Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия первая.
Аудио: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия первая
Видео: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия первая
Медитация с визуализацией поля заслуг. — Энди рассказывает о себе и структуре ретрита. — Калачакра как система. — Колесо времени. — Абсолютное и относительное время. — Искусственное и естественное время. — Внутренние и внешние циклы времени. — Нерушимое блаженство и пустотная форма. — История Калачакры. — Особая социальная роль Калачакры.
Итак, я бы хотел сказать доброе утро, добро пожаловать, в особенности тем, с кем я до этого не встречался. Уверен, что каждый день будет подъезжать всё больше людей, но те, кто здесь уже сейчас – это ядро группы, которое пройдёт ретрит. Я хочу, чтобы в этом ретрите вы чувствовали расслабление, чувствовали некую естественность. Мы будем заниматься разными видами деятельности, которые также помогут вам расслабиться.
Это введение в Калачакру, курс, который называется «Гармония в Калачакре». Мне интересно, кто получал посвящение Калачакры? Всего несколько человек. Это нормально. Этот курс очень хорошо подходит людям, которые никогда не получат Калачакру, но, возможно, некоторые позже решат, что хотели бы это посвящение получить. Это введение в систему Калачакры. Мы не будем особенно заниматься собственно практикой Калачакры. Может быть, для благоприятствования повторим сколько-то раз мантру, но сам ретрит не посвящён практике Калачакры. Однако всё, что мы будем в этом ретрите осуществлять, с Калачакрой связано.
Начнём мы с медитации.
МЕДИТАЦИЯ
Итак, отыщите подходящую позу для медитации и успокойте свою энергию. Место это очень устойчиво, так что мы можем ощутить контакт с землёй. Подобно тому, как к небу устремляются деревья, ощутите, что к небу устремляется и всё ваше тело. Подобно дереву, чьи прочные корни уходят в землю, ощутите, что и ваши корни уходит в землю. Подобно тому, как энергия свободно движется вверх и вниз по дереву, ощутите, как энергия свободно движется по вашему позвоночному столбу. Ничто ни в нашем уме, ни в окружающей среде не существует независимо. Всё в нашем уме и в среде зависит от других явлений. Отпустите цепляние за что угодно как за самосущее, подлинно существующее.
В небе, в пространстве перед нами, прекрасный, золотистого цвета Будда Шакьямуни, из которого исходит золотистые лучи света. Соединив ладони на уровне сердца, представьте, что вы совершаете простирания на уровнях тела, речи и ума. Представьте, что вы совершаете подношения воды, цветов, благовоний, света, духов, пищи и музыки. Ощутите раскаяние во всех неблагих действиях, совершённых с безначальных времён. Посорадуйтесь благим действиям святых существ, гуру и всех существ. От всего сердца попросите будд, бодхисаттв, гуру даровать учения Дхармы. Попросите будд, бодхисаттв, гуру, пребывать до исчерпания сансары. Посвятите заслуги от этих молитв тому, чтобы вы сами смогли достичь просветления на благо всех живых существ. Представьте, что Будда Шакьямуни чрезвычайно доволен вашими молитвами.
Теперь размышляйте над тем, что вы окружены всеми живыми существами. Начните со всех, кто также присутствует в этом помещении. Затем добавьте остальных людей в этом ретритном центре. Добавьте всех животных в местности, относящейся к этому ретритному центру. Добавьте любых духов, которые населяют эту область. Представьте, что глубоко под землёй пребывают существа, заключённые в адах. Что в небесах над нами обитают божества царства завистливых богов и других божественных царств.
Итак, представьте сферу размером с этот ретритный центр и всех существ, которые пребывают в этой сфере. А теперь пожелайте, чтобы все эти существа освободились от страданий и от причин страданий. Теперь эта сфера постепенно разрастается и, в первую очередь, вбирает в себя всю Москву. Опять же, со всеми живыми существами, населяющими шесть царств. Однако теперь сфера гораздо больше. Представьте, что вы в центре этой сферы, и что ваше сердце – это самая её сердцевина, и от всего своего сердца пожелайте, чтобы все эти существа освободились от страданий и от причин страданий. Сфера вновь разрастается и вмещает всю Россию. Зародите то же пожелание. Сфера продолжает разрастаться, пока не охватывает всю планету Земля, всех существ на суше, в морях, в небесах и под землёй. Зародите то же пожелание. Сфера продолжает разрастаться, пока не охватывает всю Солнечную систему. Растёт и охватывает всю Галактику. Растёт и охватывает всю Вселенную. И, при условии, что существуют другие вселенные, разрастается, чтобы охватить все бесчисленные вселенные. Иными словами, теперь она безгранична. Зародитt то же пожелание по отношению ко всем существам, населяющим пространство. Вспомните о том, что ничто в умах и телах каждого из живых существ не существует само по себе. Так же существует огромное количество просветлённых существ, и ни одна часть их тел или их умов не существует сама по себе. Просто расслабьтесь в этом осознавании. Оно охватывает всё, но ничто не существует само по себе.
