Лама Сопа Ринпоче: развитие шине (шаматхи)
Совет, который лама Сопа Ринпоче дал давнему ученику по поводу длительного ретрита и развития шине (шаматхи)
Ученик:
«Моя болтливость — по-прежнему главное препятствие к концентрации. Мой ум легко отвлекается на все подряд. Рассудком я способен различить эгоцентричность, желание, гнев, гордыню — все то, что заставляет меня отвлечься, но хотя я ясно вижу причины, мой ум по-прежнему блуждает. Я все более страшусь своей самсары. Но я по-прежнему настроен оптимистично и верю, что смогу добиться истинного отречения, подчинить свой ум и обрести концентрацию, и я с нетерпением жду, когда я снова смогу приступить к медитации шине».
Ответ Ринпоче:
«Мой дорогой Джон, мне жаль, что мой ответ на твое письмо занял столько времени.
Что касается твоих слов, постарайся думать так, как Его Святейшество Далай-лама советует западным людям на своих учениях: мы не должны ожидать быстрых результатов — по крайней мере, таких, которых можно достичь в течение нескольких лет; нужно не сдаваться, продолжать практику и результаты придут. Даже если путь займет миллиарды лет, нужно не отчаиваться, а продолжать практику. Результат придет, если вы терпеливы и настойчивы — это я добавляю от себя.
Кадампинский геше Тулвапа сказал (я не помню точную цитату, но ее смысл примерно таков), если ты планируешь продолжать медитировать о пути сотни лет, осознание придет. Вначале тебе может показаться, что путь к осознанию займет всего несколько лет.
Мне кажется, что медитация о пути состоит из накопления добродетели, практики очищения и собственно медитации о пути (ламрим), а также сосредоточенного обращения к гуру с преданностью, видения гуру как Будды. Если убрать все помехи, взрыхлить землю и избавиться от камней, взять почву, воду и семена, все, что будет посеяно, непременно взойдет. Таким образом, если создать условия, результат неизбежен: даже если молиться о том, чтобы не достичь пробуждения, оно все равно случиться, так как оно происходит из причин и условий, собранных вместе. Здесь условия — это отречение, бодхичитта, правильное воззрение и тому подобное.
Как я упомянул в начале, попробуй практиковать шине один год, затем посмотри, появились ли условия; если нет — поменяй практику. Продолжай практику в течение следующего полугода; если ничего не произойдет, тебе нужно ее сменить.
Затем, возможно, тебе нужно построить очень большую ступу (шучу). Может быть, ты построишь самую большую ступу в мире. Может быть, когда ступа будет завершена, пробуждение случится. Я думаю, это очень простой способ достичь пробуждения. Или, может, ты сможешь вместо этого воздвигнуть очень большой банан, и внутри него будет храм, на стенах изображения из жизни Будды и Миларепы, место для учений и медитаций, а также кофейня, лавка с мороженым, ресторан — все внутри огромного банана!
Как бы то ни было, боязнь самсары — это хороший знак, это выдающееся отречение. Эта ясная мысль — страх самсары и ощущение неотделимости от нее — то, что ведет нас к освобождению, а вместе с состраданием, желанием освободить живых существ, которые страдают в самсаре с безначальных времен, — к пробуждению. Это успех в твоем ретрите.
Кроме того, очень важны желание достичь пробуждения и вера в него. Чтобы обрести отречение, нужно избавиться от желаний, а для этого нужно в точности осуществить путь. Только тогда ты сможешь полностью отречься от причин желаний — отрицательных отпечатков. Для этого нужно пройти все те пути. Нельзя ожидать, что это произойдет в ближайшие несколько месяцев или лет, что ты сможешь взять и остановить все заблуждения.
Когда изучаешь самодовольный ум, гордыню и тому подобное, кажется, что их проявлений становится больше. Это хороший знак, так как обычно мы слишком погружены во внешние заботы (работу и так далее) и не видим себя, не видим своих заблуждений. Когда мы отправляемся на ретрит и заняты меньше, весь хлам всплывает наружу, и мы видим все свои ошибочные суждения и негативную карму, и что большинство наших действий совершены из-за самолюбия, и так далее.
