Лама Сопа Ринпоче. Важность «Гуру-пуджи»
Прежде, чем мы приступим к совершению подношений, я хотел бы сказать, что Пабонка Дечен Ньингпо высоко ценил практику «Лама чопа», или «Гуру-пуджа». Возможно, было бы полезно записать его слова и хранить их в начале вашего текста «Гуру-пуджи» как напоминание о важности этой практики.
Великий просветлённый святой Пабонка Дечен Ньингпо сказал:
Если вы способны практиковать «Гуру-пуджу» ежедневно, помните, что в неё включены все важные положения сутры и тантры. Это полная практика, являющая длань (что означает сердце) наставлений устной традиции ганден.
Ганден — это традиция ламы Цонкапы. Существуют два термина: гелуг, то есть «добродетельная традиция», и ганден, то есть «радостный». Ганден, монастырь ламы Цонкапы, был основан раньше двух других главных монастырей традиции ламы Цонкапы, Сера и Дрепунга. Ганден означает «обладающий радостью» или «радостный». Я не знаю, как переводят ганден другие, но га означает «радость», а ден означает «обладающий», потому это — «обладающий радостью» или «радостный». Ньенгью означает «линия слушания». Это можно перевести и как «линия, нашёптанная на ухо», но ньен означает «ухо» а гью — «линия», поэтому вкупе получается «линия слушания». Также слова этого отрывка можно перевести так: «Она являет длань наставлений текста проявлений линии слушания Радостного». Думаю, это следует перевести таким образом.
На мой взгляд, это означает, что Манджушри проявился в виде учения или текста. Лама Цонкапа получил учения сутры и тантры от Манджушри подобно тому, как ученик получает учения непосредственно от своего гуру. Это не происходило в видениях или во сне. Лама Цонкапа встречался с Манджушри и непосредственно получал у него учения. Это были встречи наяву, а не что-то вроде видений, которым трудно доверять.
Слова являет длань означают, что эта практика — ключевое тайное наставление, которое приводит к просветлению уже в этой крайне короткой жизни эпохи упадка. Это выражение также подразумевает, что данное наставление явлено очень ясно.
Линия махамудры Друбчена Чокьи Дордже
Друбчен Чокьи Дордже [махасиддха Дхармаваджра] был учеником ученика ламы Цонкапы. Чокьи Дордже был тибетским ламой, который, подобно Миларепе, достиг полного просветления за одну короткую жизнь эпохи упадка, практикуя тантру на основе ламрима. Его Святейшество Далай-лама рассказывал про него в ходе учения по махамудре во время первого «Празднования Опыта Просветления»*. Я точно не помню, кто попросил тантрический комментарий по махамудре — мы или другие. Предварительно был дан комментарий на
ламрим. Эти учения переводил Алекс Берзин, и те из вас, кто был в Дхарамсале на первом «Праздновании Опыта Просветления», должны это помнить. Тогда Его Святейшество сказал, что Друбчен Чокьи Дордже, великий йогин, великий просветлённый святой, всё ещё живёт на горе Эверест, или, по-тибетски, Чумолхамо. Алекс Берзин, который отлично переводит термины, не был знаком со значением Чумолхамо.
Также был Гьялва Энсапа. Его Святейшество Сонг Ринпоче часто говорил о том, что Гьялва Энсапа достиг просветления за одну короткую жизнь в эпоху упадка, живя в удобстве и вкусно питаясь. По его словам, Гьялве Энсапе не пришлось терпеть лишения, подобно Миларепе. Это произошло благодаря тому, что практика «Гуру-пуджи» объединяет в себе три божества: Гухьясамаджу, Ямантаку и Чакрасамвару. В традиции ламы Цонкапы практику тантры обычно выполняют на основе объединения этих трёх божеств. В том числе, это можно делать, ежедневно практикуя садханы всех трёх божеств. Главной целью практики этих трёх божеств является благо всех живых существ. Для того, чтобы освободить живых существ от океана страданий сансары и от причин страданий и привести их к полному просветлению, необходимо обрести две Каи: Дхармакаю и Рупакаю.