Вспомните о Будде Шакьямуни перед собой. Снова представьте, что он очень доволен. Он напрямую улыбается вам, потому что ценит вашу медитацию. Прямо перед ним сидит Его Святейшество Далай-лама, а по обе стороны от Его Святейшества — остальные ваши гуру. За Шакьямуни и над ним — различные ламы линbи передач различных линий. А перед вашими учителями на очень просторном дереве — различные божества, выстроенные в ряды, начиная с ряда божеств высшей йога-тантры, затем божества низшей тантры, будды, бодхисаттвы, даки, дакини и защитники дхармы. Мощно ощутите присутствие всех этих святых существ, прямо сейчас и прямо здесь, перед нами.
Ощутите проистекающую из глубин сердца глубокую преданность ко всем ним. Попросите их о том, чтобы они вдохновляли и направляли вас по ходу этого ретрита, и о том, чтобы оставшуюся часть вашей дней они заботились о вас и в обычной жизни. Не только в этой жизни, но и во всех жизнях, до тех пор, пока вы не обретёте полное просветление.
В центре ряда божеств высшей йога-тантры, прямо перед Его Святейшеством Далай-ламой стоит Калачакра, обнимающий свою супругу Вишвамату. Его тело темно-синего или чёрного цвета, а тело Вишваматы жёлтое. Его правая нога вытянута, а левая, белая нога, слегка согнута. Его две передние руки держат ваджру и колокольчик, обнимая талию Вишваматы, а её две передние руки держат искривлённый нож и чашу из черепа, обнимая его шею. Мы довольно медленно прочтём его мантру семь раз, и, пока мы повторяем её, представляйте, что лучи света исходят ко всем живым существам повсюду во Вселенной. Вероятнее всего, чтобы взглянуть на листок с мантрой вам придётся открыть глаза, но даже когда вы смотрите на этот лист, продолжайте ощущать, как лучи света исходят ко всем существам.
-ОМ АХ ХУМ ХО ХАМ КША МА ЛА ВА РА Я ХУМ ПХАТ-
Теперь представьте, что все различные божества в этом поле заслуг постепенно растворяются в Будде Шакьямуни, который пребывает в его центре. Затем представьте, что Будда Шакьямуни переходит на макушку вашей головы, где размер его становится равным размеру большого пальца вашей руки, и восседает там, смотря вперёд. Мы трижды прочтём мантру Шакьямуни.
—ТЕЙЯТА ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЙЕ СОХА—
Теперь представьте, что Будда Шакьямуни становится всё меньше и меньше, пока не принимает размеры горчичного семени. Ваш центральный канал раскрывается и Шакьямуни скользит по нему вниз, пока не растворяется в вашем сердечном центре. Расслабьтесь.
Итак, несколько вводных замечаний. Я на самом деле не являюсь экспертом в области Калачакры, но испытываю очень сильную преданность по отношению к этой системе. Я впервые получил посвящение в 1981 году в Мэдисоне, штат Висконсин, в США, и с тех пор прилагал все усилия, чтобы выполнять определённую практику Калачакры. Мне очень повезло, я получал эти посвящения от Его Святейшества Далай-ламы, Кирти Ценшаба Ринпоче и Чадо Ринпоче. И мне очень повезло получать учения по Калачакре от Серконга Ринпоче, Хёнгла Рато Ринпоче, лам, которых я уже упомянул и Александра Берзина, а также от моего главного учителя, геше Намгьяла Вангчена. Но ученик из меня не хороший, память у меня плохая и медитация моя тоже не слишком хороша,
Одна из причин, по которой мы сидим в кругу, в том, что я хочу, чтобы вы помнили: я равен вам, я – такой же практикующий, как и вы. Суть в том, что мы все делимся. И хотя я буду много говорить, потому что такова моя работы, я хочу, чтобы вы чувствовали, что можете присоединиться, и что эта программа в той же степени ваша, что и моя. И каким бы линиям и учителям мы не следовали, думаю, мы все можем согласиться, что Его Святейшество Далай-лама – старший из лам, держащих Калачакру на этой планете. И, вероятнее всего, важнейший человек на планете. И было бы замечательно, если бы по ходу этого курса мы зародили ощущение, что Его Святейшество присутствует здесь, с нами, присутствует с нами в этом помещении. Так что старайтесь периодически ощущать это в своём сердце.
Кроме того, вчера был Новый год Калачакры, а в полнолуние будет День поворота колеса учения Калачакры. Так что сейчас у нас начинается двухнедельный период, когда деятельность, связанная с Калачакрой, очень благоприятна. По ходу этих двух недель монахи монастыря Намгьял будут читать множество молитв, связанных с Калачакрой. Так что у нас должно быть ощущение, что мы принимаем участие в некой международной деятельности, активности, связанной с Калачакрой.
По ходу этих трёх дней мы будем выполнять разные виды деятельности. В некоторых случаях я буду говорить, но в любой момент вы можете меня прервать. Так что если вы чего-то не понимаете – спрашивайте, пожалуйста. Но в любом случае, я также буду призывать вас задавать вопросы. Довольно значительная часть нашей деятельности будет посвящении обсуждениям в группах из двух-трёх человек. И одна из причин тому в том, что вы столь же многому можете научиться друг у друга, как и у меня. У вас должна быть уверенность в вашей собственной внутренней мудрости и во внутренней мудрости таких же участников, как и вы. Моя роль, возможно, состоит в том, чтобы простимулировать определённые мысли, ваша же роль в том, чтобы принимать участие и позволить вашей мудрости сиять вовне. Также по ходу курса мы будем выполнять определённые медитации. Не думаю, что есть необходимость всем рассказывать, когда у нас периоды приёма пищи. У нас периодически будут перерывы на приём пищи и перерывы на то, чтобы освежиться. Если вам нужно сходить в туалет, просто вставайте и идите, что бы ни происходило. Если в медитации вы чувствуйте, что нужно изменить позу – пожалуйста, так и поступайте. Главное, чтобы вы чувствовали комфорт. Есть ли у кого-то какие-либо вопросы?
