Об учителе (Гуру)
В прошлом году, в День Ламы Цонкапы, Лама Сопа Ринпоче даровал учение об истинном значении гуру в монастыре Копан, сидя перед большой статуей Ламы Цонкапы в главной
гомпе Копана. Ниже приведён отрывок из начальной части учения. Я уже вспоминал одну фразу: «Даже если вы обладаете совершенными качествами, без гуру вы не можете быть освобождены от сансары».
Например, вы можете знать наизусть больше сотни томов учений Будды, называемых Кангьюр, или двести томов Нагарджуны, Асанги и всех великих йогинов и пандитов Индии – их комментарии составляют больше двухсот томов – да, вы можете выучить их и объяснять их смысл. Но если у вас нет гуру, вы не можете стать свободным, вы не можете быть
освобождены от сансары, из океанов сансарических страданий. Вы не можете быть свободным. Понимаете?
Далее говорится: «Лодка сама по себе без гребца не может пересечь водоём. Без гуру нет имени, даже имя «будда» не существует до гуру. До гуру нет даже имени будды».
Бесчисленные будды прошлого, бесчисленные будды настоящего, бесчисленные будды будущего, все они произошли от гуру. Это и есть понимание, постижение, это то, в чём мы, включая меня, нуждаемся». Ум состоит из грубого, тонкого и наитончайшего ума. Тело состоит из грубого, тонкого и наитончайшего тела. Все мыслящие существа могут стать просветлёнными потому, что природа ума не содержит изъянов. Ум временно помрачён, как из-за погоды небо покрыто облаками. Небо – не единое целое с облаками; оно временно омрачено облаками. Ум временно затенён. Природа ума не включает в себя изъяны. Природа чиста. Вот почему мыслящие существа могут стать просветлёнными; в философии говорится, что все мыслящие существа могут стать просветлёнными.
Я говорю сейчас о тонком сознании, и не только оно чисто по своей природе, не только оно, но даже изначальный ум – на самом деле предмет высшей тантры, о котором обычно вы слышите, только когда изучаете высшую тантру. Но я думаю, что для вас, чтобы выполнять самые важные практики, чтобы действительно понимать, что такое гуру, вы должны это знать. Что он абсолютно чист, успокоен, и не только его природа чиста, но также оно свободно от временных омрачений, и оно обнимает нас, мыслящих существ, с бесконечным состраданием.
Об этом говорится в молитве Пабонгки Дечен Ньингпо «Взывая к гуру издалека», истинная правда о том, кто такой гуру. Сначала он произносит трижды ЛА МА КЬЕН, ЛА МА КЬЕН, ЛА МА КЬЕН, что означает «да поймёт гуру». Это не значит, что гуру не понимает, не видит, что он отгорожен и пребывает в темноте. Эта фраз не означает этого. Она говорит о том, что у вас – очень большая беда, что вы пребываете в страдании с безначальных перерождений, это самое важное, и вы хотите это выразить. Хоть гуру и понимает, вы хотите сказать об этом. Это способ подчеркнуть эту мысль [Ринпоче цитирует первую строфу «Взывая к гуру издалека» на тибетском:]
САНГ ГЬЯ КУН ГЬИ Е ШЕ ДЕ ЧХЕН ЧХО КУР РО ЧИГ
Мудрость всех будд, одного вкуса с великим блаженством дхармакайи,
ДЕ НЬИ ДРИН ЧАН ЛА МА КУН ГЬИ РАНГ ЖИН ТХАР ТХУГ
Есть истинная природа всех добрых гуру.
ЛА МА ЧХО КЬЮ КУ ЛА НЬИНГ НА СОЛ ВА ДЕБ СО
Я прошу тебя, Гуру, дхармакайя,
ДИ ЧХИ БАР ДО КУН ТУ ДРАЛ МЕ ЖЕ СУ ЗУНГ ШИГ
Пожалуйста, веди меня без расставаний в этой жизни, будущих жизнях и в бардо. Это невероятно, немыслимо важная тема. Понадобится время, чтобы понять её и прочувствовать. САНГ ГЬЯ КУН ГЬИ Е ШЕ, «все будды». Е ШЕ, «запредельная мудрость», ДЕ ЧХЕН ЧХО КУР РО ЧИГ, «один вкус с дхармакайей, дхармакайей великого блаженства». Здесь говорится «единый вкус в дхармакайе, великом блажестве». [ДЕ НЬИ ДРИН ЧАН ЛА МА] «Это добрый гуру». Это вся запредельная мудрость, запредельная мудрость всех будд – это вкус дхармакайи, дхармакайя, великое блаженство. Вот что такое добрый гуру. [КУН ГЬИ РАНГ ЖИН ТХАР ТХУГ] «Это природа всего» означает всех будд. ЛА МА ЧХО КЬЮ КУ ЛА НЬИНГ НА СОЛ ВА ДЕБ СО, «к тебе, гуру, дхармакайя, от всего сердца обращаюсь с просьбой».
И затем идёт просьба: ДИ ЧХИ БАР ДО КУН ТУ ДРАЛ МЕ ЖЕ СУ ЗУНГ ШИГ, «в этой жизни, промежуточном состоянии, бардо, этой жизни, промежуточном состоянии, во все времена».
«Все времена» означает каждую секунду, все времена. Затем идёт «без расставаний», это означает вас и гуру без расставаний. «Пожалуйста, веди» означает привести вас к тому же
состоянию дхармакайи. В этом смысл слова «веди». Та же молитва есть в Лама Чопа: «Ты – гуру, ты – божество, дакиня, защитник Дхармы», здесь просьба о том же. Если вы умрёте сегодня, или даже если вам до смерти остался час, минута, несколько секунд – просите гуру об этом. Вот так. Это самое важное,…
Перевел Александр Цешинский
Источник: https://fpmt.org/lama-zopa-rinpoche-news-and-advice/advice-from-lama-zopa-