Обретя Дхармакаю и пребывая в этом состоянии, вы проявляете Рупакаю, как об этом говорится во второй строфе молитвы простирания в семичленной практике: «Обладая высшим методом укрощения, ты принимаешь любую форму»**.
Обретение двух Кай, единства святых тела и ума, зависит от обретения их непосредственной причины — единения более-не-учения. Для того чтобы достичь единения более-не-учения, единства святых тела и ума, необходимо достичь его непосредственной причины — единения на этапе обучения, включающего в себя единство ясного света и иллюзорного тела. Чтобы достичь такого единения, сначала необходимо отдельно обрести ясный свет, непосредственную причину Дхармакаи, и иллюзорное тело, непосредственную причину Рупакаи. Их нужно обрести по отдельности. Именно в учениях Чакрасамвары подробно изложены техники осуществления ясного света. Нужно практиковать материнскую тантру, в которой особое внимание уделяется ясному свету, и такой тантрой является Чакрасамвара.
В отцовских тантрах, особенно в Гухьясамадже, особое внимание уделяется методам обретения иллюзорного тела. В учениях Гухьясамаджи, в частности, в комментариях на практику Гухьясамаджи, написанных ламой Цонкапой, ясно и подробно излагаются методы обретения иллюзорного тела. Таких ясных объяснений не было до ламы Цонкапы. Конечно, многие тибетцы достигали просветления, следуя другим традициям, но в комментариях до ламы Цонкапы никто столь ясно не излагал эти методы. Как бы то ни было, практиковать Гухьясамаджу необходимо именно ради иллюзорного тела.
Кроме того, для успеха в этих двух практиках следует выполнять практику Ямантаки, гневного проявления Манджушри, Будды Мудрости. Манджушри является мирным аспектом, а Ямантака — крайне гневным. Это божество мощнее всех остальных устраняет препятствия. Выполняя практику Ямантаки, можно устранить препятствия и достичь успеха в двух других практиках. Помимо этого, практика Ямантаки способствует развитию мудрости, потому что Ямантака является проявлением Манджушри. Таким образом, этой практикой достигаются две цели. Вот почему нам необходимо практиковать тантры этих трёх божеств.
Ежедневное выполнение садхан трёх божеств больше относится к стадии порождения. Также есть способ объединения практики трёх божеств в соответствии с этапами стадии завершения. Чтобы устранить препятствия, совершается практика Ямантаки. Практика Шести йог Наропы, например, является частью практики Чакрасамвары. А в стадии завершения Гухьясамаджи существуют методы открытия сердечной чакры. Окончательные наставления о том, как развязать узлы в сердечной чакре и её открыть, содержатся в практике Гухьясамаджи, я думаю. Я точно не помню, но, по-моему, это так.
Одна из причин, почему «Гуру-пуджа» — особая садхана, состоит в том, что она объединяет в себе эти три практики. Вначале происходит самопорождение в облике Ямантаки. Второе поле заслуг позаимствовано из мандалы тела Гухьясамаджи. Мы визуализируем различные части святого тела гуру в виде всех божеств мандалы тела Гухьясамаджи. Практика Чакрасамвары выполняется в разделе подношений. Визуализация обширных подношений и шестнадцати богинь, несущих различные подношения, — часть практики Чакрасамвары.
Геше Сенге Ринпоче говорил, что ещё одним способом объединения практики трёх божеств является произнесение мантр этих трёх божеств после того, как гуру входит в наше сердце. Я думаю, это сопровождается медитацией на единение с ними.
