Буддийская точка зрения
Его Святейшество Далай-лама. Ретритный центр Тушита, Дхарамсала
В этой сессии вопросов/ответов, Его Святейшество Далай-лама отвечает на общие вопросы о буддизме, заданные студентами ретритного центра Тушита (Дхарамсала) в мае 1989 года. Незначительные редакторские правки были внесены Сандрой Смит в октябре 2012 года
Вопрос: Хорошо ли некоторым людям обращаться за помощью при работе с неблагим эмоциями, используя как западную терапию, так и буддизм?
Его Святейшество: Это непросто. Есть две категории людей. Один человек не очень хорошо знаком с буддийскими учениями; он знает немного о Дхарме Будды, но не обладает достаточно глубоким пониманием. В этом случае, возможно, должно использоваться сочетание обоих методов. Другой тип людей обладает глубокими познаниями о Дхарме Будды и различных темах – таких, как альтруизм и терпение со стороны метода. С другой стороны, они знают об осознавании, о непостоянстве, полной страданий природе, и, что самое важное, знают о шуньяте, бессамостности и соответствующих вещах, а также знают кое-что о йоге божеств. В этом случае, возможно, смешение не слишком желательно. Оно породит определенное замешательство. Мне так кажется, но наверняка я не знаю. В терапии не учитываются теории кармы, перерождения и тому подобных вещей, так что она породит определенную путаницу. Таково мое мнение.
Вопрос: Я как израильтянин живу в стране, которая в вопросах выживания зависит от своих вооруженных сил. Чтобы спасти свою жизнь и жизнь своего народа, мне нужно принимать участие в войне и, возможно, убивать людей. Не мог бы Его Святейшество дать какие-либо советы для этой ситуации?
Его Святейшество: Это очень печально. Наилучшее с буддийской точки зрения решение таково: если человек является буддистом, ему в первую очередь важно и необходимо как можно больше избегать убийства. Далее, если в определенных обстоятельствах избежать убийства невозможно, постарайтесь развить искреннюю мотивацию, думая о благе общества как чего-то большего – не на основе сильной привязанности к «своему сообществу, своей нации», а просто заботясь о большем сообществе, его благополучии и пользе, его будущем – без привязанности. Чтобы защитить интересы большего сообщества, предпринимайте какие-то действия. Затем, позже, ощутите раскаяние и повторите сколько-то раз мантры Ваджрасаттвы (Дордже Семпа), совершите сколько-то простираний и поначитывайте какие-нибудь другие мантры. Однако лучший вариант – стараться этого избегать.
Вопрос: Должны ли мы быть активными в политической, социальной или экологической деятельности, или нам следует делать упор на учебе и медитации?
Его Святейшество: Все в значительной степени зависит от конкретного человека. Какова цель практики Дхармы, если говорить в целом? Помощь другим людям или служение им. Потому люди, которые стараются развивать альтруизм, должны быть вовлечены в подобные сферы деятельности; таково практическое служение человечеству. Однако в другом случае духовная практика этого человека может стать менее устойчивой и он, вовлекаясь во все эти сферы, может не развить полной духовной решимости или духовного настроя. Так что иногда возникает угроза. Вы вовлекаетесь в политику и в конце коцнов грязная атмосфера политики проникает в ваш образ мышления, так что вы становитесь рабом грязной политики. В другом же случае – если вы не теряете собственной самости, своих собственных принципов – вовлекаться в эту деятельность можно. Вы осуществляете в этих сферах максимальное возможное служение и в то же время защищаете себя, не поддаваясь неблагому воздействию политики.
Вопрос: Можно ли иметь семью и все равно достичь однонаправленного сосредоточения и пустотности?
Его Святейшество: Если вопрос в том, возможно ли это, то да, такое возможно.
Вопрос: Пожалуйста, объясните, как действует молитва.
Его Святейшество: Буддисты не принимают существование творца. Будда первоначально был обычным существом и в конечном итоге обрел просветление. Будда Шакьямуни не обладает таким же могуществом, как творец. Поскольку мы не принимаем существование творца, не все можно свалить на Будду. Энергия Будды и карма живых существ обладают равной силой, но в то же время Будда уже очистил все неблагое в себе и достиг полного просветления, так что обладает бесконечной энергией. Даже с обыденной точки зрения, когда кто-то обладает богатыми познаниями, хорошим поведением и благой мотивацией, такой человек становится очень влиятельным, так что если вы становитесь близки с таким человеком, то подвергаетесь определенному благому воздействию. Подобным образом, если присутствует некое умственное чувство близости с Буддой, молитва становится формой обращения; тогда осуществляется некое обращение. Обращение подразумевает, что вы чего-то желаете; вы приветствуете, приглашаете некую энергию, некое воздействие со стороны определенного человека. Таким образом создается пространство, в которое с легкостью может впитаться энергия Будды. Если вы с собственной стороны ничего не делаете, это означает, что вы не создали или не подготовили пространства, куда энергия Будды могла бы прийти. Поэтому с этой точки зрения молитва – не просто пустые слова; это искренняя мотивация и понимание качеств Будды и наше собственное желание достичь такой же цели. Далее, как в случае, если бы Будда обладал неким электрическим зарядом, должен быть подходящий получатель, и тогда электрический заряд будет передан; однако камень измениться не способен. Именно так работает молитва.
