Что такое Буддизм
Что такое буддизм?
Сайн байна уу, мои монгольские братья и сестры? [*в монг. языке приветствие звучит как вопрос: у вас все хорошо? Поэтому здесь стоит вопросительный знак]
Почему же так важно изучать буддизм и практиковать его? Потому что все мы ищем счастья и никто из нас не хочет страдать. Поэтому нам следует отказаться от истинной причины страданий и создать безошибочную причину счастья. Истинная причина счастья не лежит во внешнем мире. Даже несмотря на то, что люди привыкли считать, что страдание связано с внешними объектами и явлениями, на самом деле все это лишь условия для проявления страданий. Точно так же, истинная причина счастья находится не снаружи, а внутри нашего ума.
К примеру, когда кто-то сердится на вас, подумайте в этот момент, что среди всех бесчисленных святых существ, таких как Будды и Бодхисаттвы, и среди всех остальных живых существ, этот человек – единственный в вашей жизни, с чьей помощью вы можете развить в себе терпение, здоровый, спокойный, радостный, чистый терпеливый ум, который принесет столько мира и счастья, как в вашу собственную жизнь, так и в жизнь ваших спутников, семьи, страны, а также всему остальному миру и всем живым существам.
Если вы не применяете терпение, вместо этого начиная злиться в ответ, то эта привычка оставляет негативный отпечаток в вашем ментальном континууме снова и снова. Гнев разрушает ваш собственный покой и счастье и приносит в вашу жизнь так много страдания. Он вредит не только вашим спутникам, друзьям и семьям, но и вашим соотечественникам и, как результат, всему миру и всем живым существам.
Как видите, практика терпения по отношению к этому человеку является источником всего вашего счастья сейчас и в будущем, вплоть до несравненного счастья, полного блаженства, полного просветления. Эта практика является также источником спокойствия и счастья для других, начиная с вашей семьи и заканчивая всеми живыми существами.
Когда вы размышляете о преимуществах терпения, которые обширны как небо, вы проникаетесь очень глубоким чувством к доброте человека, который сердится на вас. Вы осознаёте, как драгоценен этот человек в вашей жизни. Глядя на него в положительном свете, так важно и полезно совершенствовать свой ум на пути к освобождению и просветлению – в частности, развивая терпение. Положительное мышление, позволяющее вам увидеть доброту этого человека по отношению к вам, незамедлительно принесет вам внутренний покой и ощущение счастья; и поскольку вы отказываетесь от гневной реакции и нанесения ему вреда в ответ, это принесёт мир и другим людям. Человек, которого вы раньше называли врагом, становится вашим самым добрым другом. Практикуя терпение, вы сможете принести столько мира и счастья всем живым существам. И это все является результатом вашей позитивной мысли. Таким образом, вы видите, как ваши собственные страдания и счастье, так же, как и страдания и счастье остальных живых существ, являются результатом работы ума.
Если вы воспринимаете человека, который на вас злится, в отрицательном ключе, обозначаете его как вред, а затем верите такому ярлыку, то вы создаете страдание не только для себя, но и для других. Такой образ мышления порождает гнев по отношению к тому человеку, а из гнева, в свою очередь, возникает страдание, ваше собственное, вашего окружения и, в более широком масштабе — всех живых существ.
Когда же ваш ум преобразован в спокойный, радостный и терпеливый, это приносит ощущение счастья не только вам, но и всем живым существам. В этом и заключается практика буддизма. Это то, чему учил Будда. Без практики буддизма, этой парамиты терпения, один человек может уничтожить целую страну, такую, как Монголия, или даже весь мир. Существует множество примеров такого поведения.
Если бы в сердцах всех людей в этом мире царили удовлетворенность, любящая доброта, сострадание, мысли о пользе и о служения другим, то не было бы необходимости в военном оружии и не было бы никакой причины содержать армию. Какими невероятными стали бы эта страна и весь мир, если бы каждый смог зародить и развить в себе эти драгоценнейшие качества ума! Обладая этими внутренними качествами, вы становитесь другом для всех, и каждый становится вашим другом. Вы дарите любовь и получаете её в ответ. Каким невероятно счастливым стал бы наш мир!
