Интервью с профессором Самдонгом Ринпоче
Самдонг Ринпоче с 2001 по 2011 год занимал пост премьер-министра тибетского правительства в изгнании. Находясь в июле 2007 года в Хельсинки (Финляндия), Ринпоче ответил на несколько вопросов о прибежище, вегетарианстве, сектарных взглядах, и умеренности — противоположности жадности.
В: Может ли человек быть буддистом без принятия прибежища? Достаточно ли решить в своем уме «Я – буддист!» без какой-либо формальной церемонии принятия прибежища?
О: Конечно, формальная церемония принятия прибежища не является необходимым условием для становления буддистом. Но я считаю, что без принятия прибежища нельзя стать настоящим буддистом. Вы можете практиковать буддийские техники или учения, но вы не можете считаться при этом буддистом. Прибежище – это дверь, ведущая в буддизм. Однажды приняв его, вы становитесь буддистом; если вы утратите или оставите прибежище, вы перестанете быть буддистом. Принятие прибежища в Дхарме – необходимое условие для становления буддистом, и для этого не нужны гуру, учителя или проводники – вы можете принять его самостоятельно.
В: Иногда люди принимают прибежище без каких-либо дальнейших размышлений, насколько серьезное отношение нужно иметь к данной церемонии? Пробуждает ли принятие прибежища прежние склонности или качества, скандхи в человеке? Так, порой можно увидеть, как у некоторых людей проявляются плохие качества после того, как они приняли прибежище.
О: Когда вы посещаете церемонию принятия прибежища, вы не обязательно в действительности принимаете его. Принятие прибежища подразумевает, что вы имеете базовое понимание Дхармы, а также понимание страданий мирской жизни. Что значит принятие прибежища? Принятие прибежища означает, что вы зарождаете веру в своем уме, что лишь Дхарма может спасти вас от страданий и несчастья, и к данному моменту вы должны были понять, что у вас есть множество омрачений, и у вас есть желание избавиться от них. Вы также должны понимать, что лишь Дхарма может освободить вас от страданий. Если эти базовые представления существуют в уме, тогда человек автоматически принимает прибежище без какой-либо церемонии. Иначе вы можете посетить церемонию сотни раз, но так и не принять прибежища. Так что, прибежище — это состояние ума, а не церемония.
В: Иногда, практикуя буддизм, западные люди становятся угрюмыми и меланхоличными, словно утратив радость жизни. По какой причине это происходит? Люди ожидают слишком многого? Или это результат неправильного отношения к практике?
О: Подобное отношение действительно может быть проблемой. Отношение и намерение для принятия какой-либо Дхармы должны быть настоящими и глубокими, не эмоциональными. Большинство людей в преходящих чувствах решают, что имеют необходимый настрой, хотя это не так, и ждут мгновенных результатов от практики. Но если вы практикуете Дхарму с подобными мирскими идеями вознаграждения или достижения, тогда это не настоящая практика Дхармы. Практика Дхармы требует долгосрочной решимости постоянно практиковать в этой жизни и следующих. Я думаю, подобное отношение еще не созрело в умах большинства западных людей, практикующих буддизм, и из-за краткосрочных ожиданий и ежедневной оценки, которая редко демонстрирует какой-либо прогресс, в один день вы можете обнаружить себя разочарованным и бросить практику. Так что перед вступлением в практику вы должны иметь глубокое понимание и знание, затем вы должны проверить себя, сможете ли выдержать практику на постоянной основе и лишь тогда начать практиковать Дхарму. Иначе это будет детской шалостью и не будет полезно никому.
В: Это означает, что человек должен понимать закон кармы и реинкарнации перед принятием прибежища?
О: Даже если у человека нет надлежащего понимания, некоторая осознанность должна быть. К примеру, мы произносим: «В Будде, Дхарме и Сангхе я принимаю прибежище пока не достигну просветления». Это очень долгий процесс.
В: К сожалению, западные люди хотят обрести просветление в этой жизни!
О: Достичь просветления в этой жизни возможно, но для этого требуется правильная практика, глубокое понимание, квалифицированные наставления и стойкость; потребуется очень много условий. Но если они выполнены, то становится возможным обретение просветления за одну жизнь.
В: Как мы можем убедиться, что наша мотивация для практики не станет неправильной?