Чтобы победить врага, нужно сперва изучить противника и ясно его видеть. Затем нужно разбомбить врага, нужно полностью его уничтожить. Только если тебе известно, кто вор, ты сможешь его поймать. Иначе, если ты не уверен, можно схватить кого-то другого. Если в доме вор, но ты считаешь его близким другом, ты не заметишь, как каждый день этот вор, этот враг крадет у тебя шанс достичь освобождения. Освобождение — это свобода от заблуждений. Итак, нам нужно уничтожить врага — заблуждения. Для того чтобы уничтожить их, нам нужно их распознать.
Если ты уже пробужден, ты не увидишь заблуждений. Если ты скала, дерево или гора, у тебя нет заблуждений. Но ты не скала, не дерево и не гора, поэтому у тебя есть заблуждения. С безначальных рождений до текущего момента ты испытывал страдания и так и не достиг пробуждения, а значит, ты не достиг освобождения от перерождений. Если кто-то достиг освобождения, он способен приносить пользу другим, и ему не придется больше страдать.
К примеру, чтобы избавиться от пятен на одежде, ее нужно постирать. Когда мы стираем, вся грязь вымывается. Такова последовательность действий. Сперва мы намыливаем одежду, а затем полощем ее, чтобы вымыть загрязнения. Точно так же во время ретрита мы ясно видим весь сор — заблуждения, самолюбивый ум и так далее. Это та стирка, которая нужна нам, чтобы достичь освобождения и пробуждения, чтобы, в свою очередь, освободить всех живых существ из океана самсарических страданий и пробудить их. Очень хорошо, что ты это понимаешь.
Точно так же иногда нам нужно посещать поликлинику, чтобы быть здоровыми: обследоваться, делать рентген или сдавать анализы — очень много анализов! — стул, мочу и слюну, как тебе, должно быть, известно. Правда, сера из ушей их вроде как не интересует — во всяком случае, я об этом не слышал. И слезы им тоже не интересны — никто не изучает слезы. Как и сопли — ну, или мне просто об этом неизвестно.
Все эти анализы нужны, чтобы обнаружить болезнь. Так врачи определяют, в чем заключается проблема, а затем решают, какие таблетки прописать, чтобы ее вылечить, чтобы быть здоровым и жить долго. Если источник болезни не искать, возникнут осложнения, которые могут привести к смерти.
Как ты уже знаешь, в начале практики шине нужно фокусироваться на объекте снова и снова, продолжая направлять свой ум на объект. Со временем ты будешь обнаруживать все больше проблем, все больше отвлечений и затягивающих мыслей, и очень важно возвращать свой ум к объекту снова и снова. На тибетском есть выражение «len tuchupa» — продолжать концентрацию, потому что обычно ты не замечаешь своих отвлечений — либо потому, что у тебя нет времени медитировать, и поэтому нет привычки замечать вещи, или потому, что вокруг слишком много отвлечений, и тебе не хватает времени заметить хоть что-нибудь. Это подобно заношенной одежде, которая кажется вполне чистой, пока не начнешь ее стирать.
Поэтому прошу, продолжай молиться и молись усердно. Особенно делай упор на преданность гуру, чтобы культивировать устойчивую и глубокую преданность гуру и чтобы видеть в гуру Будду. Затем, даже если ты сталкиваешься с препятствиями и трудностями, думай, что ты невероятно удачлив, думай, что это большая радость, что благодаря тому, что обнаруживается, можно достичь освобождения и пробуждения и пробудить всех живых существ, следуя совету Будды. Видеть гуру как Будду, культивировать глубокую преданность, раскаяться во всех прошлых ошибках — все это очень важно. И хорошо делать простирания, начитывая имена Тридцати пяти Будд, а также Ваджрасаттву вечером.
Недавно я слышал, что некоторые люди достигают шине за 20 дней. Похоже, причина не только в усердной медитации, но и в глубокой преданности гуру в прошлом. В любом случае, хорошо изучить раздел о шине в «Освобождении на вашей ладони», учения геше Джампа Вангду, «Ламрим ченмо», книги Ген Ламримпа, и любые другие книги, которые содержат советы по шине».
C любовью и молитвами,
лама Сопа Ринпоче.
Перевод: Виталий Долгов, Лилия Долгова
Источник