Ламы Сопы Ринпоче. Советы о ньюнгне
Польза ньюнгне
По поводу практики Ньюнгне лама Сопа Ринпоче дал следующий совет:
Ньюнгне — один из самых мощных, благотворных и быстрых способов развить бодхичитту, накопить обширную заслугу для достижения просветления, стать Ченрезигом, освободить живых существ из океанов страданий сансары и привести их к просветлению.
Выполнять эту практику в триллион, миллиард раз лучше, чем стать олимпийским чемпионом. Выполнив так много ньюнгнэ, вы становитесь невероятным чемпионом; именно это приносит высшее счастье бесчисленным буддами и бодхисаттвам и предельно быстро приводит живых существ к просветлению. Если вам предстоит выполнить много ньюнгнэ, хорошо было бы получить великое посвящение Ченрезига, чтобы обрести его благословения.
Нет нужды выполнять все ньюнгнэ за один раз; можно понемногу выполнять их каждый год, периодически. Просто постепенно продвигайтесь и в конечном итоге сможете их завершить. Некоторые люди выполняют 50 ньюнгнэ подряд, но для вас это не обязательно.
Попытайтесь выполнять некоторые из ньюнгнэ в дни Будды, когда заслуга приумножается в 100 миллионов раз. Некоторые центры ФПМТ выполняют 8 или 3 ньюнгнэ подряд во время Сака Дава и других дней Будды. Это невероятно мощная практика, невероятный способ развития бодхичитты.
[Примечание: Дни Будды — это 15 лунный день Лосара (первого месяца по тибетскому календарю), Сака Дава (день рождения, просветления и ухода Будды Шакьямуни), день первого учения Будды и день нисхождения Будды с небес Тушиты (Лхабаб Дючен). Точные даты на каждый год можно посмотреть в тибетском календаре].
Спасибо за ньюнгне
Приведенное ниже письмо Ринпоче отправил ученику, который уже выполнил 200 ньюнгнэ и продолжал практиковать, чтобы в общей сложности выполнить тысячу.
Спасибо, что выполнили так много ньюнгнэ. То, что вы осуществили, действительно невероятно! Хотелось бы и мне когда-нибудь подобное совершить. Думаю, мне нужно больше медитировать над непостоянством и смертью, низшими царствами и кармой.
Если вы сможете завершить эту 1000 ньюнгнэ, это будет невероятно. Шинэ (безмятежное пребывание, шаматха) – это лишь один из малых аспектов пути, но ньюнгнэ — это причина для достижения пути к просветлению и обретения всех качеств Будды; кроме того, оно очищает неблагую карму множества эонов. Выполнение всего одного ньюнгнэ очищает неблагую карму сорока тысяч эонов; более того, в зависимости от силы сострадания, которое вы зарождаете, и, разумеется, того, зарождаете ли вы бодхичитту, вы можете очистить гораздо больше.
То, что вы осуществили эти ньюнгнэ — вау! Это нечто потрясающее! Это чудо и невероятный подарок Его Святейшеству Далай-ламе, бесчисленным буддами и бодхисаттвам. Вы и представить не можете, неблагую карму скольких сотен тысяч миллионов эонов смогли очистить этой практикой; неблагая карма множества эонов исчерпана.
Надеюсь, вы не скучаете по этой неблагой карме, не вспоминаете о ней с тоской перед сном. Рано или поздно вы станете бодхисаттвой. Подобно тому, как на футольном матче десятки тысяч людей вскакивают и хлопают в ладоши, так же апплодируют и все будды и бодхисаттвы десяти направлений, даже из чистых земель — равно как и из Швейцарии — особенно будды и бодхисаттвы из Швейцарии.
Это ваше лучшее подношение, это наилучшее служение живым существам; так вы накапливате самую обширную заслугу. Выполнение всех этих практик и простираний — невероятное очищение. Повторяя имена тридцати пяти будд, выполняя медитацию и повторение мантры Ченрезига и совершая Ченрезигу подношения, вы накапливаете такую же заслугу, как от совершения подношений всем буддам — а в добавок к этому принимаются восемь обетов махаяны. Вау! Это необычайно, великолепно! Благодаря принятию этих обетов с мотивацией бодхичитты создается безмерная как небеса заслуга. Это невероятное очищение; можно достичь всех качеств будды. Это просто потрясающе.
