Ноябрьский курс в Копане 2019
Друзья, внимание! Ретрит, который может изменить вашу жизнь! 13 августа в 8 утра по непальскому времени (в 5:15 по Москве) в монастыре Копан откроется запись на знаменитый ноябрьский курс, который в этом году по приглашению Ламы Сопы Ринпоче будет вести блестящий преподаватель и один из самых опытных представителей Сангхи ФПМТ — досточтимая Робина Куртин! Курс пройдет с 17 ноября по 17 декабря. Планируется, что Ринпоче будет также давать учения со 2 декабря.
Первый курс состоялся в Копане 1971 году. Месячный курс следует традиции гелуг и основан на ламриме ламы Цонкапы. В течение месяца студенты получают учения, занимаются медитациями, проводят дискуссии в группах, самостоятельно изучают тексты в библиотеке. Попасть на курс в Копане стремятся люди со всего мира, так что места заканчиваются вскоре после открытия бронирования. Основной язык — английский. Все подробности — https://kopanmonastery.com/courses-retreats/courses/november-course/more-information
Мы попросили поделиться впечатлениями о Копане студентов центра /целиком отзывы можно прочитать на нашем сайте / :
«Вообще Ламрим курс замечателен тем, что включает в себя все весь путь к просветлению, исключая тантрические методы, но и их дают попробовать на вкус. И поскольку целый месяц посвящается именно этому, то даже, если все эти знания уже есть в голове, подхваченные на тех или иных учениях, в книгах или ещё где-то, на курсе они наконец выстраиваются в целостную систему, доступную и понятную (насколько это позволяет наша собственная карма) и со знаниями, полученными таким образом, становится легче двигаться на пути в правильном направлении. Также курс помогает не отходя от кассы проверить на практике многое из пройденного материала».
«Копан — удивительное место, это мужской монастырь, что находится на холме на некотором удалении от шумного Катманду. На территории проживает много монахов разного возраста от малышей и до зрелых пожилых. При этом любой может приехать и остановиться в номерах, построенных специально для иностранных студентов. Приехать и поселиться в окружении, кажется что вечно-цветущих райских садов, и прекрасных ступ, возведенных на территории монастыря. Копанский ноябрьский курс — это как веха в истории человека, большой этап в становлении понимания тибетского буддизма».
Лама Сопа Ринпоче вспоминает, с чего начинался ноябрьский курс (публикация журнала «Мандала»):
«Кажется, у нас с ламой Еше была очень сильная карма давать учения по Дхарме западным ученикам… А началось все с нашей первой западной ученицы — Зины Рачевски.
Ее называли принцессой Рачевски, т.к. ее отец был как-то связан с русской царской семьей, он бежал от революции в Париж, где она родилась в 1931 году. В жизни ей пришлось пережить и взлеты, и падения, она ездила по всему миру, какое-то время она была моделью, возможно, в Голливуде, хотя я не уверен в этом.
В начале 1960-х возникло движение хиппи, и Зине попались сочинения немецкого автора — ламы Говинды, который встретил в Тибете великого йогина Домо Геше Ринпоче… Лама Говинда написал много книг, включая «Путь белых облаков», «Основы тибетского мистицизма» и книги по буддийской психологии. В то время было очень мало тибетских буддийских книг на западных языках… Зина прочитала о Домо Геше Ринпоче в книге «Путь белых облаков».
Букса, где многие тибетские монахи-беженцы жили после ухода из Тибета, раньше был британской тюрьмой. Какое-то время там содержали Ганди и Неру. Там находилось до 1500 монахов. Некоторые прожили там 10-11 лет, я пробыл 8 лет. Те монахи, которые хотели учиться, отправлялись в Буксу; тех, кто хотел работать, отправили строить дороги вблизи тибетской границы. Из-за туберкулеза я часто ездил в Дарджилинг на лечение и останавливался в монастыре Домо Геше в Гхуме. Я жил там какое-то время с ламой Еше и монахом, который заботился обо мне в Тибете, он сам был из Домо Дунгкара.
Однажды один молодой монах увидел Зину и, думая, что она наш друг, привел ее в нашу комнату. Он открыл дверь, и вошла Зина в тибетском платье и свитере. Она задала ламе Еше несколько вопросов, он ответил, и я постарался перевести насколько мог на своем ломаном английском – он до сих пор ломаный! В течение следующего месяца она приезжала на учения на машине из Дарджилинга каждое утро часов в 9 или 10 со своей маленькой дочкой и ее непальской няней и в конце концов попросила нас переехать в ее дом. Мы провели там 9 месяцев, и каждое утро Зина приходила на учения. Когда она просыпалась, она выглядела как 60-летняя, потом проводила пару часов в ванной. Когда она выходила из ванной, то выглядела уже на 16 лет!…
Затем она уехала на год на Шри-Ланку, а вернулась с идеей открыть там центр буддизма Махаяны. Она хотела, чтобы мы поехали с ней, но для этого нам нужны были паспорта и разрешение Далай-ламы и тибетского правительства. Мы поехали из Буксы в Калькутту, чтобы встретиться с Зиной, и остановились в гестхаусе. В то время отношения между Индией и Советским Союзом были напряженными, и хотя Зина не была шпионкой, ее поведение вызывало подозрения. Куда бы мы ни шли, за нами следовали индийские агенты!
В Дхарамсале мы попросили Его Святейшество даровать Зине монашеские обеты, но у него не было времени, и он попросил Лати Ринпоче сделать это. Это произошло там, где сейчас находится медитационный центр «Тушита». Прямо перед этим наш коренной гуру Кьябдже Триджанг Ринпоче, проживший там 7 лет, переехал ближе к Тибетской библиотеке, и место пустовало, дом был заброшен. Затем мы отправились в Дели, чтобы оттуда поехать на Шри-Ланку, но из-за некоторых препятствий лама Еше решил, что нам лучше уехать в Непал…
Анг Ньима дал мне великий текст по лоджонгу Качена Еше Гялтсена – Лоджонг Ченмо (также называемый Лосанг Гонгьен)… Первым учением по ламриму, которое я получил, было «Освобождение на вашей ладони», данное мне моим коренным гуру — Его Святейшеством Триджангом Ринпоче. После этого я почувствовал вдохновение, желание давать учения по Дхарме.
Примерно в 1970 году мы поехали в Бодгайю, чтобы получить комментарий по Ямантаке от старшего наставника Его Святейшества Далай-ламы – Кьябдже Линга Ринпоче. В то время там проводил недельный курс медитации шотландский монах традиции дзен, и мы сходили вместе с Зиной…
К тому времени Зина уже дважды просила ламу Еше провести курс медитации в Копане, но он отказывался. Однако меня эта идея вдохновила. Позднее она попросила меня, и я спросил ламу Еше, что он думает. Лама сказал, что если я считаю, что это принесет пользу, то тогда надо это сделать. Так в марте 1971 года я провел пятидневный курс, на который пришли несколько западных людей… На пятый день благодаря доброте ламы Еше и Качена Еше Гялтсена я говорил о бодхичитте. Один англичанин, который был на учениях, так не хотел, чтобы они прекращались, что забрал часы с моего столика… Кажется, Зина посетила только первый курс. Она была поражена, я не могу передать, как она выражала это, но она была очень счастлива, в восторге. В результате в марте 1972 года прошел второй курс. На самом деле, все это благодаря учениям Качена Еше Гялтсена по великому тексту Лоджонг Ченмо».
Фото из Архива Ламы Еше.