О: Конечно, это зависит от вашей способности развивать ум надлежащим образом. Тренировка ума – тяжелая работа; если вы не понимаете ваш ум, вы не сможете изменить его. С самого начала, вступление в буддизм или принятие прибежища в Трех Драгоценностях не имеет ничего общего с мирскими достижениями. Духовные достижения означают совершенствование вашего ума, вашего сознания. Совершенствование вашего сознания не связано с такими достижениями как обретение известности, славы, богатства, счастья, удовольствий, дома, машины, – все эти вещи не требуют изменения образа мышления, совершенствования сознания. Если вы действительно беспокоитесь о своем внутренним «я», о своем сознании, которое нуждается в улучшении, очищении и умиротворении, тогда появляется нужда в Дхарме. И в этом случае, когда вы принимаете прибежище в Дхарме, вы не ждете чего-то на следующий день. Процесс очищения вашего ума – очень длинный путь, очень постепенный и длительный. Буддийский канон гласит, что для достижения состояния Будды требуется три неисчислимых эона. Это означает очень, очень длительный процесс, и понимание этого и соответствующая мотивация должны быть с самого начала.
Во-вторых, когда появится прогресс в отношении внутреннего «я», он будет расти постепенно. Поэтому вам не нужно ежедневно оценивать улучшения и успехи. В озабоченности ежедневными успехами нет места долгосрочной решимости. Поэтому нам следует быть очень терпеливыми и не ждать моментальных результатов, но быть полными решимости очистить сознание от всех негативных эмоций. После нескольких лет практики вы освоите данный процесс, и тогда он станет устойчивым.
В: Важно ли быть вегетарианцем для развития сострадания?
О: Да. Вегетарианство имеет очень много положительных эффектов. Во-первых, для нашего тела это более естественно. Люди не являются мясоедами по своей природе, они вегетарианцы, по стечению обстоятельств ставшие всеядными. Это неестественно. Будучи более естественным тело будет более здоровым и более восприимчивым к духовному развитию. Во-вторых, поглощая невегетарианскую еду, вы поедаете плоть живых существ, что означает не достаточное сострадание к этим существам с вашей стороны. И тогда взращивание любящей доброты по отношению к ним становится затруднительным.
Но нельзя сказать, что не вегетарианцы никогда не смогут духовно вырасти. Во времена Будды монахов просили не отказывать в случае, если в качестве подаяний им подносили не вегетарианскую еду, именно поэтому буддийские монахи не обязательно вегетарианцы, особенно в странах тхеравады вроде Таиланда, Бирмы или Шри-Ланки: монахи там не отказываются есть мясо. Но Будда также говорил, что, если кто-то пригласит вас на обед, вы должны попросить вегетарианскую пищу. Иначе живые существа могут будут убиты для того, чтобы вас накормить, что окажется прямой причиной для насилия. Поэтому, если вы услышали или увидели, что животное убивают ради вашего пропитания, вы должны отказаться. Это очень четко указывает на то, что поедание мяса не должно прямо или косвенно быть причиной убийства животного, а когда животное уже убито, будете вы его есть или нет, поедание мяса в данном случае не служит причиной для убийства животного. Но в более широком смысле, если нет едока — нет и убийства, по этой логике вегетарианское питание намного лучше.
В: Насколько важно регулярно читать буддийские книги и расширять свои познания в буддизме?
О: Понимание Буддадхармы обретается трехчастной практикой: первая часть – слушание или чтение учений. Без слушания учителя или чтения книг мы не получим информацию, так что это первый этап. Второй этап — это аналитический анализ полученных учений посредством рационального ума. Третий этап – прямое постижение учения при помощи медитации. Эти три этапа следуют друг за другом и взаимосвязаны. Поэтому чтение и посещение учений совершенно необходимо для понимания Дхармы Будды.
В: Нагарджуна говорил, что удовлетворенность (довольство малым) – величайшее богатство. Как мы можем отличить нужду от жадности?
О: Я думаю, это очень просто. «Нужда» означает потребности для тела или потребности для ума. Чтобы поддерживать ваше тело, вам нужно сбалансированное питание и чистая питьевая вода. Чистой воды достаточно для утоления жажды и функционирования организма. Дорогой яблочный сок или другие виды вкусных напитков не являются необходимыми для вашего тела, они нужны лишь для удовлетворения вашего вкуса и вашей «жадности» до вкусовых ощущений. Вы не можете выжить без воды, но вы прекрасно справитесь без вина, и в этом ясно видна разница. То же самое относится и к еде, и к одежде. Четыре или пять наборов одежды необходимы: один для дня и другой для ночи, и когда один в стирке, вам нужен еще один набор, так что это «нужда». Без одежды вы не можете появиться на людях. Дорогая одежда приобретается из «жадности», а не «нужды». Подходящий дом для жизни и создания семьи – это «нужда». Для родителей с подрастающими детьми иметь три или четыре спальни может быть необходимостью в соответствии с размером семьи. Но тринадцать или четырнадцать спален? Это уже жадность. Нужда означает поддержание жизни, жадность этого не подразумевает – их очень легко отличить.