Хорошо, в этом случае я начну обсуждать значимость Калачакры. Само слово «Калачакра» обладает огромной значимостью. У вас есть изображение и вы, вероятнее всего, думаете, что Калачакра – это существо. Однако на самом деле, это — не самый полезный способ размышлять на такую тему. Думайте о Калачакре как о системе. И каждый из аспектов этого существа символизирует систему. Я не буду разъяснять весь символизм, он важно помнить об этом пункте в целом, потому что в противном случае вы можете начать думать о некоем боге где-то в небесах. В действительности, система Калачакры – это способ понимания и преображения всего во Вселенной. Представляет его эта форма, но это не значит, что это бог или нечто подобное. Здесь нет примера, но знаком ли кто-то с символом Калачакры, с переплетением слогов? Есть ли у кого-нибудь с собой изображение? Уверен, всё её видели. И этот символ также представляет всю систему Калачакры. Этот символ так же значим, как и форма божества Калачакры. Опять же, я не буду объяснять всех его деталей, потому что там всё становится довольно сложным. Ещё одна вещь, которую вы, вероятнее всего, видели — это изображение мандалы Калачакры. Всем ли доводилось видеть её фотографии? Изображения, судя по всему, повсюду. Если вы приедете в Катманду, в любом магазине, где продаются тханки, будет миллион изображений мандалы Калачакры. И большинство из тех, что продаётся в Катманду, выполнены в психоделических цветах, что является определённым искажением. Но это показывает, насколько мощным становится этот символ. Я как-то шёл у себя по городу и в витрине одной галереи увидел, что художница взяла мандалу Калачакры и вокруг неё понарисовала всякого в качестве произведения искусства. И я подумал, что, возможно, с одной стороны это злоупотребление священным объектом, а с другой стороны, таким образом он, возможно, доносится до большего числа людей. Определённости у меня в этом вопросе не возникло. Так или иначе, мандала Калачакры также символизирует всю систему Калачакры.
Итак, давайте попытаемся вкратце объяснить, каков смысл слова «Калачакра». Кала означает «время», чакра — «колесо». Итак, колесо времени. Немедленно мы перестаём думать о существе и начинаем думать о чём-то, связанным с историей, о начале, середине и конце времён. Каким образом время устроено? Является ли время линейным? В одном смысле — да. За одним мгновением следует другое, за одним годом следует другой, прошлое переходит в будущее. Но на самом деле время также является цикличным. Какое сейчас время года? Должно быть, начало весны. За весной следует лето, затем осень, зима, и всё это продолжает вращаться. Всё это циклично. Какая часть дня сейчас? Почти без двенадцати восемь. И время продолжает идти по кругу. Но подобное время не естественно. Это машина, её создали люди, и она регулирует нашу жизнь. И мы в каком-то смысле её рабы, в каком-то смысле было бы довольно здорово её выкинуть. Но можно подумать о дне и ночи. Вчера вечером вы легли спать, а когда проснулись, уже было светло. И всё наше существо сонастроено с этими циклами дня и ночи. Сами наши процессы пищеварения, циклы нашего сна и очень многие вещи в нашем метаболизме сонастероены с циклами дня и ночи. Во внешней вселенной эти циклы времени связаны с циркуляцией планет и с их вращением. В случае с планетой Земля значимостью также обладает вращение Луны вокруг Земли. Все приливы на морях созданы вращением Луны. Когда вы стоите на морском берегу, то видите, как волны набегают на берег, и происходит это при посредстве Луны. Кроме того, у женщин есть месячный цикл, который связан с лунными циклами. И это показывает, что циклы времени в нашем теле связаны с циклами времени во вселенной. Мы – часть вселенной, не являемся чем-то отдельным. Всё, что происходит с нами, связано с тем, что происходит во вселенной. Но мы это теряем из виду, правда?
Когда что-то вращается, у орбиты есть центр. Подумайте о колесе. Колесо вращается и можно сказать, что в самом центре этого колеса есть неподвижная точка. Получается, что внешний край этого колеса вращается довольно быстро, и, по мере того как мы приближаемся к центру, вращение всё медленнее и медленнее, пока мы не доходим до гипотетического центра, где движения нет. Все это понимают? Потому что внешней грани, внешнему ободу колеса приходится пройти гораздо больший путь, пока произойдёт один оборот. Именно поэтому этому ободу приходится двигаться быстрее. Но, по мере того как вы приближаётесь к центру, дистанция сокращается. Так что можно двигаться всё медленнее и медленнее. Пока вы не приближайтесь к самому центру, где всё движется очень медленно. Всё движется медленнее, медленнее и медленнее. Точку, в которой всё останавливается, физически мы отыскать не смогли бы. Даже если бы там была мельчайшая частица во вселенной, бозон Хиггса, он бы всё равно немного вращался. Однако, в самом центре, хотя мы не способны отыскать это физически, мы могли бы говорить о неподвижной точке. Смысл видите?