То же самое произойдет, если вы сможете отпустить желание. Когда в человеке присутствует сильное желание, и он ищет в этой жизни только собственного удовольствия, это влечет за собой множество проблем и страданий. Вы можете стать алкоголиком и сделать свою жизнь абсолютно бесполезной и бессмысленной. В этот раз мы получили драгоценное человеческое тело, которое может быть использовано для достижения счастья. Благодаря этому телу мы можем привнести столько мира и счастья в нашу жизнь! Ещё важнее то, что мы можем обеспечить себе счастье во всех будущих перерождениях. Что ещё более важно, так это то, что мы можем достичь абсолютного, вечного счастья, то есть полного освобождения из цикла рождения и смерти, наряду с освобождением от старости, болезней и всех остальных причин страдания — заблуждения и омрачённых действий. Мы можем, таким образом, достичь непревзойдённого счастья полного просветления, то есть абсолютного прекращения ошибочных действий ума и постижения всех качеств и реализаций. Достигая просветления, мы можем служить другим, принося счастье неисчислимому количеству существ в этой жизни, в следующих жизнях, а также мы можем помочь им полностью пресечь страдания и достичь освобождения, и, что ещё более важно, достичь непревзойдённого счастья абсолютного просветления.
Алкозависимые люди не могут даже решить дела, касающихся этой жизни. Они не могут даже выполнить свою работу должным образом, и причиняют тем самым столько страдания своим семьям, своим мужу, жене, детям, вместо того, чтобы приносить им счастье и спокойствие. Они делают свою семью бедной, вместо того, чтобы приносить богатство.
Становится ясно, как все проблемы, приносящие вред вам и другим, исходят от ума – от неудовлетворенного, всё время за что-то цепляющегося ума. Поэтому, если вы научитесь быть довольными и иметь удовлетворенный ум, вся ваша жизнь будет наполнена большим внутренним покоем и счастьем, и тогда в вашу жизнь, в жизнь вашей семьи и всего мира придет огромный успех. Больше не будут нужны судебные разбирательства и тюрьмы. Вы сможете попрощаться с депрессией, с ощущением одиночества и безысходности. Неудовлетворенный ум, недовольство и различные желания влекут за собой одну за другой проблемы во взаимоотношениях на протяжении всей жизни. Вы увязаете в проблемах взаимоотношений, как утопающий в грязи человек, которому трудно выбраться из ямы. Из-за этого ваши друзья и партнер покидают вас, и вы остаетесь наедине со своей болью в сердце и другими страданиями на протяжении многих лет.
Итак, вы видите, как ваше собственное ощущение спокойствия и счастья, а также все проблемы в вашей собственной жизни и в жизни других людей проистекают из вашего собственного ума. Спокойствие и счастье берут начало из радостного, удовлетворенного ума – ума, отпустившего цепляния и желания. Источником покоя и счастья служит чистое, здоровое, умиротворенное, добродетельное мышление, т.е. в соответствии с Дхармой; в то же время, негативное мышление – наполненный нездоровыми привычками, неудовлетворённый ум наполняет жизнь множеством проблем и приносит проблемы семье, стране, миру и всем живым существам из жизни в жизнь.
Омрачения и заблуждения побуждают вас совершать такое количество различных негативных деяний в течение этой жизни, создавая в результате негативную карму, они ведут к перерождению в низших мирах в виде адских существ, голодных духов или животных. Поэтому необходимо отпустить желание и освободить себя от всех омрачений и заблуждений: такое освобождение принесет вам независимость. Это хороший способ наполнить себя безграничным покоем, удовлетворением и радостью из самой глубины своего сердца. Это и есть отречение, самая основополагающая практика буддизма.
Кроме того, если в этой жизни вы заботитесь лишь о себе и своём эго, то впускаете столько нежелательных вещей в вашу жизнь, это также приносит много проблем вашему спутнику, вашим семьям, друзьям, миру и всем живым существам, и так тянется из жизни в жизнь. В ту минуту, когда вы лелеете свое «Я», свою самость, это само по себе уже является проблемой, такое поведение не приносит сердцу истинной радости и счастья. В ту минуту, когда вы лелеете свое «Я», это само по себе уже является признаком несчастного ума.
Эгоистичный человек думает лишь о своих собственных нуждах и счастье, совершенно не заботясь о нуждах и счастье других. Чем сильнее забота о себе, тем легче появляются проблемы. Куда бы такой человек ни пошел, будь то в деревню или в город, на восток или на запад, он везде найдет трудности. Даже если сначала другой человек воспринимает такого человека как друга, то рано или поздно он обнаружит, насколько эгоцентричен такой человек, что приведет к разногласиям и борьбе. В конце концов они начнут спорить, недолюбливать и ненавидеть друг друга. Куда бы такой человек ни пошел, он везде наживет себе врагов. Вместо того, чтобы стать его друзьями, встречающиеся ему на пути люди станут его врагами. Даже если они сначала подружатся, рано или поздно из-за самовлюбленности такого человека они превратятся во врагов. Забота лишь о себе является самым большим препятствием на пути к достижению счастья в этой жизни, поэтому нет никаких сомнений, что она препятствует достижению счастья в будущих жизнях, освобождения и просветления. Себялюбие – это самое большое препятствие на пути служения другим, на пути принесения счастья своей семье и всем проживающим в Монголии людям, а также всему миру и всем живым существам.
