Ганден Тендар Линг
Москва, Павловская ул., д.18
info@fpmt.ru
  • Новости
    • Новости
    • COVID-19
    • Расписание
    • Наш канал YouTube
  • О нас
    • О центре
    • Впервые у нас?
    • Наши учителя
    • Наши правила
    • Структура управления центра
    • ФПМТ в России и в мире
    • Контакты
  • Обучение
    • Программы
    • О буддизме
    • F.A.Q.
  • Практики
    • Практики в центре
    • Каталог молитв
    • Ежедневные практики
    • Обеты
    • Очистительные практики
    • Предварительные практики /НЁНДРО/
    • Практика Ца-Ца
    • Практики божеств
    • Помощь животным
  • Библиотека
    • Последние публикации
    • Учения
    • Коренные тексты
    • О медитации
    • Видео и аудио архивы
    • Получить книгу
  • Наши книги
    • Об издательстве
    • Изданные книги
    • Наши планы
    • Получить книгу
  • Как помочь
    • Подношение и спонсорство
    • Проекты центра
    • Волонтерство
    • Помощь дому престарелых
    • Молитвенная помощь
    • Польза щедрости
Пожертвования
Главная / Подборка материалов / Учителя / Александр Берзин / Алекс Берзин. Метод “Интеграция жизни”. Теория. Часть 1

Алекс Берзин. Метод “Интеграция жизни”. Теория. Часть 1

16 Декабрь, 2012
Александр Берзин, Лекции, Начинающим изучение, Психология
0

Теория. – Личность в западной психологии. – Личность в буддизме. – Развитие здорового ощущения себя. – Интеграция различных аспектов нашей жизни. – Вопросы и ответы.

Аудио: Алекс Берзин. Метод “Интеграция жизни”. Теория. Часть 1

Теория

Это вписывается в общий контекст того, о чём любит рассказывать Его Святейшество Далай-лама. Он всегда говорит о том, что в буддизме есть буддийская наука, буддийская философия и буддийская религия:

  • Буддийская психология, или, точнее говоря, буддийская наука, говорит о различных психологических аспектах, о том, как функционирует ум. А также о таких темах, как космология, и других предметах, которые представляют интерес для различных учёных.
  • Буддийская философия включает очень высокоразвитую систему логики и очень глубокий анализ реальности, причин и следствий того, как функционирует мир.
  • В то время как буддийская религия говорит о различных способах улучшить себя в контексте прошлых и будущих жизней, в контексте кармы, использует ритуалы, молитвы и тому подобное.

И Далай-лама всегда говорит, что в сфере буддийской науки и буддийской философии буддизм многое может миру предложить, многим может принести пользу, причём совершенно в отрыве от буддийской религии, буддизма как религии. И эта система, которую я хотел бы представить сегодня вечером, относится именно к этой категории: это своего рода смесь буддийской науки и буддийской философии. Как таковая эта система может использоваться в терапевтическом контексте – либо в группах, либо самостоятельно. Но не думаю, что её применимость следует ограничивать только людьми, которые сталкиваются с какими-то эмоциональными трудностями. Думаю, пользу она может принести всем.

Личность в западной психологии

В психологии мы говорим о здоровом эго и о раздутом эго. И думаю, мы все согласились бы с тем, что наличие здорового эго – это нечто чрезвычайно важное для того, чтобы справляться с трудностями и вызовами повседневной жизни. При наличии здорового эго у нас позитивное отношение к себе, у нас есть и чувство уверенности в себе, и потому мы способны позитивно разбираться, позитивно справляться с трудностями, возникающими в повседневной жизни. В то время как с раздутым эго, или эго нездоровым, у нас возникают трудности, потому что наши ощущения самих себя не основываются на реалистических воззрениях. Если у нас раздутое эго, мы считаем, что мы всегда правы, что мы важнее других людей, что всё всегда должно быть по-нашему, и это, разумеется, порождает конфликты с другими людьми.

Но у нас может быть много нездоровых представлений о самих себе, которые, возможно, нельзя отнести к категории раздутого эго, например, когда у нас чрезвычайно неблагое представление о самих себе. Это также может принести нам очень большие проблемы в нашем взаимодействии с жизнью, это также нездоровая форма эго.

