Практики для Ганден Нгамчо, Дня Ламы Цонкапы
Ежегодно 25 числа десятого месяца по тибетскому календарю отмечается Ганден Нгамчо, или День Ламы Цонкапы, – годовщина ухода в паринирвану Ламы Цонкапы (1357-1419), основателя школы тибетского буддизма Гелуг.
РАСПИСАНИЕ ПРАКТИК В ЦЕНТРЕ В СУББОТУ 1 ДЕКАБРЯ
9:30 — 10:30 — все желающие могут присоединиться к занятиям для подготовки тела к медитативным позам с Андреем Голубевым.
11:00 — 12:00 — гуру-йога Ламы Цонкапы
12:00 — 12:15 — перерыв
12:15 — 12:45 — Начитывание Имен Манджушри
12:45 — 13:15 — краткая садхана Зеленой Тары и Хвала 21 Таре
13:15 — 13:25 — перерыв
13:25 — 14:00 — Начитывание Имен Манджушри и посвящение заслуг
СОВЕТ ЛАМЫ СОПЫ РИНПОЧЕ центрам ФПМТ – как проводить практики на Ганден Нгамчо (те, кто не могут посетить центр в этот день, могут провести практики самостоятельно, см. совет в самом конце):
Подготовьте 1000 подношений Ламе Цонкапе (1000 рядов по 7-8 подношений, включая воду, свет, цветы, благовония и торма
). Если у вас нет возможности сделать подношения в таком объеме, установите как можно больше чаш.
Выполните пуджу 1000 подношений Ламе Цонкапе (Если вы используете текст «1000 подношений Майтреи» от «Проекта Майтрея», то строфу подношения необходимо изменить, чтобы это было посвящение Ламе Цонкапе). Прочитайте строфу подношения тысячу раз.
Если вы не можете выполнить практику 1000 подношений Ламе Цонкапе, можно выполнить «Ламу Чопу» вместо нее. И в этом случае совершите как можно больше подношений. Выполните обширную практику подношения, насколько это возможно, в разделе подношений «Ламы Чопы» (я ссылаюсь на текст «Обширная практика подношения», которую я написал много лет назад. Во время совершения этой практики заменяйте «свет» «водой» или «подношением».)
После обширной пуджи, практики «Лама Чопа» или 1000 подношений Ламе Цонкапе, прочтите специальные восхваления Ламе Цонкапе:
- «Хвала Ламе Цонкапе»
- «Палден Сасумма» [dpal ldan sag sum ma] – особая молитва Прославленного в Трех мирах; ее высоко ценил Сонг Ринпоче.
- «Краткое руководство к этапам пути Пробуждения», также известное как «Песнь духовного опыта» [lam rim nyams mgur].
- «Счастливая Судьба» [rtogs brjod mdun legs ma]
После каждой строфы, описывающей достижения Ламы Цонкапы, мы должны наполняться радостью. Радуйтесь качествам благочестивых деяний Ламы Цонкапы, размышляйте, как это прекрасно. Подумайте так: «Пусть я смогу стать таким, как он». Об этом нужно думать после каждой строфы.
Также нам следует молиться о том, чтобы мы тоже смогли достичь таких же реализаций и стали как Лама Цонкапа; чтобы мы сумели достигнуть тех же самых реализаций и приносили пользу, неизмеримую как небо, подобно тому, как это делал Лама Цонкапа.
В дополнение к другим подношениям лучше всего совершить как можно больше подношений света. Это обычное дело – подносить свет на День Ламы Цонкапы, это делают даже в Солу Кхумбу, хотя в основном там придерживаются школы Ньингма. Хотя жители местных городов и деревень мало что знают о Ламе Цонкапе, тем не менее, в этот день и ночь они совершают обширное подношение света. Многие люди зажигают большое количество гирлянд на Рождество или на свадьбах, также и мы должны использовать много света на День Ламы Цонкапы, в праздничные дни Будды и другие благоприятные дни, в особенности если мы не можем подносить свет каждый день, что было бы очень хорошо.