Великий Бодхисаттва Шантидева сказал: «Если человек не обменяет себя на других, он не сможет достичь просветления (несравненного счастья). Даже счастье этой жизни не будет достигнуто, не говоря уже о счастье будущих жизней».
Если мировоззрение человека строится на себялюбии, то даже если этот человек выполняет свою работу, работает на других, он будет воровать, обманывать, лгать и будет беспечным и ленивым, что, в свою очередь, приведет к беспокойству, страху, судебным разбирательствам и долгам. Такой человек увязнет в долгах. Никому не нравятся люди, чье мировоззрение сосредоточено на их собственной персоне. Когда у таких людей возникают проблемы, никто не желает им помогать.
Человек же, обладающий добрым сердцем, всегда ставящий других на первое место, заботящийся о других и посвящающий свою жизнь служению другим, достигает невероятного успеха. Такой человек приносит столько счастья семье, стране, такой как Монголия, всему миру и всем живым существам из жизни в жизнь. Помимо того, что такой человек способен достичь всего этого счастья, для себя, он может сподвигнуть всех живых существ к достижению различных уровней счастья вплоть до просветления. Сердце такого человека наполнено благостной радостью и удовлетворением. Он не испытывает ни вины, ни сожаления. Такие люди- как солнечный свет, в их жизни присутствуют невероятная радость и счастье, как сейчас, так и в будущем. Даже в конце своей жизни они будут испытывать столько спокойствия и счастья, что даже их уход из жизни станет вдохновением для других. Даже если некому будет вознести молитву об этих людях, они будут поддерживать и направлять самих себя в Чистую землю Будды или навстречу другому очень благому перерождению в следующей жизни, где они смогут легче и быстрее развить свой ум на пути к просветлению.
Итак, источником счастья и страдания в нашей жизни является ум, наш собственный ум. Что мы будем испытывать, зависит от того, живем ли мы с мыслью о себе или с мыслью о других. Поэтому самое сердце всей буддийской практики Махаяны – это отпускание своего «Я» и забота о других. Великий Бодхисаттва Шантидева сказал: «До тех пор, пока ты не отбросишь огонь, ты не сможешь остановить горение. Точно так же, пока ты не отпустишь свое «Я», ты не сможешь отказаться от страдания. Поэтому, чтобы пресечь вред, наносимый себе, и страдания, причиненные другим, откажись от себя в пользу других, заботься о других как о себе самом».
Если в своей повседневной жизни вы руководствуетесь неведением, гневом и привязанностью, то все ваши действия становятся вредоносными, результатом таких действий являются страдание и препятствия. Если ваше мировоззрение не основано на неведении, гневе и привязанности, то ваши действия становятся добродетелью, а их результатом — счастье. Исходя из этого, вы можете еще раз отметить, как страдание и счастье происходят из вашего собственного ума, в зависимости от того, какого мировоззрения вы придерживаетесь – позитивного или негативного. Таким образом, самая счастливая, самая наполненная и лучшая жизнь – это жизнь, прожитая с мировоззрением, основанным на заботе и служении другим.
Счастье является результатом добродетели, страдание – порока. Все благополучие, которое у нас есть в этой жизни, будь то успех в бизнесе, хорошая репутация, или богатство- все это является результатом благой кармы, созданной в прошлом. Нет ни одного вида благополучия, включая даже покой, испытываемый во сне, который бы не проистекал из благой кармы. Это означает, что все счастье, благополучие происходит из Дхармы. Поэтому, если человек желает счастья, то ему необходимо практиковать Дхарму все время.
Что касается различных уровней счастья: первый уровень заключается в том, чтобы не перерождаться в низших мирах и достичь тела переходного счастливого существа – девы или человека. Этого можно достичь, взвращивая непривязанность к этой жизни. Затем, принимая Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, человек отказывается от вредоносных поступков и практикует десять добродетелей.
Достичь вечного счастья, т.е. полного освобождения от всех видов страдания и их причин (таких как заблуждения и карма) можно лишь отречением от страданий сансары, от совокупностей, вызванных заблуждением и кармой, которые являются природой страдания, а также практикуя три высшие практики и пять путей к освобождению.
Даже если человек сам достиг освобождения от сансары, этого недостаточно. Все живые существа были не только вашей матерью и были добры к вам, но они равным образом служат источником всего вашего счастья в прошлом, начиная с безначальных времен, а также источником вашего счастья в настоящей и будущих жизнях. Нам необходимо освободить бесчисленных живых существ, желающих быть счастливыми и не желающих страдать, от всех страданий и их причин и привести их к полному просветлению- в этом и заключается сама цель нашей жизни, а также человеческого существования. Чтобы освободить всех бесчисленных живых существ из океанов сансарического существования и привести их к полному просветлению; мы отказываемся от эгоистичного, самовлюблённого мышления и зарождаем в себе любящую доброту, сострадание и бодхичитту и вступаем на путь Махаяны. Затем мы совершаем деяния бодхисаттвы, шесть парамит, и реализуем пять путей и проходим десять Бхуми, что ведет не только к очищению грубых заблуждений, таких как тревожащие омраченные мысли, и кармы, но даже самых тонких загрязнений ума.