Личность в буддизме

В буддизме мы очень много говорим о «я», не используя, как правило, термин «эго». Не знаю насчёт русского языка, но в английском языке термин «эго» имеет, как правило, конкретные формулировки, конкретные определения, которые дают различные философские или психологические системы. Поэтому этого термина мы стараемся избегать.

В буддизме мы говорим об условном «я», или условной самости, и о ложном «я». Когда, с буддийской точки зрения, у нас здоровое эго, мы думаем с точки зрения условного, или относительного, «я». Когда же у нас эго раздутое, мы, как объясняет буддизм, мыслим с точки зрения ложного «я», или ложного эго.

Итак, как же в буддизме понимается «я»? Речь идёт о том, что в контексте нашей повседневной жизни нам нужно деконструировать, разобрать каждый момент наших переживаний, нашего опыта. Каждый момент наших переживаний состоит из множества компонентов:

  • Обычно у нас присутствуют какие-то чувственные переживания, переживания на уровне органов чувств: мы что-то видим, что-то слышим, испытываем какие-то тактильные ощущения (чувствуем жар, холод, комфорт, дискомфорт и тому подобное), то есть происходит что-то на этом уровне.
  • У нас есть некие умственные факторы, которые постоянно присутствуют в той или иной степени, например наше внимание, или сосредоточение, или интерес к чему-то, или усталость, или наше бодрствующее состояние.
  • И у нас есть какие-то эмоции, которые сопровождают наши переживания. Это могут быть эмоции позитивные, например любовь, терпение, сострадание, или эмоции неблагого характера, например жадность, гнев и зависть.
  • Мы также всегда ощущаем некий уровень счастья или несчастья. Возможно, это не очень сильное ощущение, но оно всегда присутствует.
  • И большинство из нас переживают, или поддаются, неким насильственным импульсам, неким понуждениям, которые заставляют нас действовать или говорить определённым образом.

Иногда мы действуем или говорим каким-то осознанным образом, мы чувствуем, что сохраняем над собой контроль, но даже это определяется какими-то факторами, например тем, как мы выросли, средой, которая нас окружает, и так далее. И все эти вещи постоянно изменяются, они изменяются постоянно и с разной скоростью. И это происходит в контексте наших собственных субъективных переживаний – мгновение, за мгновением, за мгновением. И есть целая непрерывность, существует непрерывность этих переживаний, которая продолжается с момента нашего рождения и будет продолжаться до момента нашей смерти.

Как же мы себя с этим соотносим? Как мы это переживаем? Мы переживаем это в контексте «я». Другими словами, в контексте всех этих переживаний мы и обозначаем «я», обозначаем «я» на основе этой непрерывно изменяющейся основы. Но очень интересно, что, когда мы анализируем это «я», есть ли в нём что-то, что всегда оставалось бы неизменным? Если вы, скажем, посмотрите на свою фотографию в совсем детском возрасте, если вы посмотрите на фотографию, где вы изображены младенцем, вы скажете: «Эй, это же я!» Потом посмотрите на свою фотографию в возрасте подростка, скажете: «Это тоже я!» И наконец, взглянете на себя во взрослом возрасте и скажете: «И это я». И можно задаться вопросом о том, что объединяет эти различные фотографии, что именно вы узнаёте в себе? Хотя нет ничего фиксированного, что мы узнавали бы в этих фотографиях и что обозначали бы таким образом, тем не менее, это действительно я: это именно я, а не ты или кто-то иной. Таким образом «я» может обозначаться на основе каждого из мгновений этой непрерывности переживаний или обозначаться на основании всей непрерывности. Если мы рассматриваем это как нечто по-настоящему непрерывно изменяющееся: «Я сейчас делаю это, я сейчас сделаю то, каждое мгновение что-то новое», – то никаких проблем нет. Именно это мы и назвали бы условным «я», именно на этой основе у нас может быть здоровое ощущение самих себя.

Но проблема в том, что, когда мы идентифицируем себя с каким-то фиксированным чувством «я», с каким-то прочным чувством, прочным образом, лишь одним образом во всей этой непрерывности, которая охватывает всю нашу жизнь, мы как бы останавливаем фильм своей собственной жизни и отождествляем себя только с одним кадром или даже с частью одного кадра. И, разумеется, в разное время мы можем идентифицировать себя с разными кадрами, такое, разумеется, случается. Но говоря обычным языком, мы как бы фиксируем себя в рамках определённой, конкретной самости, конкретной идентичности, нашего представления о том, кем мы являемся. Мы можем, например, зафиксироваться на мысли: «Я молодой человек со здоровым, привлекательным телом», которая при этом может не соответствовать нашим реальным переживаниям, и это может нас ввести в некое замешательство. Вы смотрите на себя в зеркало или взвешиваетесь и говорите: «Это не я, я столько весить не могу». Мы можем отождествлять себя со своими деньгами, или со своим интеллектом, или с тем, чем мы заняты: есть множество вещей, с которыми мы можем самоотождествляться.

