Ганден Тендар Линг
Москва, Павловская ул., д.18
info@fpmt.ru
  • Новости
    • Новости
    • COVID-19
    • Расписание
    • Наш канал YouTube
  • О нас
    • О центре
    • Впервые у нас?
    • Наши учителя
    • Наши правила
    • Структура управления центра
    • ФПМТ в России и в мире
    • Контакты
  • Обучение
    • Программы
    • О буддизме
    • F.A.Q.
  • Практики
    • Практики в центре
    • Каталог молитв
    • Ежедневные практики
    • Обеты
    • Очистительные практики
    • Предварительные практики /НЁНДРО/
    • Практика Ца-Ца
    • Практики божеств
    • Помощь животным
  • Библиотека
    • Последние публикации
    • Учения
    • Коренные тексты
    • О медитации
    • Видео и аудио архивы
    • Получить книгу
  • Наши книги
    • Об издательстве
    • Изданные книги
    • Наши планы
    • Получить книгу
  • Как помочь
    • Подношение и спонсорство
    • Проекты центра
    • Волонтерство
    • Помощь дому престарелых
    • Молитвенная помощь
    • Польза щедрости
Пожертвования
Главная / Подборка материалов / Учения / Лекции / Досточтимая Сангье Кхандро. “Забота о сложных людях”

Досточтимая Сангье Кхандро. “Забота о сложных людях”

9 Май, 2012
Для всех уровней понимания, Лекции, Медитация, Переводы, Психология
0

Строфа 4:

Когда бы я ни увидел существ с жестоким характером,
Полных недостатков, с большими трудностями,
Пусть я буду лелеять их, ведь найти их так же трудно,
Как сокровищницу, полную драгоценностей.

В этой строфе говорится о нескольких видах сложных людей: тех, у кого “жестокий характер” (например, коррумпированных политиках или менеджерах высшего звена), и тех, кто страдает от “больших трудностей” (к ним могут относиться жестокие диктаторы, убийцы, гангстеры и продавцы наркотиков). Как наш ум обычно реагирует на таких людей? Способны ли вы смотреть на них с состраданием – или испытываете гнев и осуждаете, или даже желаете, чтобы они страдали? Когда мы сталкиваемся с теми, кто страдает от “больших трудностей” – например, людьми, страдающими от зависимостей, алкоголиками или теми, кто страдает от сильных физических или умственных страданий – нашим терпению и состраданию может быть брошен вызов; вместо того, чтобы помочь, мы можем испытывать дискомфорт и пытаться держаться на расстоянии. Хотя вполне понятно, почему мы испытываем такие чувства, эта строфа советует нам относиться к таким людям как к чрезвычайно дорогим – подобным сокровищнице, полной драгоценностей.

Почему? Относительно просто иметь дело с хорошо воспитанными, добрыми и здоровыми людьми – в их обществе мы даже можем поверить, что преодолели свой гнев и достигли совершенства терпения. Однако когда мы встречаемся со сложными людьми или теми, кто находится в трудных обстоятельствах, наши благие чувства подвергаются испытанию. Такие люди дают нам возможность распознать границы нашего терпения и доброты, и необходимость прилагать больше усилий для взращивания этих качеств.

Для будд и бодхисаттв сложные люди не представляют проблемы. Такие духовно зрелые существа никогда не испытывают по отношению к другим страха или отвращения; ко всем живым существам они ощущают лишь равные любовь и сострадание. Мы также можем научиться сохранять открытость сердца по отношению к самым сложным людям, работая над изменением нашего отношения и восприятия. Один из способов добиться этого – размышлять: “Эти люди желают быть счастливыми и свободными от страданий, как и я. Причина их деструктивного поведения (или беспокоящего облика) – это присутствие в их умах сильных омрачений и неблагих отпечатков. Их поведение и облик – это отражение омрачений и отпечатков, замутняющих их умы. Однако омрачения временны, а не постоянны. Подобно всем существам, эти люди наделены потенциалом обретения просветления, потому что подлинная их природа чиста и блага. Однажды они станут буддами, совершенно свободными от омрачений, которые прямо сейчас вызывают такое множество проблем”.

Учения о преобразовании ума советуют нам отделить человека от его омрачений и приписывать неискусное поведение омрачениям, а не человеку. Например, если мы узнаем, что кого-то приговорили за убийство или мошенничество, вместо того, чтобы винить человека, испытывать гнев и осуждение, мы должны обвинить омрачения в его уме – невежество, жадность, ненависть, что угодно – которые побудили его на совершение преступления. Затем нам будет проще быть терпеливыми и добросердечными по отношению к человеку и испытывать сострадательное желание, чтобы он освободился от своих страданий и омрачений.

