О практике Тары для развития центра
О пудже Тары
Это объяснение по поводу пуджи было дано Ламой Сопой Ринпоче группе учеников, практикующих в ретритном центре Тушита, 4 июля 1982 г.
Причина, по которой мы читаем эту молитву Таре изложена в просьбе, вот в чём её суть: “Пусть все желания учеников Ламы Еше и всех остальных живых существ, направленные на достижение как временного, так и постоянного счастья, будут исполнены”. Пусть они быстро, беспрепятственно и без усилий обретут всё, к чему стремятся. Вот в чём причина. Разумеется, мы делаем это и для того, чтобы выполнить наши собственные желания тоже.
Если говорить более подробно, то Лама Еше и многие члены сангхи очень много работали, приложили много усилий для того, чтобы создать для монахов и монахинь монастырь Наланда — место, где монахи и монахини могут жить вместе, чтобы заниматься тем, чем должны — постоянно учиться и практиковать Дхарму, хотя на самом деле учёба и практика — это одно и то же. Когда мы особенно молимся об успехе Наланды, мы также должны молится о благе всех живых существ, особенно тех, кто живёт на Западе, в “варварских” странах, мы должны молиться о том, чтобы тьма неведения в их умах была рассеяны светом Дхармы.
Мы все понимаем, как сильно нам необходимы Дхарма-центры. Вы все слышали, что сказал Его Святейшество Сонг Ринпоче во время Праздника просветления — мне лично его слова очень помогли. Его Святейшество сказал, что если по утрам, когда мы умываемся, мы делаем это с привязанностью, то такое действие становится “дигпа”, отрицательной кармой. Ринпоче сказал, что по утрам мы должны готовить алтарь и совершать подношения полю заслуг, и делать это мы должны с чистыми телами. Именно по этой причине мы и мы моемся по утрам. Если, помня об этом примере, вы посмотрите на людей, живущих на Западе, то поймёте, что за жизнь они ведут.
На протяжение огромного множества жизней они копили заслуги и молились о том, чтобы обрести человеческое тело. Жизнь за жизнью они претерпевали много трудностей, практикуя щедрость — причину обладания ресурсами. Жизнь за жизнью они претерпевали много трудностей, практикуя нравственность — причину перерождения в верхних мирах. Спустя бессчётное количество жизней они наконец-то достигли своей цели — обрели человеческое тело. Но посмотрите, как они его используют. После того, как они потратили столько времени и сил, после того, как они создавали причины на протяжение стольких жизней, они обрели результат, но теперь они растрачивают его впустую, теперь они используют его, чтобы создавать причины для рождения в нижних мирах. Как будто недостаточно того, что они создавали карму рождения в нижних мирах, пока находились в нижних мирах — кажется, что они получили человеческое тело лишь для того, чтобы создавать ещё более тяжкую отрицательную карму, карму, которая снова отправить их вниз. Это полный абсурд.
С помощью привязанности они днём и ночью поддерживают свою постоянную занятость, заботясь о комфорте одной лишь этой жизни. Они заняты учебой, работой, всевозможными вещами, которые кажутся разными, но на поверку оказываются одним и тем же — действиями, выполняемыми из-за привязанности к комфорту этой жизни. Как сказал Его Святейшество Сонг Ринпоче, используя пример с умыванием, все подобные действия являются отрицательными, не важно, как они выглядят.
Посмотрите на разницу между тем, чем мы занимались сегодня — делали пуджу Тары — и тем, как они проживают свои жизни. Посмотрите, как отличаются наши жизненные цели от их. Они так заняты, столько переживают, столько страдают. Не обращайте внимания на их материальные ресурсы и удовольствия, подумайте об их взглядах, о том, чему они посвящают свои жизни, как они проводят своё время. Постарайтесь понять разницу между той пользой, которую мы получаем всего за один день здесь, и тем, чем они заняты всю жизнь. Что бы они ни делали, из-за привязанности ничто не сможет помочь им в момент смерти или в будущих жизнях, не говоря уже о просветлении. Но то, чем мы занимались здесь, может принести нам все временные и абсолютные виды пользы.
Вы видите, как невежественны они в вопросах Дхармы, как слепо их око мудрости. Умы миллионеров из высшего общества, людей, принадлежащих к среднему классу и тех, кто живёт в бедности, заняты одной только этой жизнью, они больше не о чём не задумываются. Кроме того, они переживают только о себе, они постоянно нервничают и боятся потерять комфорт и своих любимых, попасть в нежеланную ситуацию, не получить то, чего они хотят. Находясь в неведении относительно кармы и существования будущих и прошлых жизней, они проживают свои жизни в страдании. Когда мы сравниваем их жизни и то, что мы сделали всего за один сегодняшний день, то чувствуем огромное сожаление и печаль, все эти люди становятся объектами нашего сострадания. В результате вы понимаете огромную необходимость в распространении Дхармы на Западе.
И поэтому нужны места для практики Дхармы, нужны люди, которые будут там работать, организовывать учения, создавать условия для практики и так далее. В наших центрах много таких людей, они работают так много, что иногда у них нет времени на отдых, им не хватает времени на еду и сон, потому что они слишком заняты, работая ради других. У них нет времени на учёбы или практику в затворе. Иногда они чувствуют сильное уныние, своего рода безнадёжность. Более того, хотя такие работники, например, директор, трудятся ради других, создают условия для того, чтобы другие изучали Дхарму, работают так много, что им не хватает времени на отдых и сон, другие люди в центре могут критиковать их. Они жалуются: “Он плохо работает”, хотя он делает всё, на что способен, в соответствии со своими возможностями и пониманием, хотя он искренне, от всего сердца посвящает себя работе. Вместо того, чтобы благодарить его, другие люди его ругают. Вот с какими трудностями сталкиваются сотрудники центров.