Вопрос: Возможно ли принимать элементы буддизма, не принимая буддийское учение в целом?
Его Святейшество: О да. Некоторые из моих друзей остаются искренними практикующими христианами, и при этом практикуют или принимают некоторые буддийские идеи в соответствии со своими основополагающими убеждениями. Это совершенно нормально.
Вопрос: Перерожусь ли я в низших царствах, если не буду практиковать буддизм так, как меня учили?
Его Святейшество: Сложно сказать. Будущая жизнь и будущее место рождения зависят не только от нынешней жизни, но и от жизней предыдущих. Даже буддийские практикующие не застрахованы от попадания в низшие царства. Для таких же людей, как мы, риск еще выше. Мы принимаем различные обеты, но в своей повседневной жизни не соблюдаем их в полной мере, так что совершали падения. Будда создал шилу, или нравственность – например, обеты бхикшу. Для некоторых людей это становится источником счастья, но в некоторых случаях обращается в источник боли и страданий. Если человек принимает обеты бхикшу и практикует хорошо, обеты эти становятся источником счастья – источником нирваны, основой для нирваны. Если человек принимает монашеские обеты, но не следует им должным образом, они становятся источником неблагих переживаний. Итак, если вы не практикуете буддизм, то вовсе не обязательно падете в низшие царства.
Вопрос: У западных практикующих в тибетском буддизме упор делается на чем-то ином, чем у тибетцев?
Его Святейшество: Думаю, да. В целом, в силу социального происхождения могут быть определенные различия. На основополагающем уровне различий нет; на этой планете живут одинаковые люди. Однако на определенном уровне есть ряд различий. Если мы посмотрим на тексты, написанные индийскими пандитами, и те, что были позже написаны тибетцами, то увидим разные подходы. В Индии было много небуддийских школ мысли, и потому подход был немного иным. В случае же с Тибетом большая часть населения была буддийской. Итак, нам нужно вернуться к древнему, индийскому способу преподавания; параллельно осуществляя сравнительное изучение небуддийских школ или мыслей и изучая буддизм, проводить сравнения. Думаю, это полезнее – если говорить в целом. Что же до конкретных людей, есть разные жители Запада; у них разные предрасположенности. Но в целом лучше следовать древнему, индийскому подходу.
Вопросов: Как лучше всего практиковать Дхарму в своих родных странах, не имея учителей?
Его Святейшество: Как-то раз, когда Дромтонпа был на пороге смерти, он сказал своему ученику, что учителем его должны быть писания; следует полагаться не на человека, а на писания. Сейчас появляется все больше и больше переводов на английский язык; это важно. Важный момент — не полагаться только на одну книгу. Читайте и изучайте как можно больше. Если вы прочтете только одно писание, даже если это слова Будды, то, возможно, не получите полного представления; и если этот текст описывает Йогачару, хотя это и собственные слова Будды, он не будет давать полной картины и у вас может возникнуть множество ошибочных представлений. В этом смысле тибетская традиция очень хороша. Мы изучаем сущность учений хинаяны, затем сутру, учения махаяны, плюс учения тантраяны, а в тантре — крия-тантру, ануттара-тантру, йога-тантру и маха-ануттара йога-тантру. Более того, мы изучаем традицию ньингма, традицию сакья, традицию гелуг и традицию кагью. Это очень полезно, очень благотворно. Если вы знакомы со всеми этими различными традициями, риск опереться на неполные учения меньше. Кроме того, очень полезно избегать зарождения ошибочных представлений.
Вопрос: Какая часть ума перерождается?
Его Святейшество: В соответствии с тантраяной, перерождается глубочайшее тончайшее сознание. Мы называем его ясным светом. Когда одна жизнь завершается, все более грубые уровни сознания полностью растворяются в этом состоянии ума. Это окончание одной жизни. Затем этот тонкий ум покидает это тело и немедленно принимает тело промежуточного состояния, а затем, когда заканчивается бардо, сознание промежуточного состояния вновь входит в материнскую утробу. Когда промежуточное сознание исчезает, остается лишь глубочайшее тонкое сознание; это окончание бардо и основы; после этого сознание становится грубее, и это – новая жизнь. Даже на протяжении дня сознание грубеет. В глубоком сне оно менее грубое; день и ночь. Так это происходит в соответствии с объяснениями тантры. Если мы сравним с этим объяснением сутраяну, то это объяснение окажется более убедительным.
Перевод с английского дост. Лобсанг Тенпа