Думаю, один из самых явных примеров заключается в том, что, когда мы находимся в каких-то отношениях, наше самоотождествление основывается на нашей принадлежности к этой паре. А это лишь одна сцена из всего фильма нашей жизни. Однако затем эти отношения заканчиваются, человек нас бросает, и мы испытываем невероятные страдания. Почему мы невероятно страдаем? Потому что мы всё ещё отождествляем себя, мы всё ещё воспринимаем свою самость как члена этой пары, которой мы больше не являемся. И единственный способ выйти из этого состояния – это получить достаточное количество переживаний после этого разрыва, чтобы на основании этих переживаний сказать: «Вот кем я являюсь». И пока мы не получим достаточное количество переживаний, для того чтобы отождествить себя с ними, считать, соотносить себя с ними, мы всё ещё будем пребывать в ловушке этого ощущения себя членом некой пары.

Развитие здорового ощущения себя

Итак, для того чтобы обладать здоровым эго, или здоровым ощущением «я», нам нужно работать с «я», или, как это называется, «обозначать «я» на основании того, что происходит прямо сейчас, а не застревать в прошлом или в будущем. Это лишь общий принцип. И у нас здесь два технических понятия, два технических термина: одно из них – это «я», а второе – «основа для обозначения». И основой для обозначения этого «я» являются моменты наших переживаний.

Если мы рассмотрим всю непрерывность нашей жизни, то поймём, что мы переживали всё, что происходило в этой непрерывности, и на нас воздействовало всё, что происходило в этой непрерывности, помним ли мы об этом или нет. На нас оказывали влияние все члены нашей семьи, наши родственники, наши друзья. На нас оказывало влияние всё, что происходило с нами в школе, – наши учителя, различные вещи, которым мы научились. На нас воздействовала вся работа, которой мы занимались, все средства донесения информации, все развлечения, с которыми мы сталкивались. А также влияли на нас и все места, в которых нам довелось жить, и все места, которые мы посещали в ходе путешествий. И поэтому наша жизнь, жизнь каждого человека, полна невероятного количества различных влияющих факторов и различных переживаний. И все эти влияющие факторы воздействуют на то, что мы чувствуем, на то, как мы мыслим, на то, как мы ведём себя, на то, как мы говорим. Всё это оказывает на нас влияние. Возможно, не все эти факторы активны каждое мгновение, воздействует на нас каждое мгновение, но существует целая обширная сфера различных переживаний, которые формируют то, кем мы являемся.

Один из источников проблем, с которыми мы сталкиваемся, заключается в том, что мы не осознаём все те вещи, которые воздействуют на наше мышление, на наше поведение, на то, что мы говорим, а также то, что среди тех факторов, которые мы осознаём, с некоторыми мы очень сильно себя отождествляем, при этом отбрасывая все остальные. То есть, есть бессознательное воздействие, которое мы не признаём, а в других ситуациях мы активно отрицаем определённые влияющие факторы.

И весь этот процесс, с которым я хотел бы вас познакомить, процесс интеграции наших переживаний подразумевает целостное отношение к тому, что происходит в нашей жизни. Мы стараемся осознать все те переживания, с которыми сталкивались, и интегрировать их в этой целостной картине. И благодаря этому, по мере того как в нашей жизни будут возникать всё новые и новые переживания, эта целостная основа, но основе которой мы и говорим о «я», будет всё больше и больше расти. И хотя то, что происходит, ограничивается одним только моментом за раз, хотя обозначаем мы «я» на основе текущего момента, всё, что с нами происходило прежде, вся наша жизнь будет в этом также присутствовать.

