Ганден Тендар Линг
Москва, Павловская ул., д.18
info@fpmt.ru
  • Новости
    • Новости
    • COVID-19
    • Расписание
    • Наш канал YouTube
  • О нас
    • О центре
    • Впервые у нас?
    • Наши учителя
    • Наши правила
    • Структура управления центра
    • ФПМТ в России и в мире
    • Контакты
  • Обучение
    • Программы
    • О буддизме
    • Учебная платформа
  • Практики
    • Практики в центре
    • Каталог молитв
    • Ежедневные практики
    • Обеты
    • Очистительные практики
    • Предварительные практики /НЁНДРО/
    • Практика Ца-Ца
    • Практики божеств
    • Помощь животным
  • Ца-Ца
  • Библиотека
    • Последние публикации
    • Учения
    • Коренные тексты
    • О медитации
    • Видео и аудио архивы
    • Получить книгу
  • Наши книги
    • Об издательстве
    • Изданные книги
    • Наши планы
    • Получить книгу
  • Как помочь
    • Подношение и спонсорство
    • Проекты центра
    • Волонтерство
    • Помощь дому престарелых
    • Молитвенная помощь
    • Польза щедрости
Пожертвования
Главная / Подборка материалов / Для всех уровней понимания / Продолжающим изучение / Схема 13. Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения

Схема 13. Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения

27 Апрель, 2013
Медитация, Практики(разное), Продолжающим изучение
0

Как омрачения и карма привязывают нас к сансаре

“Вначале возникает мысль, которая просто навешивает на совокупности ярлык “я”; затем возникает видимость того, что это “я” существует с собственной стороны, и как только мысль верит в подлинность этой видимости, мысль эта становится невежеством. Это ошибочное представление, поскольку объект в реальности не существует. Именно поэтому объект является галлюцинацией; невежество, которое мотивирует карму, является галлюцинацией относительно природы “я”.
Кьябдже Сопа Ринпоче

Еще один – помимо четырех благородных истин – способ понять исполненную страданий природу сансары – медитировать на поэтапной эволюции двенадцати взаимозависиых звеньев в соответствии с тем, как они показаны Буддой Шакьямуни. Их представляют символические изображения колеса жизни, также называемые двенадцатью взаимозависимыми звеньями порождения. Колесо это держит в своей пасти Владыка Смерти, что показывает, что все существа, живущие в шести царствах сансары, находятся под контролем непостоянства и смерти. Колесо также поддерживают его руки и стопы, что символизирует пребывание в ловушке подлинных страданий и подлинной причины страданий – омрачений и кармы.

1. Невежество: сознание, полагающее неотъемлемое существование.
Слепец, изображенный на колесе жизни, символизирует невежественного человека, который не ведает, куда идет, где переродится, от чего страдал или от чего будет страдать в перерождении. Невежество – коренная причина всех омрачений.

2. Формирующие действия, или карма
Невежество порождает составные действия.
Это символизирует человек, делающий глиняные горшки. Подобно тому, как глиняному горшку можно придать множество размеров и форм, создание различных карм приносит различные результаты.
Карма может быть добродетельной, недобродетельной или “неколеблющейся”.

3. Сознание
Формирующие действия порождают сознание; символизирует это обезьяна, держащая в руках плод и прыгающая с дерево на дерево, что показывает, что сознание, перенося кармические отпечатки, соединяет прошлое с настоящим, а настоящее с будущим.

4. Имя и форма – умственные и физические совокупности
Сознание порождает имя и форму.
Это символизирует человек, который гребет в лодке. Лодка символизирует совокупность формы, а человек в ней – совокупности чувств, различения, формирующих факторов и сознания, находящиеся в оплодотворенной яйцеклетке.

5. Шесть сфер чувств, силы чувств
Имя и форма порождают шесть чувственных сил.
Символизирует это пустой дом. Поскольку это звено относится к эмбриону в утробе, оно показывает, что чувственные силы формируются, но пока не встретились с соответствующими им объектами.
Шести сферам чувств также соответствуют шесть внешних объектов и шесть сознаний.

