О практике Будды Медицины
Восьмой лунный день традиционно считается Днём Будды Медицины. Выполнять практику Будды Медицины в этот день особенно полезно.
В ходе практики, обращаясь к Будде Медицины, мы просим его о том, чтобы обет принятый им во благо всех живых существ созрел для нас и для других. Но о каком обете или обетах идёт речь в тексте садханы не сказано. Для того чтобы узнать это следует обратиться к «Сутре заслуг и добродетелей обетов Татхагаты Учителя Врачевания Царя Вайдурьевого Света». В ней, отвечая на просьбу Манджушри рассказать об именах будд, об их обетах, заслугах и добродетелях Будда перечисляет данные Учителем Врачевания Царём Вайдурьевого Света обеты, когда тот ещё находился на пути бодхисаттвы. В переводе известного тибетолога, автора учебника по тибетской медицине Серафима Александровича Сидорова они «звучат» так 1 :
“Первый великий обет: «Я даю обет, что в следующей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк-самбодхи (высшее просветление будды), моё тело будет светиться ослепляющим светом, который будет освещать бесчисленные, безграничные, бесконечные миры (будд). Моё тело будет украшено тридцатью двумя знаками величия и восьмьюдесятью прекрасными знаками великого человека и я дам всем существам возможность стать такими как я».
Второй великий обет: «Я даю обет, что в будущей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк -самбодхи, моё тело будет таким ясным и светлым как вайдурья, незапятнанно чистым, широко излучаемым, величественным, с добродетелями и заслугами, пребывающее в покое, украшенное великолепными сетками, (которые светятся) ярче солнца и луны. Существа проживающие в темноте будут освещены, и они обретут то, что желают».
Третий великий обет: «Я даю обет, что в будущей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк-самбодхи, я, благодаря беспредельному значению нерассудочной мудрости (праджня) и искусности в методах (упая), дам возможность всем существам обрести неистощимые запасы вещей так, что они не будут
испытывать даже наименьшей нужды».
Четвёртый великий обет: «Я даю обет, что в будущей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк-самбодхи, я буду побуждать тех живых существ, кто практикует плохие пути, встать на путь бодхи, и тех, кто находится на колесницах шравак и пратьекабудд пересесть на Великую Колесницу (махаяну)».
Пятый великий обет: «Я даю обет, что в будущей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк-самбодхи, я дам возможность бесчисленному и безграничному числу живых существ практиковать деяния Брахмы согласно моей Дхарме, (чем является) совершенное принятие (всех) трёх групп заповедей без исключения. Если кто-то нарушит их, то услышав моё имя, они снова приобретут их чистоту и не упадут на плохие пути».
Шестой великий обет: «Я даю обет, что в будущей жизни, когда обрету аннутара-самъяк-самбодхи, то если есть живые существа, чьи тела плохи и способности малы, кто безобразен, туп, слеп, глух, уродлив, парализован, горбат, с болезненной кожей, безумен или с различными другими болезнями и страданиями, услышат моё имя, то они станут все наделёнными счастливым будущим, (будут) проницательны, с совершенными способностями, и все они будут свободны от болезней и страданий».
Седьмой великий обет: «Я даю обет, что в будущей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк-самбодхи, я стану причиной того, что живые существа, которые угнетены многими болезнями и не имеют помощи, без места (куда бы можно было) вернуться, без врача, без лекарств, без родственников и без семьи, которые бедны и наполнены страданиями, пусть излечатся от своих болезней, как только моё имя войдёт в их уши, они станут спокойными и счастливыми в теле и уме. Они обретут семью и родственников, а так же изобилие имущества и богатства, и даже реализуютаннутара-самъяк-самбодхи».
Восьмой великий обет: «Я даю обет, что в будущей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк-самбодхи, я сделаю счастливыми всех женщин, которые сейчас переживают болезни, разочарованы в себе, ущербны, недовольны своей внешностью, испытывают трудности, не могут реализовать себя. Услышав моё имя, они не только достигнут всего желаемого, но и окончательно реализуют аннутара-самъяк-самбодхи».
Девятый великий обет: «Я даю обет, что в будущей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк-самбодхи, я освобожу живых существ от сетей демонов и связей со школами внешнего пути (ложные учения). Если они попадут в глухой лес ложных взглядов, я поведу их к правильным взглядам и постепенно приведу их к практике бодхисаттвы так, что они быстро обретут аннутара-самъяк-самбодхи».
Десятый великий обет: «Я даю обет, что в будущей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк-самбодхи, я стану причиной того, что живые существа, которые попадают в руки закона и связаны, допрашиваемы, избиты, закованы в кандалы, заключены в тюрьму, приговорены к казни, или испытывающие бесконечные болезни, трудности, оскорбления и унижения, так что они плачут от горя, страдания и усталости в теле и уме, и как только они услышат моё имя, они обретут освобождение от всего горя и страданий, благодаря моим силам покоя, добродетели и «божественному» вмешательству».
Одиннадцатый великий обет: « Я даю обет, что в будущей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк-самбодхи, я стану причиной того, что все живые существа, которые умирают от голода и жажды, так что они создают все виды плохой кармы в поисках еды, но как только они услышат моё имя, запомнят и будут хранить его, будут наполнены вкусной едой и питьём, и позже, благодаря вкусу Дхармы найдут спокойствие и счастье».
Двенадцатый великий обет: «Я даю обет, что в будущей жизни, когда я обрету аннутара-самъяк-самбодхи, то если есть живые существа, которые бедны и без одежды, так что они днём и ночью страдают от комаров и гнуса, холода и жары, но услышав моё имя, запомнят и будут хранить его, то тут же они обретут прекрасную и чудесную одежду, согласно их вкусам, а также различные драгоценные украшения, цветочные гирлянды, ароматные масла, радостную музыку и различные виды талантов так, что их сердца наполнятся радостью».”
Перечислив двенадцать высших и чудесных обетов Почитаемого в Мирах Учителя Врачевания Царя Вайдурьевого Света Татхагаты, Архата, Самъяксамбуддая, Будда добавил: «Однако Манджушри, если я буду говорить кальпу или больше об обетах данных Почитаемым в Мире Учителем Врачевания Царём Вайдурьевого Света, когда он следовал по пути бодхисаттвы, и о заслугах, добродетелях и украшении его земли, то я всё равно не смогу все их назвать».
1 Серафим Сидоров «Рассвет бесконечной жизни Учебник тибетской медицины. Пособие для
желающих изучать тибетскую медицину и фармацию Первый (подготовительный) Курс», — П.:
Издательство «Золотое сечение», 2008. – 386 с. С. 22-23.