Есть некоторые терапевтические методы, с которыми я познакомился, в которых мы таким образом стараемся распознать, осознать факторы негативного влияния, которое было на нас оказано, например влияние со стороны наших родителей. И применяя эти методы, мы, например, стараемся составить списки тех вещей, которые мы совершаем подобно нашей матери – тех привычек, которые мы приобрели благодаря своей матери или, наоборот, благодаря своему отцу. Обычно в таких методах упор делается на неблагих факторах влияния, на неблагом влиянии, которое было на нас оказано. Или на каких-то вещах нейтральных: «я люблю, когда у меня дома порядок», или «я люблю выбрасывать вещи», или «я люблю хранить вещи», например, «предпочитаю есть в какое-то конкретное время». Это всё вещи нейтральные.

Однако вещи неблагие, вещи нейтральные – это только часть общей картины. Очень важно также осознавать всё позитивное, что с нами происходило, например благотворное влияние, которое на нас оказали наши родители. И поскольку на нас оказало влияние великое множество факторов, нет смысла ограничивать это только нашими родителями. Мы можем составлять подобные списки для наших, например, братьев и сестёр, наших родственников, наших друзей, нашей школы, нашей профессии и так далее.

Но в людях живёт естественная склонность, естественная потребность в лояльности по отношению к чему-то – лояльность по отношению к своей семье, лояльность по отношению к своей профессии, лояльность по отношению к своему полу и тому подобным вещам. И часто случается такое, что мы подсознательно испытываем лояльность к неблагим аспектам. И, например, если наши родители нам постоянно говорят, что толку от нас нет, то мы начинаем поступать чрезвычайно неблагим образом, для того чтобы доказать: «Да, действительно, толку от меня нет». Но это не очень полезно, не очень полезна эта лояльность по отношению к аспектам неблагим. Разумеется, важно не отрицать эти виды влияния, но толку от жалоб на них нет. Бесполезно винить родителей, винить школу, винить общество во всех тех вещах, которые мы от них унаследовали, в этих неблагих вещах.

Разумеется, это нужно признать. «Действительно, на меня оказали подобное неблагое влияние». То есть мы признаём это, принимаем это, а дальше что? Но суть здесь в том, чтобы на этом не зацикливаться. «Да, на меня оказали влияние эти неблагие аспекты, но я не собираюсь продолжать вектор этого влияния. Вместо этого я хотел бы сделать упор на позитивных аспектах, которые унаследовал». И если мы расставляем акценты таким образом, то у нас возникает чрезвычайно позитивное отношение, возникает чувство благодарности. Вместо того чтобы винить своих родителей и думать: «Вы были ужасными матерью и отцом, вы меня ужасным образом вырастили», – мы начинаем испытывать благодарность и признательность за те благие вещи, которые им удалось осуществить.

Если мы думаем, что родители наши были бестолковыми, то кого рожают бестолковые родители? Бестолковые родители рожают бестолковых детей. И вот так вот мы и думаем. Возможно, это происходит подсознательно, но в нас присутствует эта мысль: «От родителей моих толку не было, потому толку нет и от меня». И разумеется, в силу этого у нас низкий уровень уверенности в себе. Разумеется, есть и исключения, есть люди, которым это удаётся превозмочь, превзойти, но я говорю о том, что происходит чаще всего. Если же мы будем думать о позитивных вещах, которые мы унаследовали от своей семьи, от своих друзей, от своей школы, от своего сообщества, то это позволит нам развить гораздо более позитивное отношение к самим себе, что затем принесёт нам чувство уверенности в себе. И когда у нас появится это чувство уверенности в себе, если мы не будем его раздувать, если мы не начнём думать: «Я такой замечательный» и тому подобное, – это чувство будет составлять здоровое эго, здоровое отношение к самому себе.

Интеграция различных аспектов нашей жизни

Чувство уважения к себе, чувство уверенности в себе – это очень важный фактор. И мы способны научиться развивать это чувство, развивать это ощущение, интегрировать свою собственную жизнь, интегрировать свои переживания, в первую очередь переживания позитивные. Научиться этому можно, рассмотрев различные факторы, различные сферы, которые оказали влияние на нашу жизнь:

