Совет, как освободиться от страданий сансары
Мой самый дорогой, самый добрый, самый драгоценный и исполняющий желания, что касается практики, сначала тебе следует установить утреннюю мотивацию – Метод Трансформации Жизни Страданий в Счастье, Включая Просветление (практику можно найти в Сборнике молитв ФПМТ — прим. ред.), а также практику Гуру-Йоги.
Основной комментарий на лам-рим для тебя — это Сущность Очищенного Золота (см. также — прим. ред.), который тебе следует прочитать 10 раз. Тебе следует изучить текст и выписать в блокнот или отметить в тексте все, что непонятно. Затем задать эти вопросы геше или старшему ученику, который уже тщательно изучил этот текст.
Прочитай текст десять раз, но сделай это осознанно как аналитическую медитацию до того момента, пока сознание не трансформируется. Затем сделай однонаправленную медитацию, удерживая сознание на прочитанном некоторое время.
Тебе очень важно знать следующее. Когда ребенок узнает, что огонь горячий, он не сунет свою руку в него. Если мы распознаем природу сансарического страдания, мы не последуем за ним даже несмотря на то, что мы поступали подобным образом с безначальных времен.
Мы слуги неведения, роботы сансары, следующие за ней с безначальных перерождений. Мы до сих пор пребываем в сансаре и страдании, поэтому распознай, что постижением пустоты мы отбрасываем неведение и становимся свободными от всей сансары, от трех типов страданий. Вот таким образом мы можем освободиться от страданий боли, страданий смерти и старения, болезни и рождения, страдания перемен и всех временных сансарических удовольствий.
Мы испытали все удовольствия – временные сансарические удовольствия – бесчисленное количество раз с безначальных перерождений, и из-за нашего отношения к ним мы до сих пор пребываем в сансаре, мы до сих пор несвободны. Все удовольствия мира, которыми люди наслаждаются, совсем не новые, а наоборот, старые и были испытаны с безначальных перерождений. Человеческие миллиарды и триллионы долларов ничто по сравнению с очень высокими удовольствиями дэв. Но в отличие от дэв, даже самое бедное человеческое существо может обрести счастье Дхармы, которое можно продолжить и довести до завершения. Человеческие существа могут достичь освобождения от сансары, достичь освобождения и стать буддами в то время, как сансарическое счастье не может быть продолжено или доведено до завершения.
Эти два вида страдания появляются из всепроникающего усугубляющего страдания. Это очень важно. Буддистам нужно знать страдания сансары, так как нам следует понять, от чего нам нужно освободиться. Если мы сможем освободиться от всепроникающего усугубляющего страдания, то мы сможем навсегда, а не на время, стать свободными от сансары. Это третье страдание подразумевает, что наши пять совокупностей находятся под контролем омрачений и кармы, поэтому эти совокупности пронизаны страданием, загрязнены семенем омрачений и кармы, и вследствие этого возникают страдания и омрачения. Вот таким образом порождается страдание.
Чтобы осознать природу страдания, представьте, что вы находитесь в огне. Мы не можем выдержать даже секунды в огне. Мы хотим [немедленно] выбраться из него. Это даже не только так, а в сотни и тысячи раз хуже этого. Поэтому это важная, самая важная медитация нашей жизни.
Себялюбивая мысль – это корень препятствий, мешающий приносить пользу бесчисленным живым существам, а также [она мешает нам] достичь счастья самим и возможности привести к просветлению других. Это основное препятствие. Распознав себялюбие, отбрось его и развивай бодхичитту, проявляя заботу о других существах, число которых неисчислимо. Этой мыслью каждому живому существу мы можем принести счастье вплоть до просветления: счастье в этой жизни, счастье в будущих жизнях– не только в этой жизни – и абсолютное счастье освобождения от сансары и далее вплоть до состояния будды, прекращение всех ошибок сознания и завершение всех реализаций. Из состояния Будды мы можем затем передать это всем живым существам.
Это невероятно, невероятно. Это делает жизнь самой лучшей, самой значимой – принести бесподобное счастье всем живым существам, самому привести всех к несравненному счастью. Это самая лучшая практика Дхармы. Если можешь, направь усилия на достижение этого. В этом суть, подобно сбиванию молока в масло. Это похоже на добычу золота или драгоценных камней из океана песка.
Старайся выполнять основные ежедневные практики. После одного или двух лет сделай проверку, затем ты можешь выполнять предварительные практики; определенные медитации, которые следует делать. Сначала делай медитацию на лам-рим с усилием, затем медитацию без усилия.
Я не буду давать все сейчас. Большое спасибо.
Пожалуйста, проявляй таким образом заботу о своей жизни. Бодхичитта – это самый лучший способ позаботиться о своей жизни, поэтому она самая полезная для всех живых существ и для самой счастливой жизни.
Большое спасибо. С большой любовью и молитвами…
Лама Сопа Ринпоче.
Совет был дан в марте 2017 года. Оригинал на английском.
Перевод: Алдынай Юмбуу, 2017.