От геше Сенге Ринпоче, великого йогина Сверхтайного Хаягривы, я получил почти все устные передачи учений тантры этого божества, составленных прошлым воплощением Халха Дамцига Дордже, великого йогина Сверхтайного Хаягривы. Я получил устную передачу трёх томов, содержащих полную практику Сверхтайного Хаягривы, а также двух томов наставлений, относящихся к этой практике, написанных Пятым Далай-ламой. Я получал их в Дхарамсале около трёх месяцев вместе с некоторыми ламами-перерожденцами линии этой практики. Там был Кеуцанг Ринпоче, который в своей прошлой жизни являлся великим практиком линии Сверхтайного Хаягривы, а также — Джадо Ринпоче и Пари Ринпоче, другой лама-перерожденец, давно прибывший из Тибета. Время от времени, когда давались посвящения, на них приходил Бакула Ринпоче. Также присутствовали лама Гьюпа,
пожилой лама, который ухаживает за алтарями в «Тушите», и геше Церинг, родственник ламы Еше.
Когда в начале «Гуру-пуджи» мы порождаем особую бодхичитту, необходимую для практики тантры, в тексте есть тибетские слова ньюр вар ньюр ва, которые означают «быстрее, быстрее». Говоря в общем, первое «быстрее» означает «быстрее учений сутры Махаяны», следуя которым, необходимо накапливать заслуги в течение трёх неисчислимых кальп. В тантре нет необходимости это делать. Поскольку мы можем достичь просветления за одну жизнь, это «быстрее». На основе трёх первых классов тантры просветление достигается быстрее, чем с помощью сутры, но Высшая Йога-тантра позволяет это сделать ещё быстрее. Таково значение второго «быстрее». Мы можем достичь просветления не только за одну жизнь, но за одну короткую жизнь в эпоху упадка.
Важность «Гуру-пуджи»
Геше Сенге говорил, что, делая «Гуру-пуджу», мы должны также читать мантры трёх божеств. В этой практике мы объединяем тантры трёх божеств. После того как гуру входит в наше сердце, с этой медитацией мы произносим мантры трёх божеств.
Его Святейшество Сонг Ринпоче говорил, что Гьялва Энсапа, в отличие от Миларепы, достиг просветления очень легко и комфортно, питаясь вкусной пищей и без особых лишений, потому что он выполнял эту особую практику традиции ламы Цонкапы, в которой объединены три божества высшей йога-тантры.
Пабонка Ринпоче говорит:
Великие йогины с высокими свершениями Чокьи Дордже, Гьялва Энсапа и другие считали «Гуру-пуджу» своей сердечной практикой.
Почему он упоминает эти два имени? Потому что они являются примерами практиков, которые, подобно Миларепе, достигли просветления за одну короткую жизнь в эпоху упадка. Слова «и другие» относятся к другим йогинам, которые превратили «Гуру-пуджу» в свою сердечную практику.
Выполняя её как свою сердечную практику, великие йогины с высокими свершениями Чокьи Дордже, Гьялва Энсапа и другие обрели состояние соединения в этой жизни.
Все предшествующие святые (то есть ламы линии преемственности) считали «Гуру-пуджу» своей сердечной практикой. И хотя слов в ней немного, её смысл глубок и она приносит великое благословение. Она опирается на великие сущностные наставления.
Это означает, что её значение глубоко.
Есть сочинение, в котором приведены вопросы различных людей — лам-перерожденцев, практикующих монахинь и представителей других традиций, таких как нгагпы школы ньингма — адресованные Пабонке, и его ответы. Обычно Пабонка Дечен Ньингпо подчёркивает, что, даже если нет возможности в повседневной жизни выполнять много различных практик, «Гуру-пуджа» самая важная практика из всех. Я думаю, можно начинать день с «Гуру-пуджи», а затем выполнять садханы Ямантаки, Ваджрайогини, Чакрасамвары и так далее. Поскольку сам Пабонка Дечен Ньингпо был великим йогином Чакрасамвары, он часто обращал внимание на важность практики Чакрасамвары.