Для того, чтобы как можно скорее привести бесчисленных живых существ к просветлению, нам самим нужно как можно скорее достигнуть просветления, а для этого нам необходимо практиковать высшую йога-тантру. Для данной практики необходимо получение великого посвящения, которое определенно закладывает семя четырех Кай в наш поток ума. Затем, с позиции бодхичитты, основанной на отречении от этой жизни и на чистом воззрении и пустоте, мы реализуем стадии зарождения и завершения, которые самым быстрым образом пресекают тревожащие омраченные мысли и тонкие загрязнения, включая дуалистический взгляд, и приводят к достижению полного просветления, единого состояния Ваджрадхары.
Таким образом, быстрая реализация полного просветления зависит от тантрического пути, который в свою очередь зависит от реализации бодхичитты и правильного воззрения. Для того, чтобы реализовать бодхичитту, нужно достичь предварительного отречения от сансары, а для этого необходимо сначала отречься от этой жизни. Успех достижения всего этого вплоть до просветления зависит от правильного вверения себя добродетельному другу. Это и является полной последовательностью ступеней пути к просветлению.
Кто такой Будда и как он направляет меня?
Как правило, в стране или в мире есть кто-то, кто обладает величайшим состраданием, кто имеет наивысшую степень образования, а также, кто обладает наибольшими способностями. Будда – это тот, кто реализовал путь метода и мудрости, кто полностью очистил грубые и тонкие загрязнения и обрел полностью просветленный, всеведущий ум, наделенный беспредельным пониманием. В уме Будды нет даже малейшего намёка на неведение, он может непосредственно видеть все явления настоящего, прошлого и будущего одновременно. Будда также развил в себе великое сострадание ко всем живым существам, не делая различий, и обладает совершенной силой раскрывать все методы, которые точно соответствуют карме живых существ.
Бесчисленное количество Будд достигли просветления, реализуя путь, пресекающий все омрачения. Тысяча Будд с огромным состраданием породили бодхичитту и дали обет проявиться во время этого счастливого эона, чтобы освободить всех живых существ. Первым был Корвачжик (санс. Кракуччханда), вторым – Сертуб (санс. Канакамуни), за ним следовал Осунг (санс. Кашьяпа). Гуру Будда Шакьямуни был четвертым.
Гуру Будда Шакьямуни с великим состраданием воспел пятьсот молитв и поклялся спуститься в этот мир, чтобы принести пользу нам, оставленным другими Буддами, в эти десять тысяч лет раздоров. Он породил сострадание и бодхичитту ко всем живым существам, а затем практиковал милосердие, отказываясь от своего тела, богатств, семьи и т.д., он также тренировался в нравственности, терпении и усердии в течение трех бесчисленных великих эонов. Будда обрёл два вида заслуг – добродетель и мудрость – и достиг просветления. Затем он даровал учение о Четырех Благородных Истинах, показывающих путь к освобождению, учение о Парамитаяне, указывающее путь к полному просветлению, а также учение о Тантре, очень быстро приводящее к просветлению, даже в течение одной жизни.
Таким образом, путь к просветлению имеет весьма научное подспорье. Будда сам прошёл этот путь, а затем раскрыл его другим. Точно так же многие великие пандиты анализировали учения Будды и многие йоги практиковали их. Очень много медитирующих из разных стран мира – Индии, Тибета, Китая, Монголии, Непала – достигали просветления, практикуя путь так, как его объяснял Будда. Поэтому практика буддизма – это не просто слепая вера. Даже сейчас есть множество медитирующих, постигающих путь.
Будда также направляет монгольский народ, потому что буддизм пришел в Монголию много веков назад. Монголам очень повезло, что буддизм является частью древней культуры Монголии и поэтому мы должны сохранять, укреплять и распространять его. Очень важно, чтобы каждый изучал и практиковал буддизм, чтобы не растрачивать впустую эту драгоценную человеческую жизнь. Баярлалаа [монг. спасибо].
Колофон: стенограмма речи, произнесенной Ринпоче для монгольского радио в июне 2004 года, расшифрованная и отредактированная Досточтимой Сарой Тензин Йивонг.
Перевод на русский: Гиляна Лиджиева
Редактура: Вероника Маренко
Источник: https://fpmt.org/wp-content/uploads/teachers/zopa/advice/pdf/whatisbuddhism.pdf