Лама Сопа Ринпоче. Совет ученику: как справляться с гневом
Один из учеников написал ламе Сопе Ринпоче письмо о своём гневе и о том, какое воздействие этот гнев оказывает на других. Во что ответил ему Ринпоче.
Мой дорогой Кристиан,
Это отличная возможность практиковать терпение. Цель практики терпения в том, что она немедленно приносит вам покой и счастье. Если вы не рассердились, это значит, что вы не навредили сами себе, не создали причину для собственного несчастья. Негативно настроенный ум — словно бомба внутри вас.
Если на войне вас убьёт взрывом бомбы, это не значит, что вы переродитесь в нижнем мире, вы можете родиться и в одном из верхних миров. Но бомба гнева в миллион раз хуже такой внешней бомбы. Когда она разрывается, вы создаёте дурную карму и сами забрасываете себя в три нижних мира, где вам придётся испытывать ужасные страдания в течение невероятно долгого времени — в течение эонов!
Во «Вступлении на путь бодхисаттвы» Шантидевы говорится, что дурная карма, созданная за одну секунду гнева, может отправить нас в три нижних мира на целые эоны — мы не сможем переродиться в мире счастливых скитальцев. Нечего и говорить, что мы накапливаем дурную карму с безначальных прошлых жизней.
Там же говорится, что заслуги, которые мы накопим, если тысячи лет будем совершать подношения Ушедшим к блаженству, могут быть разрушены одним мгновением гнева.
В первой цитате говорится о том, сколько страданий гнев может вызвать, отправив вас в нижние миры. Во второй — что гнев может уничтожить эоны заслуг. Третий недостаток гнева в том, что он отдаляет нас от реализаций, это зависит от того, на кого вы разозлились, в отношении какого существа вы создали дурную карму. Кроме того, из-за гнева в будущих жизнях у вас будет уродливое тело. А благодаря практике терпения в будущих жизнях вы будете обладать красивым телом.
Гнев причиняет вам немыслимый вред. Если вы разозлитесь один раз, это окажет очень разрушительное воздействие. Только представьте, что произойдёт, если вы будете злиться весь день, всю неделю, месяц или год. Об этом даже подумать страшно! Если вы разозлитесь лишь один раз, это принесёт вам огромные страдания.
Если вы рассержены, то не можете работать с другими. Люди будут расстраиваться и уходить от вас, ведь рядом с вами они будут несчастны, а вы, в свою очередь, будете несчастны от того, что они уходят. Если вы злитесь, это заставляет других злиться, а их злость будет ещё больше злить вас! Вы превращаете себя в мишень для чужого гнева, люди будут грубить вам и показывать свою неприязнь. Если гнев будет усугубляться, то дело может дойти и до физического насилия.
Если же вы терпеливы, то не злитесь на живых существ. Покой и счастье — вот и всё, что получают от общения с вами живые существа. Каждый раз, когда вы практикуете терпение и пресекаете свой гнев, это становится вашим самым практичным вкладом в мир на земле. И это приносит огромный покой и счастье в ваш собственный мир, ум и сердце. Если говорить о других существах, то практика терпения приносит мир и счастье не только миру, но и всем живым существам. Если в этой жизни вы можете практиковать терпение, то в будущих это будет даваться вам значительно легче. Если вы будете много жизней развивать терпение, то принесёте счастье всем живым существам.
Каждую секунду, когда вы совершенствуете свою практику терпения, вы приближаетесь к просветлению, с каждый секундой вы всё ближе к тому, чтобы привести к просветлению всех живых существ. Как видите, каждый раз, когда вы практикуете терпение, это приносит долгосрочные результаты. Такова сила ума. Вы можете принести другим не только временный покой, но и полное просветление.
Если вам не нарвится персонал на работе, вы можете его сменить, но это будет повторяться снова и снова, и вам будет сложно успокаивать свой ум. С терпением же ум всегда счастлив. Решения, которые вы принимаете на работе, верны, проблема в том, как вы их выражаете — грубыми словами и гневом. Это излишне, соврешенно не обязательно, так вы только создаёте новые проблемы. Конечно, если кто-то совершает ошибки, ему необходимо это объяснить, но сделать это нужно с состраданием, без отрицательных эмоций. Даже если вы говорите человеку, что он делает что-то неправильно, вы должны произносить только добрые слова. Кроме того, вместе с состраданием нам необходима и мудрость. Мы, буддийские практикующие, должны проживать свою жизнь с состраданием и мудростью, и работать тоже с состраданием и мудростью. Поэтому, конечно, и вам нужно развивать сострадание и мудрость.
У вас есть прекрасная возможность набраться опыта в терпении. Каждый раз, когда вы просыпаетесь, вы должны это планировать — особенно сегодня! А когда возникают обстоятельства, провоцирующие гнев, сохранять памятование. Если утром вы не примите твёрдое решение, то не вспомните об учениях, когда возникнет гнев.
Практиковать терпение и контролировать гнев станет легче. Чем больше вы заботитесь о других в повседневной жизни, тем меньше у вас гнева. Вы должны думать, что каждый человек, которого вы встречаете, — источник всего вашего прошлого счастья и он будет источником всего вашего будущего счастья, в том числе всех реализаций пути к просветлению. Поэтому уважайте других и практикуйте по отношению к ним доброту, особенно к тем, кто злиться на вас.
В заключение скажу: практикуйте терпение, заботьтесь о других, помня об их доброте, уважайте других и практикуйте к ним доброту. Тогда все будут любить и поддерживать вас, все станут вашими друзьями. Люди удивятся и изменят своё мнение о вас. Когда они увидят, как ваш ум изменился и вырос, это их вдохновит. Это покажет силу ума, особенно тем, на кого злитесь вы и кто злиться на вас.
Спасибо вам большое.
С огромной любовью и молитвами…