Лама Сопа Ринпоче. Махаянское прибежище
Мы принимаем прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе не только для того, чтобы освободиться от трудностей, эмоциональных проблем и сложностей этой жизни. Мы принимаем прибежище не для того, чтобы просто избежать следующего перерождения в нижних мирах или не страдать, дело совсем не только в этом. Как я уже говорил, нам нужно освободиться от омрачений и кармы, от причин страданий в сансаре и круга смертей и перерождений.
Пока мы не освободились от омрачений и кармы, мы никогда не освободимся из сансары и будем постоянно страдать, поэтому нам нужно реализовать в своём уме Дхарму, путь, и мы делаем это, принимая прибежище.
Для этого нужно, чтобы кто-то открыл нам этот путь. Естественно, когда мы принимаем прибежище в Дхарме — в ламриме, поэтапных путях существ низшего, среднего и высшего уровня способностей, в отречении, бодхичитте и пустотности, и, ко всему прочему, в тантрическом пути — и реализуем путь в своём уме, кто-то должен открыть нам этот путь. Его открыл нам Будда, так что естественно, что мы принимаем прибежище в Будде.
Но одних лишь Будды и Дхармы не достаточно — чтобы реализовать Дхарму в своём уме, нам также надо полагаться на Сангху, помощников. Словно тяжело больным пациентам, которым нужно излечиться от своей болезни, нам нужно полагаться на лекарство, поставленный врачом диагноз и указания врача, благодаря которым мы можем получить правильное лечение и лекарства. Но этого не достаточно — нам также нужна сиделка, которая позаботиться о нас и поможет выполнять врачебные предписания.
Итак, чтобы освободиться от сансары, нам нужно полагаться на три вещи — на Будду, Дхарму и Сангху.
В хинаяне, малой колеснице, говорится о двух причинах принятия прибежища: это страх перед сансарой, природа которая — страдание, и вера в Будду, Дхарму и Сангху. Мы обращаемся за прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе, зная, какими качествами они обладают и как они будут нас направлять. Хинаянский способ принятия прибежища заключается в том, что мы полностью полагаемся на Будду, Дхарму и Сангху, храня в сердце эти две причины.
У махаянского прибежища есть ещё одна дополнительная причина. На основе этих двух причин мы знаем, что наша собственная сансара по своей природе — страдание, а на основе страха перед нашей собственной сансарой мы испытываем сострадание к другим живым существам, который мучаются в сансаре. Дополнительная причина — это сострадание.
По этим трём причинам мы полагаемся на Будду, Дхарму и Сангху чтобы освободить живых существ от страданий и их причин и привести их к счастью просветления. С этими тремя причинами, третья из которых — сострадание ко всем живым существам, мы полагаемся на Будду, Дхарму и Сангху. Таков махаянский способ принятия прибежища.