  • Мы рассматриваем свою семью и своих друзей, и каждого конкретного представителя своей семьи и своих друзей, с детства и до настоящего момента.
  • Затем мы также рассматриваем свою родную страну, тот конкретный регион страны, из которого мы происходим, культуру, в которой мы выросли, и, если мы принадлежим к какой-то религиозной системе, эту религию.
  • Затем мы можем рассмотреть основные сферы познания, которые мы освоили в своей жизни, виды спорта, которыми мы занимались, потому что для многих людей это сыграло довольно значительную роль.
  • Затем наших учителей – тех, от кого мы в этой жизни научились чему-то ценному, учителей как духовных, так и недуховных.
  • Затем различных партнёров, с которыми мы состояли в отношениях, и если мы состоим в браке – наших детей. Впрочем, если мы не состоим в браке, то также – наших детей.
  • И как я уже упоминал, мы рассматриваем свою семью, ту семью, с которой мы выросли, с которой мы взрослели, затем нашу нынешнюю семью и, наконец, наших близких друзей, в особенности тех представителей этих групп, которые испытывали к нам сильную любовь.
  • Возможно, в нашей жизни были также какие-то случаи, которые оказали на нас значительное влияние, например мы попадали в аварии или переживали серьёзные болезни. Эти вещи также могли оставить в нашей жизни значительный отпечаток.
  • Различные работы, которыми мы занимались, офисы, в которых мы трудились, люди, которые являлись нашими коллегами, а также та финансовая обстановка, в которой мы находились. Иногда у нас всё было благополучно, а иногда мы сталкивались с трудностями.

Если мы подумаем об этом, то поймём, что есть целый длинный список различных вещей, которые оказали на нас влияние и определили то, каким образом мы сейчас работаем с конкретными вещами, которые перед нами встают. И мы берём каждый из этих факторов, по одному за раз, думаем о неблагом влиянии, которое они на нас оказали, – нам не нужно его отрицать. Но затем решаем, что нет никакого смысла жаловаться по этому поводу, потому что это нам уж точно ничем не поможет. А затем рассматриваем те благие вещи, которые для себя извлекли. И мы рассматриваем их с той точки зрения, что эти вещи важны и они в моей жизни для меня могут быть полезны. Это те вещи, на которых я хотел бы делать упор, к которым я хотел бы испытывать лояльность, вместо того чтобы испытывать бессознательную лояльность по отношению к каким-то неблагим проявлениям.

И мы можем осуществлять этот процесс в контексте некого более значительного, более глобального процесса обучения. И по сути дела, разворачивается эта сессия так. Поначалу, прежде чем мы приступим к этим размышлениям, мы должны успокоить свой ум, потому что важно, очень важно, чтобы ум пребывал в спокойном состоянии и позволил нам всё это продумать. И для этого нам нужно тренироваться в технике, которая, если сформулировать очень просто, называется «отпускание». Мы отпускаем бесконтрольно возникающие мысли и бесконтрольно возникающие чувства, особенно неблагого характера. Потому что, когда мы вспоминаем о неблагих вещах, которые сказались на нас, о каком-то неблагом влиянии со стороны других, нам очень легко зациклиться на неблагих мыслях, на неблагих аспектах какой-то ситуации: «Это было совершенно ужасно, человек этот совершенно ужасный, он мне ужасным образом навредил». И этот внутренний диалог становится таким, что мы не способны установить над ним контроль. В конечном итоге нам, конечно, нужно полностью прекратить этот внутренний диалог, но поначалу мы по крайней мере стараемся его заглушить, для того чтобы обрести способность сосредотачиваться на благих аспектах. Потому что если мы непрерывно думаем о том, как всё ужасно и как этот человек ужасен, то у нас не возникает возможности сосредотачиваться на чём-то благом.

В контексте буддийской практики предлагается множество различных методов для того, чтобы это осуществить. Однако самый простой из них, как я уже говорил, называется отпускание. И для того чтобы его осуществить, вы буквально представляете – как я объясняю это людям, – что вы можете это сравнить со своей рукой, использовать для этого руку, что ваш ум подобен плотно сжатому кулаку, который что-то сжимает. И вы представляете, что отпускаете, расслабляете свой ум, подобно тому как вы расслабляете пальцы и раскрываете этот кулак. И так вы отпускаете эти навязчивые мысли, эти навязчивые эмоции. Разумеется, беспокоящая мысль или беспокоящая эмоция может немедленно вернуться, и поэтому вам нужно этот процесс снова и снова повторять.