В: Западные практикующие очень легко и быстро относят себя к конкретным школам [тибетского буддизма]: гелуг, ньингма, кагью и т.д., считая, что другие традиции не столь хороши. Как избежать подобного сектарного воззрения?
О: Если вы практикуете Дхарму очень искренне, тогда, я уверен, вы не станете придерживаться сектарных взглядов, и будете испытывать равное уважение ко всем традициям. Считать, что «моя школа превосходит остальные», означает, что ваш ум не тронут Дхармой: вы вовлечены в некую мирскую организацию, сообщество или компанию, и Дхарма оставлена где-то в стороне, вы в ловушке – во имя Дхармы, в такой организации или сообществе. Так что любой, имеющий подобный образ мышления, является не религиозным практиком, а скорее просто членом какой-то группы.
В: К сожалению, это очень распространено на Западе.
О: Да, к сожалению. Если ваш учитель принадлежит к школе ньингма, вы должны придерживаться ньингмапинской традиции, не мечась из одной традиции в другую. И если вы принадлежите к школе сакья или гелуг, должны придерживаться данных традиций с равным уважением к другим школам. Потому что каждая традиция имеет конкретную методологию, по этой причине появились разные школы, и смешение этих специфических и уникальных техник не должно происходить. Так что с начала и до конца вы следуете одной традиции очень искренне и преданно, но не придерживаясь сектарного воззрения, думая, что это единственный путь и остальные традиции бесполезны. Подобный нерелигиозный ум принесет вам вред, как и росту вашей духовности. Так что уважение ко всем традициям и верность к одной – это путь древних мудрецов и провидцев Тибета, и в будущем Дхарма сможет развиваться по данному пути. Вы можете получать учения от кого угодно, вы можете уважать кого угодно, но, если ваша личная практика серьезна, вы верны лишь одной традиции. Это несектарный подход; это путь практики Дхармы.
В: Насколько важны церемонии и ритуалы в практике буддизма?
О: Ритуалы и церемонии носят вспомогательный характер. Иногда они создают атмосферу, условия для обретения открытости ума, и это их единственная цель. В других случаях они не являются неотъемлемой частью Дхармы. Вы можете в них участвовать, если видите в этом пользу, или не участвовать, если не видите в этом пользы. Это вид социального взаимодействия: когда много практикующих Дхарму собираются вместе, они могут петь, молиться и проводить церемонии, которые создадут нужную обстановку, и порой это очень помогает людям.
В: Источники мантр чисты и безупречны, но может ли чтение мантр принести вред или быть опасным для человека, не знающего их значения?
О: Сомневаюсь в этом. Чтение мантр, вне зависимости от их понимания, не принесет вреда. Возможно, это не принесет пользы, но точно не будет вредным.
В: Каким будет самый важный совет для человека, который хочет начать медитировать, являясь новичком в данном деле? Существуют ли какие-либо опасности в медитации?
О: Да, начинающие практиковать медитацию должны следовать руководству. Без учителя медитация иногда может выполняться верно, а иногда нет. Вы можете не понять, что что-то идет не так, пока не станет слишком поздно. В этом реальная опасность. Так что лучше всего получить некоторые наставления в начале. Например, в традиции тхеравады существуют десятидневные курсы випассаны. Десятидневного курса достаточно, чтобы помочь новичкам начать медитировать самостоятельно, и подобных коротких курсов довольно много. В начале курса участники получают наставления, а затем появляется возможность медитировать самостоятельно; в случае, если что-то идет не так, вы можете вернуться к наставнику. Без наставника медитация может проходить неправильно.
В: Является ли обязательным согласие с законом кармы и реинкарнации для практикующих медитацию?
О: Нет. Медитация — это техника тренировки ума для концентрации, или для возможности выполнить качественный анализ, и ее может практиковать любой желающий. Неверующие так же могут медитировать. Концепция кармы и реинкарнации относятся к Дхарме. Если вы буддист, практикующий Дхарму, тогда вы должны понимать всю эту теорию. В остальных случаях медитировать может любой.