Ученики центра могут развесить как можно больше новогодних гирлянд. Совершая подношение света, мы создаём причины для просветления, для освобождения от сансары и для счастья в будущих жизнях. Кроме того, нас ждёт успех и в этой жизни. Даже если вы не желаете счастья в этой жизни, оно всё равно придёт само собой. Вот что вы получаете от подношения каждой свечи или каждого огня новогодней гирлянды Гуру – Трём Драгоценностям. Вы можете развесить гирлянды вокруг здания центра, создав что-то вроде сети подношения света, покрывающей всю стену целиком, снаружи и изнутри. Огоньки могут быть белыми или разноцветными. Также вы можете развесить гирлянды по деревьям и кустам, или в саду центра.
Обычно мы вешаем много гирлянд во время вечеринок или праздников. Вместо этого нам следует поднести как можно больше огней для создания причин просветления благодаря подношению света Ламе Цонкапе, полям заслуг и так далее. Поэтому используйте как можно больше новогодних гирлянд и свечей, но не подожгите гомпу или самих себя! Зато можете сжечь своё эго. Немного подпалить нос или ухо тоже не страшно (это шутка!). Когда мы подносим свет на свадьбе, во время новогоднего праздника и тому подобного, на это тратится много денег, но все расходы на праздник растрачены впустую. И не просто впустую: в действительности всё это становится негативной кармой, поскольку сделано с привязанностью, цепляющейся только за эту жизнь; разве что огни были поднесены с искренним желанием счастья другим живым существам и без привязанности к этой жизни.
После завершения практики, выполненной в честь Дня Ламы Цонкапы, посвятите все накопленные заслуги – начиная с практики прибежища и бодхичитты, семичленной молитвы, всех практик подношения (внутренних, внешних и тайных) — все возможные накопленные заслуги, небеса, полные накопленных заслуг – обретению всех особых качеств учений Ламы Цонкапы. Для того, чтобы вспомнить эти особые качества, вы можете прочесть обычную «Молитву о процветании учений Чже Цонкапы» [blo bzang rgyal bstan ma] или молитву, составленную Пабонгкой Дечен Ньингпо, которая завершает текст само-посвящения Ямантаки. Ещё один текст, который вы можете прочесть – это особая молитва, которая описывает особые качества учений Ламы Цонкапы: «Секретная биография Ламы Цонкапы» [tsong kha pa’i gsang ba’i rnam thar] Кхедруба Чже.
Конечно же, можно специально прочесть один из великих текстов Ламы Цонкапы, размышляя над данным в тексте учением, например, «Сущность искусства изложения иносказательных и буквальных учений» [drang nges legs bshad snying po] или «Кристально ясное изложение воззрения» [dbu ma gong pa rab gsal] — комментарий к Мадхьямике. Это будет особенно хорошо.
Или можно хотя бы прочесть его короткое восхваление Будды «Хвала Будде Шакьямуни за учение о Взаимозависимости». Чтение Большого, Среднего или Краткого Ламрима будет хорошим способом отблагодарить Ламу Цонкапу за бесконечную доброту его обширного труда по дарованию учений Будды на благо живых существ.
Колофон: записано дост. Холли Энсетт в ноябре 2001 года. Проверено и дополнено Ламой Сопой Ринпоче в марте 2002. Немного отредактированы грамматика и пунктуация дост. Констанс Миллер, Образовательная служба ФПМТ, июль 2002. Немного отредактировано Майклом Д. Джойлифф, Образовательная служба ФПМТ, ноябрь 2018
Основные практики для начинающих и тех, кто не сможет посетить центр:
- Основная практика для выполнения – Лама Чопа. Постарайтесь выполнить обширное подношение света на вашем алтаре или вокруг вашего дома, если это возможно;
- Если невозможно выполнить « Ламу Чопу», можно выполнить Гуру-йогу Ламы Цонкапы.
- Очень хорошо прочитать любой (или все) из трудов Ламы Цонкапы, упомянутых Ламой Сопой Ринпоче выше.
Также вы можете найти на нашем сайте тексты Ламы Цонкапы:
Совет переведен Светланой Капцовой и Александром Цешинским (оригинал).