Есть и другие методы, которые применить чуть сложнее. Метод, в котором вы рассматриваете свой ум – а под умом мы подразумеваем всю сферу ваших мыслей и эмоций – подобно огромному океану. Эти неблагие мысли подобны волнам на поверхности океана. Однако мы – это весь этот океан, и эти волны не беспокоят глубины океана. Мы не хотим быть подобным лодке, которая находится на поверхности этих волн и которую эти волны беспокоят. Речь также не идёт о том, чтобы быть подводной лодкой, которая немедленно погружается в глубины, чтобы избегнуть этих волн. Образ таков: мы весь океан, и этот огромный океан не тревожат мелкие волны, возникающие на поверхности. Размышляя таким образом, вы можете успокоиться.

Словом, это тот контекст, который важно устанавливать каждый раз, когда мы начинаем какую-то конкретную сессию, и который также мы применяем, когда думаем о неблагих аспектах того, что унаследовали, – применяем для того, чтобы отпустить. «Я постараюсь осознавать это неблагое влияние, которому подвергался, но не позволю ему меня контролировать», – в этом, по сути, и состоит смысл. Потому что я вижу и осознаю, что если буду пребывать под контролем этих неблагих влияющих факторов, то это принесёт мне только несчастье. Следующая мысль, которая у нас должна возникнуть: «Однако я же хочу быть счастливым, все хотят быть счастливыми. Никто не хочет быть несчастным. У меня есть чувства, у меня есть эмоции, как и у всех остальных. И подобно тому, как то, как со мной обращаются другие, воздействуют на то, что я ощущаю, на то, что я переживаю, то, как я сам к себе отношусь, также влияет на мои переживания. И потому, зачем мне разрушать самого себя? Я же ни какой-то дурной человек, мне же не нужно самого себя наказывать, глупо так думать. Потому что страдать от этого буду только я сам. Если я хочу быть счастливым, мне нужно действовать неким благим образом, так, чтобы это принесло мне счастье».

И мы думаем о тех благих вещах, которые обрели благодаря тому, на ком сосредотачиваемся в конкретной сессии, будь то наша мать, наш отец или кто-то иной. И размышляем мы об этом с великой признательностью и великой благодарностью. Мы можем размышлять с точки зрения того, как этот человек напрямую с нами обращался: наши родители заботились о нас, учили нас чему-то, научили нас читать – о чём бы ни шла речь. И мы стараемся распознать что-то также и в самих себе, то есть распознаём благие качества не только в другом человеке, но и думаем о том, что мы сами благодаря этому человеку обрели.

И могли бы мы обрести что-то ещё, что-то большее? Потому что у родителей могло быть множество сторон, множество проявлений, которые не сказались на том, как они напрямую обращались с нами как детьми. Например, то, как родители общались с собственными друзьями, или то, как они действовали, когда осуществляли свои профессиональные обязанности. Они же люди, у них была целая жизнь, а не только та часть жизни, которую они посвятили взаимодействию со мной. Какие же аспекты всей их жизни в целом оказали на меня благое влияние?

Итак, у нас есть признательность, у нас есть уважение к тем благим качествам, которыми обладали другие. При этом мы сохраняем некую долю реализма: разумеется, большинство из наших родителей или друзей не являются святыми. Просто поддерживаем реалистичное отношение к этим людям. Когда мы осуществляем этот процесс, полезно, возможно, иметь фотографию конкретного человека или просто думать о нём, просто представлять его.

И затем мы можем привнести аспект буддийской практики в весь этот процесс – использовать визуализацию, представить, что от человека, с которым мы работали, к нам исходит жёлтый свет, который вдохновляет нас, стимулирует нас на то, чтобы и дальше развивать эти благие качества. Визуализация облегчает процесс взращивания конкретного состояния ума. Если вы хотели бы углубить этот процесс, вы далее можете также представить, что теперь жёлтый свет исходит уже от вас и вдохновляет всех вокруг на то, чтобы и они развивали в себе те же благие качества, вдохновляет ваших детей, ваших коллег, всех остальных людей вокруг.

Потому что, если у нас, например, есть дети, мы, безусловно, не хотим передавать им то неблагое влияние, которое на нас оказали наши родители или наше прошлое. Поэтому мы представляем, что позитивное влияние распространяется и на наших детей.

И когда мы пройдём по всем этим категориям влияющих факторов, которые сказались на нашей жизни: семья, в которой мы выросли, наше образование, наша нынешняя семья, наша профессия, наша страна, наша религия и так далее – тогда нам нужно все эти факторы интегрировать, объединить, сделать чем-то целостным.

И тогда вы начинаете соединять эти аспекты