Так что когда мы говорим о времени, о кала, мы, в конечном итоге, говорим об этой точке.
На абсолютном уровне мы можем говорить об отсутствии времени. Давайте это разъясним. Прошлое, настоящее и будущее относительны друг для друга. Настоящее зависит от прошлого, а будущее зависит от настоящего и от прошлого. Ни один из этих трёх компонентов не существует независимо от двух других. Если нечто не существует независимо, то когда вы пытаетесь отыскать само это явление, вы не способны его обнаружить. Вы можете его обнаружить лишь применительно к другим вещам. Все понимают? Немного сложно? Когда вещи существуют только относительно, вы не можете их обнаружить сами по себе. Потому что существую они только в силу других явлений. И если из общей картины устранить все эти остальные явления, то и самого объекта нельзя будет найти. Мы можем сказать, что без прошлого и будущего не было бы и настоящего. Однако, поскольку всё время существует некое настоящее, мы можем сказать, что прошлое, в своё время, было настоящим, а будущее, в своё время, станет настоящим.
Мы здесь прямо сейчас, правда? Чувствуете настоящий момент? Он непрерывно ускользает. Когда вам кажется, что вы его уловили, он уже завершился. Для того чтобы мы могли удержать настоящий момент, времени пришлось бы остановиться. Настоящее мгновение подобно неподвижному центру этого вращающегося колеса. Он существует, но обнаружить его нельзя. Вы не можете его обнаружить, если начинаете искать. Но сказать, что настоящего момента нет – значит зайти слишком далеко. Это сложно, но мы понемногу к этому приближаемся. Мы здесь, в настоящем, но если мы попытаемся отыскать это настоящее, то ничего не сможем обнаружить. И нам по этому поводу не следует пугаться. Оно не является ни существующим самим по себе, ни полностью не существующим. Это то, что мы называем срединным путём. Иногда мы говорим «попросту обозначенное». Попросту обозначенное существует, но ухватиться за него невозможно. Согласны ли вы с тем, что настоящее мгновение таково? Оно существует, но его невозможно ухватить. Слово кала относится к этому чистому времени. Если бы мы сказали, что сейчас 2013 год — это не то, что мы называем чистым временем. Это не только относительное время, но и время, созданное людьми, просто концепция. Но на условном уровне мы все сейчас согласны с тем, что сейчас 2013 год. Это помогает обществу функционировать. Но для животных, живущих в лесу, это понятие бессмысленно. Если бы вы сказали, что сейчас дневное время и что мы переходим от зимы к весне, то с этим себя могли бы соотнести даже животные в лесу. Это относительное время – то, что мы называем колесом, или чакрой. Итак, кала-чакра относится к обоим этим аспектам времени. Хотел бы кто-нибудь задать какие-либо вопросы?
Вопрос: Я хотела бы уточнить, правильно ли я понимаю, что словом чакра мы обозначаем то время, которым пользуемся обычно в относительной реальности.
Ответ: В системе Калачакры говорится, что кала подобна солнцу, а чакра подобна отдельным дням. И это означает, что чакра — это то, что мы находим по ободу колеса. Скажем, если мы подумаем о годе, то, в соответствии с системой Калачакры, в году триста шестьдесят дней. И каждый из этих дней — это часть чакры. Это колесо, которое продолжает вращаться, и каждый год мы возвращаемся к тем же самым дням. А в центре этого пребывает чистое время, которое не движется. Хорошо? Все остальные не возражают, если я продолжу?
Если мы рассмотрим это в контексте отдельного человека, то увидим, что у Калачакры есть другой аспект. Скажем, мы можем говорить о чакре применительно ко всем колёсам и циклам в нашей нервной системе и тому подобном. И примером будет наше дыхание, которое движется по циклам, движение нашей крови и так далее. В нашем теле множество различных систем, в которых происходит некий круговорот. По-настоящему мощный пример этого – это женский менструальный цикл. И это естественное время. Оно никак не связано с часами, это, скорее, естественное время нашего тела. Когда мы говорим: «Моё время пришло», то подразумеваем, что умрём. Иногда беременная женщина может сказать: «Мой срок подходит», и это означает, что скоро родится ребёнок. Иногда женщина может сказать: «Сейчас моя часть месяца», и это означает, что у неё месячные. Всё это – естественные циклы.
Если мы живём в согласии со своими естественными циклами, то чувствуем больший уровень комфорта, чем если пытаемся себя втиснуть в циклы механические. Сейчас у нас существует множество цифровых систем, которые полностью основываются на цикле между нулём и единицей. Люди целые ночи проводят, танцуя под музыку, которая создана исключительно этим цифровым циклом. Проблема в том, что это – нечто механическое, а не естественное. Одно из преимуществ музыки, которую играют живые исполнители в том, что в ней есть нечто органическое. Я не хочу подвергать цифровую культуру полной критике, потому что у неё множество преимуществ, но вот этот конкретный недостаток её присущ. Она в определённом смысле механизирует человека.