В: Как мы можем помочь человеку, который боится смерти, но не верит в перерождение?
О: Если кто-то не верит в перерождения, тогда зачем ему или ей бояться смерти? Мы боимся смерти из-за последующего перерождения, из-за возможного будущего. Если смерть похожа на сон или потерю сознания, тогда нет нужды беспокоиться.
В: В христианской традиции мы попадаем в рай или ад, поэтому люди бояться попасть в ад.
О: Если вы принимаете идею рая и ада – это означает, что вы принимаете идею жизни после смерти, так что разница небольшая. Я сомневаюсь, что вы можете сильно помочь таким людям в момент их смерти. Причины для попадания в рай или ад накапливаются в течение всей жизни и в момент смерти. Я не знаю, возможно ли в христианской традиции это изменить или что-то сделать, – вы должны спросить об этом у христианских учителей.
В: Как вы считаете, может ли буддийский подход к жизни решить все или, по крайней мере, большинство проблем мира?
О: Я так не думаю. В мире существует множество различных проблем, некоторые можно решить при помощи буддийского подхода к жизни, некоторые требует светских методов, какие-то могут быть решены с помощью других религиозных учений. Мир очень разнообразен, поэтому и методы требуются разные. Если бы буддизм был достаточен для решения всех проблем, то в остальных религиях отпала бы необходимость. Но сколько даже в самом буддизме существует различий? В силу обширных потребностей людей существуют тхеравада, махаяна, гелуг, кагью, ньингма.
В: Что вы думаете о переходе из одной религии в другую?
О: Я бы не рекомендовал менять религию. Религия — это не одежда, которую вы в любой момент можете переодеть по собственному желанию. Религия — это качество ума. Если ваш ум вырос в конкретной религии, и вы действительно обрели религиозность в данной традиции, тогда никогда не думайте о том, чтобы ее поменять. Если с самого начала вы не придерживаетесь религиозных воззрений веры, в которой вы родились или которой следуют члены вашей семьи или общества, то обращение в другую религию не будет сменой одной традиции на другую. Это очень забавно. Если ребенок родился в буддийской семье, он или она считается буддистом, хотя ребенок ничего не знает о прибежище или Дхарме. И когда ребенок родился в индуисткой или христианской семье, он автоматически считается индусом или христианином, хотя ребенок может не иметь никакой религиозности в уме в отношении этих традиций. Поэтому если кто-то родился и вырос в христианской семье и постоянно ходит в церковь, но не понимает христианство и не развивает религиозное отношение в христианской традиции в своем уме и сердце, если такому человеку по-настоящему нравится буддизм, он принимает прибежище и в действительности становится буддистом, то это вхождение в буддизм, а не переход из христианства в буддизм, потому что этот человек никогда не был христианином в настоящем смысле этого слова. Это приход неверующего в буддизм, и, однажды став настоящим буддистом, такой человек никогда не должен возвращаться к чему-либо другому. Мальчик, рожденный в семье буддистов, которому сказали, что он буддист, вступает в христианство. Это не смена традиции, это новое обращение в христианство. Он не обладает буддийским умом, и он вступает в христианскую традицию, все в порядке. Для меня это свобода вероисповедания. Но тот, кто по-настоящему вступил в религиозную традицию, не должен никогда ее менять. И если кто-то действительно сменил религию, это означает что с этим человеком что-то не так, а не с религией.
В: Как вы смотрите на будущее человечества, с оптимизмом?
О: Будущее человечества может быть очень темным или очень светлым. Настоящее поколение людей определит это. Если оно сможет привнести нечто положительное, тогда у человечества будет светлое будущее. Я думаю, сейчас пришло время для перемен, и перемены могут быть как позитивными, так и негативными – я не знаю, по какому пути пойдет человечество. Я не утверждаю, что будущее людей полностью покрыто мраком, но проблемы огромны, проблемы упадка духовности и нравственности, вызывающие насилие и разрушение окружающей среды, социальное неравенство и несправедливость, – это все происходит прямо сейчас. Но со всеми проблемами можно справиться, если настоящее поколение сможет стать осознанным и обретет позитивный настрой ума. Поэтому сейчас очень важное время для всех религиозных людей, всех думающих людей. Они должны работать не покладая рук, объединяться и работать вместе ради лучшего будущего.
Перевод: Леон Барсегян
Источник: https://fpmt.org/wp-content/uploads/sites/2/2008/06/interview_with_samdhong_rinpoche.pdf