Вам следует выполнять практику «Гуру-пуджи» каждый день, даже если вы не можете читать садханы многих божеств, таких как Чакрасамвара.
Практика «Гуру-пуджи» очень глубока, в ней много дополнительных преимуществ, и она очень быстро приводит к просветлению. Молитва ламрима, этапов пути к просветлению, в «Гуру-пудже» содержит ламрим и лоджонг или практику преобразования ума. В целом, весь ламрим, начиная с преданности гуру и вплоть до просветления, является практикой преобразования ума. Если вы не преобразуете свой ум на пути, как вы обретёте свершения? Без преобразования ума это невозможно. Все свершения ламрима — преданность гуру, совершенное человеческое рождение (его значимость и трудность обретения в будущем), непостоянство и смерть и так далее — не что иное как лоджонг, преобразование ума.
Когда мы говорим «общий лоджонг», он включает в себя всё. Но когда мы говорим «лоджонг ламрима», он особенно относится к разделу бодхичитты, к способам объединения нашей жизни с пятью силами и практике пяти сил перед смертью. Молитва ламрима в «Гуру-пудже» содержит ламрим, преобразование ума и, после освоения шести совершенств, стадии порождения и завершения тантры. В ней есть строфы, которые указывают на все эти пути.
Также в молитве ламрима есть практика пхова. Многие ламы делают пхову на основе «Гуру-пуджи». Они выполняют всю «Гуру-пуджу», а дойдя до строф о пхове***, кричат «хик!», чтобы перенести сознание умершего в чистую землю. Они визуализируют Будду Амитабху, Ваджрайогини или другого будду на макушке этого человека и переносят его сознание в чистую землю.
Я не часто это видел, но один пожилой лама, который живёт в Дели, Ронгта Ринпоче, выполнял пхову именно так. Нареш Матхур, юрист, член и бывший директор махаянского центра медитации «Тушита» в Дели, женился на итальянке Антонелле. Когда в делийской больнице скончался отец Антонеллы, они пригласили меня, но я посоветовал им позвать Ронгта Ринпоче и другого очень хорошего ламу из Дрепунга, Гьялсе Ринпоче. Ронгта Ринпоче сразу сделал всю практику «Гуру-пуджи» и, дойдя до строк о пхове, совершил перенос сознания. Он просто один раз крикнул «хик!», хотя обычно это делается три или четыре раза.
Второй перерожденец Пабонки Дечена Ньингпо, автора «Освобождения на вашей ладони», также делает пхову на основе «Гуру-пуджи». Пабонка Дечен Ньингпо давно скончался в Тибете, а затем переродился, бежал из Тибета и учился в Баксе в Индии, где я прожил восемь лет. Он стал геше, но вскоре после этого явил аспект заболевания раком и скончался в местечке под названием Кашанг недалеко от Даржилинга. Тот перерожденец почти начал распространять Дхарму, завершив своё обучение в монастыре и получив все линии передачи учений сутры и тантры от Его Святейшества Триджанга Ринпоче, который, в свою очередь, получил их от предыдущего Пабонки Ринпоче. Он был готов распространять Дхарму в нашем мире, подобно распускающемуся цветку или восходящему солнцу, но из-за недостатка благой кармы у живых существ явил заболевание раком и скончался. Сейчас уже есть новый перерожденец, и мы с ним давно близкие друзья.
Однажды, когда мы говорили о пхове, Пабонка Ринпоче сказал, что когда кто-то умирает, он просто делает «Гуру-пуджу». За строфой о стадии завершения, где говорится о ясном свете и иллюзорном теле, следует строфа о пхове. Конечно, если вы уже осуществили ясный свет стадии завершения высшей йога-тантры, вам нет нужды беспокоиться о пхове, так как вы победили смерть и достигли внутренней чистой земли. Такой практикующий способен достичь просветления уже в этой очень короткой жизни в эпоху упадка. Однако если вам не удалось осуществить ясный свет и иллюзорное тело на стадии завершения, во время умирания вы делаете пхову и стараетесь попасть во внешнюю кхачо, чистую землю Чакрасамвары и Ваджрайогини.