Умереть, практикуя Дхарму — нечто чрезвычайно редкое. По большей части — с безначальных рождений до настоящего времени — мы следовали лишь за привязанностью, гневом, завистливым умом, гордыней и невежеством. Мы бесчисленное множество раз умирали, следуя за этими состояниями ума; мы бесчисленное множество раз умирали, поддаваясь омрачениям, и бесчисленное множество раз умирали от того, что создавали неблагую карму. Именно так мы обычно умираем.
Пожалуйста, каждый день возносите истовые молитвы, совершая посвящение заслуг тому, чтобы проект “Майтрея”, а также все проекты в организации и все проекты в каждом центре приносили благо живым существам, а также учениям Будды и миру во всем мире. Я уверен, что именно так вы и посвящаете заслугу.
Я хотел бы поблагодарить вас от имени всех центров и учебных групп ФПМТ — равно как и от имени всех стран на планете. Я также хочу поблагодарить вас от лица всех живых существ.
Вы знаете, что Будда всегда был просветленным, достигнув просветления множество эонов назад, но чтобы показать нам, как достичь пути, как освободиться от всех страданий и их причин, от омрачений беспокоящих мыслей — омрачений и тонких омрачений, — и как достичь совершенных качеств реализации, Будда явил полное просветления. Такое может произойти, только если терпеть лишения, практикуя Дхарму. Таким образом, нельзя достичь просветления с привязанностью, просто стремясь к удовольствиям сансары, к удовольствиям этой жизни — таким, как жизнь в роскошном месте и вкушение роскошной пищи.
Именно поэтому Будда осуществил двенадцать святых деяний. Сойдя с Тушиты, он пережил зачатие, рождение и затем осуществлял то, что делают нормальные люди — играл в юности, соревновался, женился, — а затем узрел подлинное страдание, рождение, смерть, старость и болезнь, оставив дом: царский дворец, где у него было всё, все виды богатства и власти — не как у обычного домохозяина, а как у царя. Затем он прожил шесть лет как аскет. Вы видите это на тех изображениях, где у него выпирают все ребра и кости. Затем он подавил миллионы мар, когда они попытались напасть на него в ту ночь, что предшестововала обретению им просветления. Он подавил этих демонов, мар, просто поддерживая любящую доброту — какие бы ужасы они на него ни обрушивали. Кроме того, пожилая и молодая женщина пытались потревожить его, демонстрируя ему свои половые органы и тела. После просветления он повернул колесо Дхармы – трижды – и затем явил видимость смерти.
Все это он сделал не для себя. Он уже достиг просветления за бесчисленные эоны до того, но осуществил эти деяния, чтобы показать нам, насколько важно для нас довести до совершенства качества и обрести реализации, чтобы достичь просветления — претерпевая все трудности. Тогда вы сможем освободить бесчисленных живых существ в каждом из царств от океанов страданий сансары и привести их к просветлению. Деяния Будды невероятны, невообразимы — он каждую секунду освобождает бесчисленных живых существ из низших царств, от сансары и от низшей нирваны, и кажду секунду приводит их к просветлению. Вы и вообразить не можете, насколько это невероятно; и достигается все это посредством тех лишений, которые вы терпите сейчас. Итак, вы видите все виды пользы — именно так достигается путь к просветлению. Каждому пути присущи невероятные качества; Будда обладает качествами, безграничными как небо: святым телом, святой речью и святым умом. Будда прошел через безграничные как небо тяготы. Тяготы, которые нам нужно претерпеть — почти ничто по сравнению с тем, через что прошел Будда. Будда отдавал свои жизнь и тело бесчисленное множество раз. Он на протяжении трех неисчислимых эонов отдавал свое тело, части тела и глаза. Три несчислимых эона он практиковал нравственность, терпение, упорство, сосредоточение и мудрость. Кажое из этих совершенств он практиковал на протяжении трех великих эонов.
Кадампинский геше Канглунгпа говорил: “Я никогда не слышал о том, чтобы великие практикующие медитации умирали от голода и жажды, и никогда не услышу о таком в будущем”.
Все дело в том, что если вы серьезно практикуете Дхарму, такого не произойдет. Если вы не практикуете серьезно — внешне создаете видимость практики Дхармы, но на самом деле практику не выполняете — тогда могут возникнуть такие проблемы, как смерть.