6. Контакт
Шесть сфер чувств порождают контакт.
Это символизирует контакт мужчины и женщины, встреча чувственных сфер с их объектами.
Контакт распознает объекты как привлекательные, непривлекательные или нейтральные, и возникает при соприкосновении чувственной силы, сознания и соответствующего объекта.

7. Чувство
Контакт порождает чувство.
Это символизирует человек, который – с пронзенными стрелой глазом – страдает из-за своего соприкосновения с объектом. Без контакта нет чувства; таким образом, если мой ум не контролируем, мне лучше избегать контактов с объектами, которые приводят к увеличению жадности и дальнейшим страданиям. Именно поэтому Гуру Шакьямуни с великим состраданием установил правило о том, что нужно поддерживать удовлетворенность и владеть малым числом вещей.
Также существуют три вида чувств: удовольствие, боль и нейтральные переживания.

8. Страстное желание
Чувство порождает страсть.
Ее символизирует человек, пьющий вино. Подобно тому, как жажда человека никогда не будет утолена, человек, омраченный жадностью, никогда не удовлетворяется и жаждет все больше и больше.
Это страсть нежелания расставаться с удовольствиями и страсть желания удалиться от боли.

9. Цепляние
Страстное желание порождает цепляние.
Его символизирует мартышка, срывающая с дерева фрукт. Попробовав один фрукт, она цепляется за дерево, чтобы срывать все больше и больше. Цепляние порождается страстным желанием и продолжает существование, подобному тому как люди цепляются и держатся за свои физические тела.

Четыре вида цепляния: (а) исполненное желания цепляние – желание, подразумевающее сильную привязанность к видимым формам, звукам, ароматам, вкусам и ощутимым объектам; (б) цепляние за омраченные воззрения; (в) цепляние за дурные нравственность и поведение; (г) цепляние за “я”.

10. Существование
Цепляние за тело порождает существование.
Символизирует это беременная женщина. В этот момент карма, ведущая ко следующему перерождению, уже готова проявиться, подобно тому как женщина на позднем этапе беременности носит в своей утробе полностью развитого ребенка.
Существование – это полностью проявившая свой потенциал карма.

11. Рождение
Существование порождает перерождение.
Символизирует это женщина, переживающая роды.

12. Старение и смерть
Рождение порождает старение и смерть.
Это символизирует старик, идущий с клюкой и несущий труп. Таким образом смерть завершает жизнь и колесо существования делает еще один поворот.

Таким образом возникает то,
Что является лишь совокупностями страдания.

Эти совокупности, принимаемые в силу загрязненных действий и омрачающих эмоций и наделенные природой лишь страданий, прекращаются посредством пресечения невежества.

За сколько жизней человек проходит этот цикл из двенадцати звеньев? Самое быстрое – за две жизни. В первой жизни, мотивированный невежеством, человек осуществляет действия, тем самым накапливая эту карму – потенциалы, остающиеся в сознании – а при приближении момента смерти страстное желание и цепляние взращивают эти кармические возможности, которые, полностью проявившись, называются существованием. Затем, в следующей жизни, человек сталкивается с их следствиями – именем и формой, шестью сферами чувств, контактом и чувством, а также рождением и старением/смертью.

В самом длинном варианте один цикл из двенадцати звеньев охватывает три жизни. За одну жизнь человек осуществляет действие, мотивированное невежеством, тем самым оставляя в сознании потенциалы – и это первые три звена. Затем, к концу более позднего перерождения (которому может предшествовать сколько угодно жизней) страстное желание и цепляние пробуждают конкретный потенциал, установленный совершенным в более раннем рождении действием, тем самым являя десятое звено – существование. Затем, в следующей жизни, проявляются оставшиеся взаимозависимые порождения – имя и форма, шесть чувственных сфер, контакт, чувство, рождение, старение и смерть.

В силу существования этого возникает то.
В силу возникновения этого порождается то.

Нежелательные страдания старения и смерти порождаются в зависимости от рождения; рождение порождается в зависимости от проявленного уровня действия, которое называется существованием; существование порождается в зависимости от чувства; чувство порождается в зависимости от контакта; контакт порождается в зависимости от шести чувственных сфер; шесть чувств порождаются в зависимости от имени и формы; имя и форма порождаются в зависимости от сознания; сознание порождается в зависимости от действия; действие порождается в зависимости от невежества.