Если вы сможете там переродиться, то, несомненно, станете просветлёнными. Это, можно сказать, самая выгодная чистая земля. С чистой землёй Будды Амитабхи всё не так определённо. Когда я спросил об этом своего коренного гуру Его Святейшество Триджанга Ринпоче, он ответил: «Да, там можно практиковать тантру и достичь просветления». Но Кирти Ценшаб Ринпоче и некоторые другие ламы, включая, по-моему, Денма Лочо Ринпоче, с этим не согласны. Они говорят, что необходимо вновь родиться в нашем мире, на южном континенте, и, практикуя здесь тантру, достичь просветления.
Поэтому строфа о пхове следует за строфой о стадии завершения.
Молитва ламрима в «Гуру-пудже» содержит все глубокие и сущностные положения полного пути сутры и тантры.
Пабонка Дечен Ньингпо также упоминает, что, когда мы выполняем эту практику, нам нужно думать о значении слов и медитировать, а не просто бормотать слова, подобно индийскому или американскому экспресс-поезду. Мы должны как можно больше размышлять о его глубоком смысле, и тогда в нашем сознании, несомненно, останется необычайный отпечаток полного и чистого пути к просветлению. В этом смысле мы определённо извлечём из своей жизни самую суть, то есть гарантированно обретём сущность счастья за пределами этой жизни вплоть до просветления, и главное – достигнем самого просветления.
Выполнение «Гуру-пуджи» как основной практики подобно попаданию в цель. Когда вы выпускаете стрелу, стреляете из пистолета или сбрасываете бомбу, ваша задача состоит в том, чтобы точно поразить цель, — врага или то, что вы хотите уничтожить. Так же и данная практика действенно поражает цель. Поэтому вам следует пытаться объединить всё в этой практике. Как говорит Пабонка Дечен Ньингпо, «в “Гуру-пудже” содержатся сто водных потоков». Он, вероятно, имеет в виду, что подобно тому, как множество потоков со снежных гор и других мест впадают в океан, все важные практики сутры и тантры соединены в «Гуру-пудже». Если мы выполняем эту практику каждый день, мы ничего не упускаем.
Поскольку это самое сердце писаний проявления линии Ганден, с её благословением не сравнится ни одна другая практика.
Поэтому она чрезвычайно важна.
На этой основе можно медитировать на ламрим и тантру вашего основного божества. В неё также включены все основные предварительные практики, главной из которых является преданность гуру. Преданность гуру — это корень, позволяющий обрести благословения и причина обретения свершений на пути к просветлению.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Эти учения опубликованы в книге The Gelug/Kagyu Tradition of Mahamudra.
** О изначально чистое осознавание бесчисленных Победоносных,
Обладая высшим методом укрощения, ты принимаешь любую форму
И являешься мне в облике монаха в шафрановых одеждах.
Твоим стопам, святой Спаситель, поклоняюсь! (Строфа 19.)
*** Если к моменту смерти я не пройду путь до конца,
Благослови меня достичь чистой земли,
Следуя наставлениям о применении пяти сил
Или могучему методу просветления — переносу сознания с помощью Гуру. (Строфа 112.)
Лама Сопа Ринпоче передал эти учения в Стране Будды Медицины, Калифорния, в 2001 году. Они включены в книгу «Практика Будды Медицины. Наставления в затворничестве», издательство Ганден Тендар Линг, 2018. Перевела Ю. Спиридонова, отредактировала М. Малыгина. Также эти учения входят в буклет «Комментарий на «Гуру-пуджу» и «Джорчо»», который вы можете скачать на русском языке здесь, а на английском — здесь.
См. также: Лама Сопа ринпоче. Цель «Гуру-пуджи» и Лама Сопа Ринпоче. Значение цога