Особенно хорошо сделать перерыв после выполнения 100 ньюнгнэ. Вы сами можете решить, как поступить.
Служение в ФПМТ не означает, что вы просто занимаетесь конкретной работой или осуществляете различные проекты. Выполнение 100 или особенно 1000 ньюнгнэ, и особенно медитация на ламриме тех, кто много лет пребывает в ретрите – то же самое, что и служение посредством работы.
Учения Дхармы даются для практики, для достижения реализаций; центры существуют, чтобы предоствлять учения Дхармы. Разве могут живые существа освободиться без практики? Могут ли они освободиться без реализаций? Ради каждого, кто посвящает свою жизнь Дхарме, достижению пути, достижению просветления, освобождению бесчисленных живых существ из океанов страданий сансары и приведению их к просветлению – именно ради этого существуют философские учения, именно для этого проводится мастерская программа. Вывод таков: нужно практиковать и достигать реализаций.
Выполнение этих ньюнгнэ — самый невероятный способ достижения пути к просветлению, особенно достижения сострадания и великого сострадания — бодхичитты; это нечто подлинно невероятное.
На сегодняшний день у нас есть одна монахиня в Колумбии, которая выполнила 200 или более ньюнгнэ. Думаю, она все еще планирует завершить 1000. Сейчас она в Бразилии, где помогает центрам и своей матери, а где-то через месяц или около того продолжит выполнять ньюнгнэ.
Геше Лама Кончог выполнил 2 тысячи ньюнгне. Геше Лама Кончог осуществлял деяния, подобные деяниям самого Будды — прожил шесть лет в пещере, разорвав всякую связь с другими людьми, и вместо того, чтобы искать пищу, выполнял практику сущности ветра (а не практику сущности пилюль). Я видел его пещеру в Цуме, рядом с пещерой Миларепой. Знать историю его жизни — нечто изумительное. Люди узнали ее позже, когда он спустился с гор. После своего проживания в пещере он выполнил трехлетный ретрит у подножия дерева.
Кроме того, в той же области жил другой лама, который выполнил 2 тысячи ньюнгнэ; его ученик выполнил 3 тысячи. Этот лама принес пользу многим районам Непала и Соло Кумбу. Он положил конец ведению охоты; установил закон, в соответствии с которым людям запрещено было охотиться на животных — и этот закон все еще действует во многих частях Непала. Он также побудил людей в этих областях практиковать ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и принимать восемь обетов махаяны, что столь полезно.
От всего сердца вновь благодарю вас за выполнение этой практики.
С большой любовь и молитвами, Лама Сопа
Ньюнгне
Монахиня выполнила 65 ньюнгне за один год и стремилась выполнить 100, чтобы поднести их Ринпоче. Ринпоче написал ей следующее письмо, так как родители монахини сказали, что хотели бы, чтобы она находилась рядом с ними.
Моя дорогая Лесли,
Я с большой радостью узнал о вашем ретрите. Вам нужно поддерживать связь с родителями и проживать там, где эту связь возможно поддерживать. Я счастлив, что они также вас поддерживают, поэтому хорошо сохранять с ними связь.
Большое спасибо за все ваше служение и ваши невероятные достижения. Думаю, все будды и бодхисаттвы со мной согласятся.
Была очищена неблагая карма множества эонов; теперь вы ближе к просветлению и ближе к трем основам пути. Невообразимая заслуга накапливается всего за одну сессию, благодаря чтению мантр и сохранению обетов с мотивацией бодхичитты. Это невероятно полезно для живых существ и радует Ченрезига и будд и бодхисаттв. Вы можете стать Гелонгмой Палмо двадцатого века – из ФПМТ. Как вам такая мысль?
Из этой практики вытекает все: ваше счастье и счастье живых существ. Ваша практика — это пуджа, предназначенная для чего угодно: для меня, для ваших родителей, для всех. Вам нужно сказать родителям, что вы посвящали им заслуги. Скажите им, что вы пытаетесь принести пользу живым существам и посвящаете заслугу своей семье и всем существам. Скажите, чтобы они не беспокоились, что ваша жизнь подобна пребыванию на небесах или в чистой земле, благодаря всем имеющимся условиям для практики. Хотя внешне все кажется простым, на уровне ума это чистая земля. Я вижу, что в ФПМТ множество людей выполняют ньюнгнэ — тысяча или две тысячи человек. Очень хорошо, что многие люди выполняют эту практику.