Последующие три дня мы будем пребывать в естественной среде и получим пользу просто от того, что мы впитываем энергию этой естественной среды. Мы почувствуем больший уровень гармонии, чем когда находимся в большом городе и своей занятой жизнью. Скажем, в московском метро есть линия, которая представляет собой круг, и поезда по ней катаются по кругу. Так что можно в какой-то смысле сказать, что это цикл времени, но он довольно механистичный, не правда ли? Я не утверждаю, что это не цикл времени, но, вероятнее всего, в нём иногда бывают перебои, так что вовсе не обязательно поезда вовсе приходят вовремя.
Давайте же подумаем о чистом уровне. Потому что чистый уровень существует в сердце уровня не чистого. На самом деле мы можем сказать, что чистое – это природа нечистого. Нечистое не чисто исключительно в силу нашего невежества, речь не идёт о том, что Будда бы в другой ретритный центр поехал. Мы можем говорить, что это и есть мандала Калачакры.
Итак, Калачакра, кала и чакра, неизменное блаженство и пустотная форма. В первую очередь, неизменное блаженство. Неизменное – значит, что оно никогда не прерывается. Это сердце нашего существа прямо сейчас. Потому что самая суть нашего существа – это внутренне присущий ум ясного света. У всех наших мыслей и чувств – эта чистая сущность. И это так, не зависимо от того, являются ли наши мысли благими или не благими. Переживаем мы этот ясный свет только в совершенно особые периоды. Скажем, он будет переживаться в момент смерти. Также он очень кратко переживается при переходе от бодрствующего состояния ко сну и обратно. Он также в какой-то степени переживается в момент оргазма, при чихании и когда мы теряем сознание. Во все эти периоды наш ум становится более тонким. А на тончайшем уровне – он и есть ясный свет. И все эти уровни тонкости сосуществуют одновременно. Но когда мы переживаем грубый уровень ума, тонкий уровень ума сокрыт. Однако когда мы теряем сознание, все грубые уровни временно исчезают. И таким образом всё это чередуется. В Калачакре это состояние ума ясного света называется неизменным блаженством. На самом деле, точнее было бы это назвать нерушимым блаженством. И можно было бы это противопоставить изменчивому, нарушаемому блаженству, скажем, изменчивому блаженству обыденного сексуального оргазма. Это нечто очень краткое, и ему, безусловно, приходит конец. По сравнению с этим, блаженство нерушимое никогда не завершается. Все остальные примеры, которые я приводил, также изменчивы. Однако, посредством йогической практики, мы можем установить связь с блаженством нерушимым. Хочет ли кто-нибудь что-нибудь спросить? Если что-то не понятно – не стесняйтесь, спрашивайте. Разумеется, мы все понимаем это по-разному и в той, степени, в которой это нам сейчас доступно, но если вы совсем ничего не понимаете, тогда спрашивайте.
Вопрос: Почему в этом центре, вне времени, должно быть именно блаженство?
Ответ: Это правильное соображение. Разумеется, в колесе блаженства нет, колесо — это нечто неодушевлённое. Но сейчас я говорю о живом существе. И если бы мы стали говорить о тонком теле, то стали бы говорить о сердечной чакре. А в самом центре сердечной чакры пребывает так называемая нерастворимая капля. Говориться, что она приходит из наших прошлых жизней и уходит в жизни будущие, а с момента нашего зачатия до момента смерти просто здесь остаётся. Она подобна небольшой амулетной шкатулке, и внутри неё сокрыты тончайший ветер и тончайший ум. Это чрезвычайно чистый ясный свет, по природе своей он является блаженством.
Если мы подумаем о чём-то обыденном, вроде сексуального оргазма, то это блаженство будет очень грубым. Блаженство ума ясного света – блаженство очень тонкое. Когда ум полностью очищен, это блаженство высочайшее. Когда оно полностью очищено, мы называем это дхармакаей, просветлённым умом будды. Прямо сейчас мы обладаем этим потенциалом, но он сокрыт под нечистотами, которые его затемняют. Сейчас мы можем испытывать сильную боль или переживать различные трудности, но в самом сердце этого сокрыт ясный свет, который мы не переживаем. Ясно?
Вопрос: Правильно ли я понимаю, что, применительно к человеку, чакра – это наши ветра, которые движутся и создают эмоции и переживания, и если мы остановим их движение, то сможем рассмотреть и распознать этот центр, кала.
Ответ: В целом вы очень правильно мыслите, я сейчас как раз перейду к объяснению смысла слова чакра. Там немножко не так, как вы объяснили. Применительно к этому чистому кала, чистая чакра — это то, что мы называем пустотной формой. Пустотная форма – это аспект ума ясного света. И для этого вам нужно понять, что в буддийском понимании ума подразумевается под словом аспект. Это нечто, о чём речь заходит в обычной эпистемологии и психологии буддизма.
По сути дела, когда мы воспринимаем что-то, мы, на самом деле видим не сам объект, мы видим образ объекта, который формируется в нашем уме. Это соответствует научному пониманию. В соответствии с научными объяснениями, некие лучи света отражаются от объекта и попадают нам на сетчатку. И в силу взаимодействия определённых нейронов и действия зрительной коры мозга, мы воспринимаем определённые объекты. Процесс, посредством которого мы видим объекты, подобен некой органической камере. Камера создаёт образ объекта, сам объект в фотографии не присутствует, не содержится. И этот образ, который проецируется в наш ум, называется аспектом. Это аспект объекта.