Чтобы успешно распространять Дхарму вширь и вглубь, чтобы доносить её до разных людей, необходимо создавать определённые условия. Те, кто работают над этим, очень волнуются, что их усилия ни к чему не приведут. Они сталкиваются со множеством трудностей, испытывают много проблем, связанных с телом и умом. Но если они не посвятят свои жизни такой работе, у других не будет возможности учиться и практиковать в затворе; такие возможности — места, учителя и всё необходимое — возникают благодаря этим сотрудникам, которые так тяжело работают. У живых существ не было бы ни одного шанса получить учения, учиться и так далее, если бы другие не посвятили свои жизни тяжёлому труду, не пожертвовали бы своим собственным желанием потратить свою жизнь на учёбу, образование и затворы.
Действия всех будд проявляются в образе Тары, чтобы исполнять наши желания, желания живых существ. И поэтому очень важно, чтобы мы молились ей. Поскольку у многих из нас есть близкая связь с Тарой и благодаря её великому состраданию и любви к живым существам, если мы искренне и с огромной верой будем молиться её, если мы примем в ней прибежище и будем полностью на неё полагаться, они совершенно точно поможет нам устранить все препятствия и дарует успех в деле распространения чистых учений Будды, особенно на Западе.
Если центры, где мы учимся, будут развиваться, то и у каждого из нас будет больше возможностей получать учения и развивать нашу личную практику Дхармы. Но развитие каждого центра зависит от коллективной кармы его участников, а не только от кармы директора. Если что-то идёт не так, это вина не только одного директора; если у людей нет возможности учиться, значит, препятствия возникли из-за коллективной кармы. Некоторым людям всегда легко учиться в центре, другим это даётся очень непросто. Это зависит от заслуги каждого человека. Так что каждый, кто хочет учится, должен накапливать свою собственную заслугу для своего личного прогресса. И мы делаем это каждый раз, когда молимся Таре, мы создаём причины для того, чтобы преуспеть в изучении Дхармы ради нашего блага и блага других.
Если вы хотите полностью завершить своё изучение и практику Дхармы, чтобы приносить огромную помощь живым существам, через Дхарма-центр или сами по себе, вы должны создать для этого причины, например, молиться каждый день особому божеству — Таре, выполнять основополагающие практики, такие как подношение мандалы или семизвенная пуджа. Подобные действия принесут временное и абсолютное счастье вам самим и другим, благодаря ним исполнятся все ваши желания. Если же вы не создаёте подобные причины, то, несмотря на ваше горячее желание преуспеть и искреннюю преданность, вы столкнётесь с невероятными сложностями — даже если вы встретите квалифицированного учителя, то не сможете у него учиться, потому что не получите визу, у вас не будет денег, возникнут проблемы с мужем или женой, из-за болезни — существует столько разных препятствий для практики Дхармы. Даже если вы захотите уйти в затвор на годы, что-то помешает вам это сделать. Всё зависит от создания причин, накопления обширной заслуги и очищения препятствий. Даже тем, кто занимается бизнесом — кто не практикует Дхарму, кто не религиозен — требуется удача, чтобы достичь успеха. Если удача не на их стороне, ничего не выходит. Поэтому эту удачу, эти заслуги необходимо накапливать.
Когда вы молитесь Таре, то должны помнить о тех, кто тяжело трудится ради центров, полностью посвящая себя тому, чтобы днём и ночью создавать условия для того, чтобы другие живые существа могли встречаться и практиковать Дхарму. Сначала мы должны где-то встретиться с Дхармой, и именно доброта других делает такую встречу возможной. Так мы впервые знакомимся с Дхармой — потому что кто-то другой подготовил для этого все условия. А поскольку сохранение учений зависит от винаи, существование монастырей имеет особую важность. Наланда обладает огромным значением. Вы должны молиться, чтобы, благодаря всем необходимым условиям, сангха увеличивалась до ста, тысячи, миллиона человек; чтобы монахи и монахини без усилий получали всё необходимое для жизни и завершали своё обучение; чтобы сохранялись чистые учения сутры и тантры Будды Шакьямуни и Ламы Цонкапы; чтобы эти учения укоренялись в умах всех живых существ. Пожалуйста, молитесь так о сангхе.
Вы также должны молиться об успехе других центров, чтобы они обрели все необходимые условия для упрочения чистых учений сутры и тантры Будды Шакьямуни и чтобы с помощью центров эти учения достигали умов всех живых существ. Молитесь об исполнении желаний всех членов всех центров, о том, чтобы они без усилий обрели все необходимые условия. Молитесь о том, чтобы каждый человек, пришедший в центр — даже до того, как он услышит какие бы то ни было учения, просто ступив на землю центра — спонтанно освободился ото всех ошибочных взглядов и неверных концепций, пусть ум каждого пришедшего в центр человека сам собою укротится, а реализации отречения, бодхичитты и шуньяты, лишь пустотности, зародятся с лёгкостью. Пожалуйста, молитесь об этом, просите Тару о помощи.
Когда вы посвящаете заслуги, хорошо посвящать их тому, чтобы вы могли обеспечивать всем необходимым тех, кто изучает Дхарму, сангху, а не только тому, чтобы вы могли давать учения. Молитесь Таре, чтобы вы могли делать материальные подношения и помогать другим практикующим справляться с трудностями, которые не позволяют найти всё необходимое. Практикуйте тонглен, посвящайте людям своё тело, собственность и заслуги прошлого, настоящего и будущего. которые превращаются во всё, что необходимо для жизни, во все условия, необходимые для практики Дхармы. Они наслаждаются этим, благодаря этому учения развиваются в их умах. Наконец, молитесь о просветлении для всех живых существ — это заключение.