Даже в будущих рождениях вам следует продолжать выполнять ньюнгне — до тех пор, пока вы не обретете просветление.
Поздравляю вас от лица всех будд и бодхисаттв.
С любовью и молитвами,
Лама Сопа
“Вы не одиноки, потому что вас всегда окружают бесчисленные будды и бодхисаттвы; повсюду вокруг, они любят вас, направляют вас — вот что они делают”.
Ринпоче дал следующий совет по практике ньюнгне.
Я очень рад, что вы интересуетесь выполнением ньюнгне. Это прекрасно. Замечательно!
Ньюнгне не просто очищает неблагую карму множества эонов; оно особо развивает сострадание, то есть бодхичитту, и существенно приближает нас к просветлению, к способности приводить к просветлению всех живых существ — именно такова наша высшая цель в жизни. Оно также приближает нас к Гуру – Будде Сострадания.
Если вы выполняете одно ньюнгне, начитывая все больше ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и зарождая все большее сострадание к другим, во всех рождениях вас будет направлять Ченрезиг. Если вы обратитесь к Ченрезигу с одной молитвой, во всех будущих рождениях Будда Сострадания снова и снова будет вас направлять. Об этом повествует история:
В прошлом человек, которого звали Ньюктук, блуждал после смерти в промежуточном состоянии. Он испытывал сильный страх. Затем к нему снизошел белый свет, и на кончике белого луча находилось существо-арья. Правая рука арьи совершала мудру дарования высших реализаций, а левая держала стебель белого лотоса. На нем были шарфы и драгоценные украшения; он был исполнен святости и красоты, наделен признаками и чертами [просветленного] и излучал свет. Арья опустился перед Ньюктуком и обратился к нему: “Не бойся, сынок. Я — Арья-Сострадательный; я пришел, чтобы направить тебя по пути”. Такие слова он сам изрек своими святыми устами.
После этого волоски на теле Ньюктука поднялись, из глаз потекли слезы, возникла преданность; он коснулся макушкой стоп Сострадательного Будды и сказал: “Почему ты явился такому жалкому существу, как я? По какой причине ты меня направляешь?”.
Будда Сострадания ответил: “Причина в том, что в одной из своих прошлых жзней ты приглядывал за слоном, который принадлежал царю. Ты столкнул маленького слоненка со скалы. В силу кармического следствия этого в следующей жизни тебе предстояло упасть со сколы. В этот момент ты вознес молитву: “Прошу, Будда Сострадания, пойми!”. В тот раз я спас тебя от падения со скалы, и с тех пор направлял тебя во всех своих рождения. Я направляю каждого, кто обращается ко мне с хотя бы одной просьбой”.
Если вы каждый день повторяете ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ всего один раз, это предотвращает ваше рождение в царстве животных. Если вы повторяете мантру 100 раз, то очищается неблагая карма рождения в низших мирах. Если вы повторяете ее 1000 раз, то родитесь в чистой земле Будды Амитабхи. Если вы повторяете ее 10 тысяч раз в день, то будете осуществлять обширные деяния ради живых существ.
В прошлом очень глупый человек, который ничего не знал о Дхарме, пас коз. Единственное, что он умел — повторять ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Когда он умер, из трупа его вышла радуга, которая растворилась в небесах. Он отправился в чистую землю — Наро Качо. Другие люди были этому свидетелями. Слоги ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ естественным образом проявились на его черепе, и этот череп стал объектом почитания других добродетельных друзей.
Таким образом, вам невероятно повезло, что вы способны практиковать ньюнгнэ. Ваш ретрит очень важен. Вы можете посвящать заслуги миру и всем живым существам, покою и счастью, зарождению сострадания, добросердечия и бодхичитты во всех террористах и людях, склонных к насилию, в уме каждого человека, который испытывает столь сильную ненависть к Америке и самому себе. Также посвящайте заслуги людям, у которых есть тяжелая карма, ведущая к страданиям от огня и других элементов. Множество животных погибло в лесных пожарах: муравьи, крупные и маленькие существа. Молитесь о них. Выполняйте ради них ньюнгне. Выполняйте ньюнгнэ ради всех больных, ради всех, кого пытают, кто лишен дома, не имеет дохода и работы.
Перевод с английского дост. Лобсанг Тенпа