И обычно, когда мы воспринимаем аспект, мы воспринимаем его как нечто, отдельное от нас. Всё что мы видим, мы воспринимаем как нечто, отделённое от нас, хотя на самом деле мы принимаем участие в создании этого объекта. Объект как бы отбрасывает аспект в наш ум, а наш ум в то же время создаёт этот аспект. Является ли это для всех чем-то новым? Полагаю, что подобные учения из буддийской философии вам пока особо не объяснялись. В любом случае, вы можете изучить эти вещи, и вам их следует изучить.
И если мы это перенесём на систему Калачакры, то понимание станет гораздо точнее. Потому что мы здесь будем говорить не об аспектах грубых объектов, не об образах грубых объектов, присутствующих в этом помещении. Здесь мы говорим об аспекте тончайшего ума ясного света. Который здесь известен как нерушимое блаженство. И мы можем сказать: безусловно, такой ум, подобный уму, проявляющемуся, когда мы теряем сознание или умираем, запределен любым образам. Но всё обстоит не так. И проверяют это на своём опыте йогины, практикующие Калачакру, осуществляющие стадию завершения. Эти йогины сидят в помещении, полностью лишённом света и переживают различные видения. Эти видения никак не связаны с внешними объектами, и также и не являются воображением. Это не некие, скажем, образы, возникающие в сновидениях. Это аспект ума ясного света. Они содержат цвета и формы. И когда вы практикуете Калачакру, полностью очищенной формой этого будет Калачакра как божество, мандала этого божества и так далее. И эти формы называются формами пустотными, потому что они пусты от какой-либо материальной составляющей, сущности. Но это формы, и они существуют. Вопросы?
Вопрос: Итак, вы говорите о том, что Калачакра – это колесо, у колеса есть ось, и в оси нет времени, там царит безвременье. Но на самом деле есть множество вселенных, во всех этих вселенных существуют одни и те же законы, для оси относителен обод, который также движется, а для этого обода относительна ось, в которой также присутствует движение.
Ответ: Я понимаю вопрос. Если мы думаем об оси как об оси на колесе некоего средства передвижения, то это действительно так. Потому что у подобной оси есть измерение, есть некая ширина. Но здесь мы говорим о некоем гипотетическом центре, который вы не обнаруживаете, когда его ищете. О том, что мы называем пустотностью. И ум ясного света переживает эту пустотность. Когда ум ясного света полностью очищен, он также в каком-то смысле неподвижен, подобно этому центру. И, как и говорила Ольга, когда ветра останавливаются полностью, успокаиваются, в тот момент мы и способны это пережить. Происходит это только когда ветра входят в центральный канал, растворяются в нём и в нём пребывают. И вот эта ось не движется относительно колеса. Но это потому, что у неё нет ширины. Если бы там была толщина, то эта ось бы, разумеется, вращалась.
Но меня заинтересовало ваше утверждение, что во всех вселенных одни и те же законы. На этот счёт мы уверены быть не можем. Если у каждой из разных вселенных свой большой взрыв, то законы, определяющие жизнь в этих вселенных формируются в первые секунды большого взрыва. Это вопрос, насчёт которого, насколько я знаю, наука пока не определилась, но существует возможность того, что в разных вселенных немного разные законы. Но сейчас они утверждают, что в центре нашей вселенной находится сверхмассивная чёрная дыра, и также в центре каждой галактики присутствует сверхмассивная чёрная дыра. И мне это кажется интересным, потому что, хотя этот момент и не упоминается в Калачакре, по мере приближения к этим чёрным дырам время становится всё медленнее и медленнее, а в центре этой чёрной дыры время останавливается. Для меня это один из поводов верить, что Будда был подлинно всеведущ, обладал всеведением, потому что он не имел тех инструментов, которыми обладают современные учёные, но, судя по всему, в силу своих реализаций знал о подобных вещах. Хотя это лишь мои домыслы.
Вопрос: Поясните, пожалуйста, если аспект – это нечто, что ум продуцирует применительно к внешнему объекту, то что такое аспект применительно к уму ясного света в Калачакре.
Ответ: Очень хороший вопрос. Это, безусловно, не внешний объект. Однако, что является внешним? Когда мы говорим о совокупности формы индивидуума, в неё входят все формы, которые мы переживаем. Мы считаем, что наша собственная форма заканчивается на уровне нашей кожи, но это — лишь действие нашего умственного обозначения. Прямо сейчас нам кажется, что мы находимся в том же помещении, что и все остальные, и что помещение находится вовне нас. Но в другом смысле каждый из нас пребывают в своём собственном помещении. Потому что каждый из нас переживает это помещение своим собственным способом. Каждый из нас сказал бы, что мы сидим в кругу, потому что об этом свидетельствует наше зрение. Это так, но каждый из нас видит круг совершенно иначе, чем любой другой. Мы все согласны с тем, что стены этого помещения красные. Красный – это обозначение, которое мы навешиваем на определённую частоту лучей света, воздействующих на наш ум. Но можем ли мы сказать, что наше переживание красного подлинно вовне? Вовсе нет.