Также полезно размышлять над тем, что этот человек, возможно, страдает больше, чем другие люди, и поэтому больше нуждается в доброте и сострадании. Как-то раз один тибетский лама посещал в Германии бывший нацистский концлагерь, превращенный в музей. Смотря на изображение солдат, пытающих узника, он сказал: “В каком-то смысле, я испытываю большее сострадание к палачам, чем к жертве”. Когда его спросили, почему, он ответил: “Потому что страдание жертвы прекратится довольно быстро, но страдания палачей будут длиться очень долго”.

Подобные размышления могут помочь нам преодолеть неблагие чувства по отношению к сложный людям. Мы можем даже почувствовать побуждение протянуть руку помощи тем, кто неуравновешен и нуждается в поддержке. Однако нам также нужно уравновесить свое сострадание мудростью. Мы не всегда способны помочь определенным людям, и попытки это сделать могут быть затруднительны или даже вредоносны. В таких случаях, возможно, мудрее сохранять определенную дистанцию, но при этом все равно поддерживать по отношению к этим людям сострадание и открытость сердца. Возможно, лучшее, что вы можете сделать – оставаться в присутствии этих людей спокойными и умиротворенными. Если вы открыты к практике молитвы, вы можете молиться о том, чтобы эти люди получили требуемую им помощь, и чтобы в будущем, когда придет время, вы смогли помочь им в большей степени. Такое устремление создает причины для того, чтобы наш ум в большей степени стал подобен умам будд и бодхисаттв, дабы в будущем мы смогли принести пользу даже самым сложным людям и ценили их “как сокровищницу, полную драгоценностей”.

Из книги досточтимой Сангье Кхандро (Кэтлин Макдоналд) “Пробуждение доброго сердца: как медитировать на сострадании”

Перевод с английского дост. Лобсанг Тенпа

Категория:
восемь строфдост. Сангье Кхандро
Поделиться :
Предыдущий Пост
Следующий пост

Похожие публикации

Медитация на любовь. Из книги Кэтлин Макдональд “Как медитировать”
25 Декабрь, 2014
admin
Для всех уровней понимания, Медитация, Начинающим изучение, Практики(разное), Психология
0
Медитация “Ценность человеческой жизни”. Из книги Кэтлин Макдональд “Как медитировать”
25 Декабрь, 2014
admin
Для всех уровней понимания, Медитация, Практики(разное), Психология
0
Нескончаемый нектар бодхичитты
17 Февраль, 2013
admin
Авалокитешвара, Для всех уровней понимания, Практики(разное)
0
Выбрать рубрику
Метки
видео (115) аудио (88) расшифровка (25) Открытие Буддизма (22) пустотность (пустота) (18) духовный учитель (18) праздники (17) ретрит (15) Лоджонг (14) интервью (13) смерть (13) гуру (12) книга (12) четыре благородные истины (10) калачакра (10) совет (10) бодхичитта (9) дни преумножения (9) природа ума (8) Сага Дава (8) нёндро (8) сансара (7) коронавирус COVID-19 (7) аналитическая медитация (7) Лосар (6) дни чудес (6) дост. Сангье Кхандро (6) карма (6) сам себе психолог (5) как медитировать (5) три основы пути (5) восемь строф (4) отречение (4) садхана (4) Дагри Ринпоче (4) подношения (4) очистительные практики (4) Лхабаб Дучен (4) тренировка ума (3) мудрость (3) нирвана (3) ум и его потенциал (3) ганден лхагьяма (3) предварительные практики (3) схемы ламрима (3) восемь обетов (3) Шаматха (3) страдание (3) монашество (3) групповая практика (2) депрессия (2) расставание с четырьмя привязанностями (2) равностность (2) Чокор Дючен (2) Копан (2) природа Будды (2) Чакрасамвара (2) конфликт (2) нравственность (2) сутра золотистого света (2) Янгси Ринпоче (2) сострадание (2) двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения (2) памятка (2) дни Будды (2) сутра сердца (2) Праджняпарамита (2) Тибет (2) четыре безмерных (2) Сингханада (2) посвящение (2) сенгхе дра (2) утренние практики (2) взаимозависимость (2) Амитаюс (2) лама Чопа (2) Сангва Гьячен (1) шестнадцать капель Кадампы (1) устранение препятствий (1) счастье (1) бардо (1) непостоянство (1) тысячерукий Авалокитешвара (1) четырехрукий Авалокитешвара (1) сосредоточение (1)