Упор здесь делается на первой из четырех благородных истин – на самих подлинных страданиях, которые являются следствиями.

Затем, с точки зрения очищения объяснение такого: когда прекращается невежество, прекращается действие; когда прекращается действие, прекращается сознание; когда прекращается сознание, прекращаются имя и форма, и т.д… до тех пор, пока не прекратятся рождения и старение и смерть.
Его Святейшество Далай-лама

Медитируйте следующим образом
Постарайтесь осознать всю эволюцию сансары. Упомянутое невежество подобно фермеру, который засевает семена кармических отпечатков в наше сознание, поле. Из этого возникают все остальные звенья взаимозависимого происхождения; таким образом, можно увидеть, что в то время как разворачивается один цикл взаимозависимого возникновения – с момента первой причины до полного порождения ее следствий, – одновременно разворачивается множество других циклов взаимозависимого происхождения, вращающихся вокруг других загрязненных действий, мотивированных невежеством. Это подобно совершению преступления, попаданию в тюрьму и совершению еще большего числа преступлений в тюрьме. Таким образом, пока невежество не будет устранено, оно как будто бесконечно – не кажется, что есть способ положить ему конец. Именно поэтому сансара называется тюрьмой, и неважно, что мы совершаем: даже осуществляя добродетель, можно пожинать лишь ограниченные следствия в сансарическом существовании. Подлинное счастье никогда не достигается – его негде отыскать. Единственный способ выбраться – подыскать к замку верный ключ; мудрость, постигающую подлинную природу реальности, которая наделена силой устранять невежество, коренную причину циклического существования.

Посвящение
Прошу, благословите меня и всех живых существ на то, чтобы поддерживать стяг освобождения и вкусить драгоценности самоцветов арьев и три высшие тренировки и освободиться от восприятия нестерпимой тюрьмы циклического существования как обители удовольствий.

Силой этих заслуг пусть я быстро достигну состояния будды и всех без исключения живых существ приведу к этому просветленному состоянию.

Тибетский текст, приводимый в левой верхнем углу изображения Колеса Жизни – это собственные наставления и средства Будды:

Приложите усилия, чтобы его уничтожить,
Вступите в Дхарму Будды.
Устраните Владыку Смерти,
Подобно тому, как слон крушит хижину из сломы

Каждый, кто с огромной совестливостью
Принимает практику Винаи (нравственности),
Оставляет цикл перерождения
И тем самым пресекает страдания.
Будда

Категория:
двенадцать звеньев взаимозависимого происхождениясхемы ламрима
Поделиться :
Предыдущий Пост
Следующий пост

Похожие публикации

Аналитические медитации
22 Июнь, 2019
Диана
Ламрим, Медитация, На каждый день, Продолжающим изучение
0
Схема ламрима 11 – Истинное страдание
21 Февраль, 2013
admin
Для всех уровней понимания, Ламрим, Медитация, Переводы, Практики(разное)
0
Колесо жизни – Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения
16 Январь, 2013
admin
Для всех уровней понимания, Медитация, Учения
0
Выбрать рубрику
Метки
видео (107) аудио (87) Открытие Буддизма (35) расшифровка (25) Далай-лама (25) пустотность (пустота) (21) праздники (19) ретрит (18) духовный учитель (17) интервью (17) бодхичитта (16) гуру (16) Лоджонг (15) смерть (14) Сага Дава (13) книга (13) ньюнгне (12) природа ума (11) калачакра (11) карма (11) четыре благородные истины (11) совет (10) дни преумножения (10) дни чудес (8) нёндро (8) сансара (8) Лосар (7) аналитическая медитация (7) коронавирус COVID-19 (7) страдание (7) дост. Сангье Кхандро (6) как медитировать (6) дхарма (6) Ца-ца (6) три основы пути (5) очистительные практики (5) Лхабаб Дучен (5) сам себе психолог (5) ум и его потенциал (4) восемь обетов (4) подношения (4) восемь строф (4) садхана (4) отречение (4) ганден лхагьяма (3) монашество (3) предварительные практики (3) равностность (3) Шаматха (3) схемы ламрима (3)