Я смотрел лекцию, которую лама Осел прочёл в Бангалоре, и он упоминал, что в действительности, в соответствии с научными открытиями, весь свет является белым, просто мы отфильтровываем все остальные части спектра. Он использовал это, для того чтобы показать, что нет неотъемлемо существующих цветов. Когда мы применяем слово «аспект» применительно к внешним, грубым объектам, вся эта «внешность» или «внутренность» – всего лишь условность. Это достоверная условность, но достоверна она лишь относительно. Она не является абсолютной истиной. Возможно, это помогает. Когда мы доходим до тончайших уровней ума ясного света, даже субъективный аспект уже не может быть найден. Нерушимое блаженство и пустотная форма взаимозависимы. Ни одно из них не существует само по себе. Оба пусты от самобытия. Сложно?
Я хотел бы до завтрака ещё кое-что осветить. Перейдём на уровень исторический. В Индии есть место под названием Амаравати, в котором некогда проявилась Калачакра, и произошло это, в соответствии с летоисчислением Калачакры, в восемьсот восемьдесят первом году до нашей эры. И это дата отличная от тех, которые мы встречаем в других буддийских системах.
Это показывает, что даже в буддизме есть различные системы исчисления исторического времени. Потому что Калачакра проявился в тот же самый момент, когда Будда даровал учения на Пике Коршуна. Будда даровал учения по сутрам совершенства мудрости, которые на явном уровне посвящены пустотности, а на сокрытом уровне посвящены теме бодхичитты. Бодхичитта и мудрость, постигающая пустотность – это те самые метод и мудрость, которые нам необходимы для обретения просветления. И одновременно с этим Будда проявлялся в Амаравати и даровал учения по Калачакре. А в Калачакре методом и мудростью являются неизменное блаженство и пустотная форма. На самом деле, пустотная форма – это метод, а неизменное блаженство – это мудрость. И в этом смысле это отлично от других тантрических объяснений. В других тантрических объяснениях блаженство – это метод, а мудрость – это мудрость.
Говорится, что в Амаравати в то время была огромная ступа. Как я понимаю, она была собрана из тончайших частиц, состояла из тонких частиц, и Будда проявился у этой ступы и явил всю мандалу Калачакры. Говорится, что, пока передним ликом он даровал учения по Калачакре, правый его лик давал учения по Гухьясамадже, задний – по Чакрасамваре, а левый – учения по Хеваджре. И в соответствии с системой Калачакры, высшие йога-тантры были переданы одновременно с Сутрой совершенства мудрости различным особым ученикам.
Особым учеником в этом случае был царь Сучандра, бывший королём Шамбалы. Из Шамбалы он привёл с собой девяносто шесть принцев и, возможно, множество других последователей. Он был проявлением Ваджрапани, который является хранителем тайн и хранителем тантрических учений в целом. Так что Ваджрапани был одновременно бодхисаттвой, сопровождавшим Будду в его свите и хранителем тантрических учений. В данном случае он проявился как царь Шамбалы и вместе со своими спутниками прибыл из Шамбалы, которая располагалась где-то к северу от Индии. Когда же он вернулся в Шамбалу, то записал тантру, а также написал комментарий к ней. В этом мире эта тантра и его комментарий больше не существуют, однако говорится, что они всё ещё существуют в Шамбале.
За ним последовали семь царей, и затем пришёл первый из царей — держателей каст, которого звали Манджушри-Яшас. Манджушри-Яшас сочинил краткую тантру, основанную на тантре длинной. И вот этой краткой тантрой мы располагаем. Преемника Манджушри-Яшаса звали Пундарика, и Пундарика сочинил комментарий на эту краткую тантру. Этот комментарий называется «Вималапрабха» или «Триме Осел», безупречный чистый свет. И он существует в этом мире, на санскрите и на тибетском. На тибетский он переводился несколько раз, по мере всё новых и новых попыток улучшить перевод. Значительные части его уже были переведены на английский. И все остальные комментарии на Калачакру основываются на этом комментарии, который называется Великим комментарием. Так что наши познания о системе Калачакры происходят в первую очередь из этого комментария и краткой тантры.
Чтобы поместить это в исторический контекст, скажем, что Манджушри-Яшас правил во втором веке до нашей эры, а Пундарика правил в веке первом. И всё это время Калачакра-тантра находилась исключительно в Шамбале. Те же касается и последующей тысячи лет, потому что в Индии она впервые появилась в тысяча двадцать втором году. Есть две линии, посредством которых она, судя по всему, в Индию и попала. С ними связана очень интересная история, на которую у нас сейчас нет времени.
С Калачакра-тантрой был знаком Атиша. Он упоминает её в своём тексте «Светоч на пути к пробуждению». И, что очень интересно, почти сразу после этого эта тантра пришла в Тибет. Что, вероятнее всего, произошло через Непал, Это было в период новых переводов в Тибете, в эпоху, которая для тибетской культуры стала своего рода ренессансом. Тибетская культура переживала определённый упадок, и этот период стал для неё своего рода возрождением. Также следует отметить, что в Индии существовало несколько систем высшей йога-тантры. Первой из появившихся систем была Гухьясамаджа, которая является отцовской тантрой. Несколько столетий спустя появились так называемые тантры йогини, такие как Чакрасмвара, Хеваджра и иные. Последней системой высшей йога-тантры, которая появилась в Индии, была Калачакра, и это самая сложная и самая продвинутая система высшей йога-тантры. Примерно в этот период Дхарма пришла в Тибет вместе с системой новых переводов, и вместе с этой Дхармой пришла и Калачакра.
