать это надо с открытым сердцем, любовью, заботой и желанием помочь, никого не огорчая никого. Всегда смотри на неё с открытым сердцем, как на одну из пор гуру. Тогда никаких проблем не будет.
То же самое и с другими людьми, из-за которых ты можешь сейчас переживать. Помни, что они были очень добры к тебе в прошлом. Они много тебе помогали. Благодаря им ты смогла испытать и исчерпать очень много своей прошлой негативной кармы.
Поэтому ты должна смотреть на них как на одну из пор гуру и с открытым сердцем просить прощения за любые прошлые трудности и благодарить за всю их доброту к тебе. Таким образом, когда ты изменишь свое представление о других, они также смогут измениться.
Источник: https://www.lamayeshe.com/advice/conflicts-fellow-students
Жизнь с трудным студентом [Ответ в декабре 2006]
Ринпоче дал следующий совет ученику насчёт другого ученика, с которым было довольно трудно жить, о том, как лучше справиться с ситуацией.
Хорошо напрямую обсуждать с человеком ваши проблемы, или говорить о том, что вам от них нужно.
Не злитесь, будьте как родитель. Проявлять твёрдость или неоднократно просить человека выполнять свои обязанности совершенно нормально. Будет здорово, если вы постараетесь проявить участие. Думайте о себе, как о любящем родителе. Что бы вы ни говорили этому человеку, говорите так, чтобы это принесло ему пользу.
Источник: https://www.lamayeshe.com/advice/living-difficult-student