Дхарма пришла в Тибет раньше, но она переживала упадок, так что период новых переводов был своего рода возрождением, и вместе с этим периодом пришла в Тибет и Калачакра. Начиная с этого периода, в основе всей тибетской культуры лежала Калачакра. Именно поэтому символ Калачакры вы видите над воротами любого храма в Тибете. Калачакра для них стала своей собственной наукой. Калачакра-тантра и комментарий на неё, Вималапрабха, полны научной информации. Вся астрологическая система Тибета основана на Калачакре, система, по которой тибетцы определяли особые дни для особых ритуалов и тому подобное. На медицинскую систему Тибета Калачакра оказала также сильное воздействие. Календарь, посредством которого определялось, какой сейчас год, основывался на Калачакре.
Но что было самое важное – существовало посвящение Калачакры, на которое со всего Тибета стекались сотни и тысячи людей. И это была наиболее сближающая, сопрягающая сила во всём обществе. У тибетцев не было институтов гражданского общества, которые у нас есть сейчас. Их юридическая и политическая системы были очень-очень грубыми, очень примитивными, скажем, практически отсутствовало представление о владении землёй. Но у каждой деревни, у каждой местности был свои собственные ламы, свои монастыри, свои оракулы, свои защитники. Если между двумя сообществами возникали какие-то разногласия, то они приглашали более высокого ламу, к которому испытывали уважение обе стороны, и этот лама пытался конфликт урегулировать. Так вот, в целом, было устроено всё общество.
И у посвящения Калачакры была особая функция – всех объединять. Некоторые из вас присутствовали в Бодхгайе в прошлом году, где мы получали посвящение Калачакры, там присутствовало четыреста тысяч человек. Это были люди со всего света. В какой-то момент Его Святейшество стал зачитывать названия стран и люди кричали, когда называлась их страна. А среди тибетцев были миряне, монахи и монахини из всех традиций и линий, и все были объединены в посвящении Калачакры. Это нечто, что мы рассмотрим с большими подробностями по ходу этих выходных, если у нас для этого будет время – что именно происходит по ходу посвящения. В отличие от всех остальных тантрических систем, у Калачакры совершенно особая социальная роль. Цари Шамбалы, следовавшие за Манджушри-Яшасом, назывались держателями каст, потому что они объединили в мандале Калачакры все касты, объединили их в мандале, где все равны. В современных понятиях мы можем говорить, что Калачакра выходит за пределы классового разделения, выходит за пределы расовых и национальных различий. Именно поэтому в наше время иногда говорится о Калачакре для мира во всём мире. На социальном уровне она обладает гармонизирующим воздействием. И в самом центре этого всего пребывает чистейший ум ясного света — неизменное блаженство и пустотная форма, которые воплощены в ламе. Когда Его Святейшество передаёт посвящение, от него происходит сила посвящения. И все, кто получают посвящение, становятся частью его ваджрной семьи. А ваджра подразумевает неразрушимые и нераздельные блаженство и пустотность. И все, кто становится частью этой ваджрной семьи, обретают узы этих нераздельных блаженства и пустотности. Какие-либо вопросы?
Далай-лама, если я не ошибаюсь, к настоящему моменту передавал это посвящение около тридцати трёх раз. В следующем году он его передаст в Лехе в Ладакхе. В прошлых рождениях Далай-ламы передавали посвящение Калачакры три или четыре раза за всю жизнь. В этой жизни Его Святейшество уже передал его тридцать два или тридцать три раза. Как вы думаете, что происходит? Это в каком-то смысле необычно. В прошлых жизнях Далай-ламы никогда не передавали посвящения по всему миру, эти посвящения ограничивались Тибетом. Мы можем присмотреться к культурам Шамбалы, Индии и Тибета и заметим, что Калачакра всегда приобретала огромную значимость, когда общество и культура проходили через большие волнения и изменения. Итак, что же происходит сейчас? Это важный вопрос. Не только Его Святейшество передавал эти посвящения так много раз. Кирти Ценшаб Ринпоче, который тоже был великим ламой, передал это посвящение за свою жизнь тридцать пять раз. Одно из них было в России. Безусловно, сейчас мир проходит через большие волнения, изменения, и приход тибетского буддизма во всю остальную часть планеты был очень своевременным. Пришёл он как раз вовремя, правда? Судя по всему, Калачакра передаётся на всей планете.
Говоря о будущем, Его Святейшество сказал, что в будущем передаст посвящение в Лхасе и на площади Тянь Ан Мынь. Тибетцы были поражены, когда после первого посвящение, которое Его Святейшество передал в Бодхгае – был, кажется, тысяча девятьсот семьдесят четвёртый год – через пару дней Мао Цзедун скончался. Возможно, это предрассудки, но тибетцы усматривают в этом определённую связь. Я не буду пытаться убедить вас поверить в это. Но любой, кто посещал эти посвящения Калачакры, знает, что это переживание чрезвычайно мощное. Первый раз, когда вы его посещаете, у вас обычно нет особого представления о том, что происходит, но возникает очень мощное чувство. И довольно часто люди чувствуют, что это – некое чрезвычайно мощное событие.
На это мы, наверное, остановимся, мне кажется, лучше отложить вопросы на потом. Мы завершим кратким периодом безмолвия. Итак, просто какое-то время посидите в тишине.