Лама Еше. Найти себя через буддизм
Глава из книги ламы Еше «Сам себе психолог».
Изучая буддизм, мы изучаем самих себя, природу своего собственного ума. Буддизм придаёт особое значение не какому-то высшему существу, а более практическим вопросам: как нам проживать свою жизнь, как сделать свой ум более целостным, как наполнить каждый день покоем и счастьем. Иными словами, буддизм всегда отдаёт предпочтение основанному на опыте знанию-мудрости, а не каким-то догмам. На самом деле, мы даже не считаем буддизм религией в обычном смысле этого слова. С точки зрения лам, буддийские учения скорее относятся к философии, науке и психологии.
Человеческий ум инстинктивно тянется к счастью. Всех волнует одно и то же, что на Востоке, что на Западе. Но если ваша погоня за счастьем заставляет вас, потеряв голову, цепляться за чувственный мир, это может быть очень опасно. Это значит, что вы ничего не контролируете.
Не думайте, что контроль — это какие-то восточные, буддийские штучки. Контроль необходим всем, особенно тем, кто поглощён материалистической жизнью. Эмоционально и психологически мы слишком увлечены объектами привязанности. С буддийской точки зрения, это нездоровое состояние ума — ваш ум болен.
Вы уже и сами знаете, что одно лишь внешнее, научное, технологическое развитие не может исполнить желания привязанности или решить другие эмоциональные проблемы. А учения Будды раскрывают перед вами особую природу человеческого потенциала, способности человеческого ума. Изучая буддизм, вы узнаёте, кто вы такой на самом деле, и как вы можете развиваться дальше. Вместо того, чтобы насаждать веру во что-то сверхъестественное, буддийские методы учат, как прийти к глубокому пониманию самих себя и всех остальных явлений.
Религиозный вы человек или материалист, верующий или атеист, важнее всего понимать, как работает ваш собственный ум. Если вы этого не понимаете, то вам может казаться, что вы здоровы, в то время как внутри будет прорастать глубокий корень омрачающих эмоций — истинной причины всех психологических заболеваний. А раз так, достаточно крошечного внешнего изменения, незначительного ухудшения ситуации, и всего за пару секунд вы совершенно потеряете душевное равновесие. Как по мне, это показывает, что ваш ум нездоров. Почему? Потому что вы одержимы чувственным миром, ослеплены привязанностью и находитесь под властью основополагающей причины всех проблем — неведения относительно истинной природы своего ума.
Можете не соглашаться с моими словами, говорить, что вы в такие вещи не верите — это не имеет никакого значения. Это не вопрос веры. Неважно, сколько раз вы скажете: «Не верю, что у меня есть нос», ваш нос никуда не денется — он по-прежнему будет на своём месте, между вашими глазами. Ваш нос всегда при вас, верите вы в это или нет.
Я встречал много людей, которые гордо заявляли: «Я неверующий». Они очень гордились тем, что открыто ни во что ни верили. Проверьте сами, понять это очень важно. Сегодня в мире столько противоречий! Научные материалисты хвалятся: «Я не верю», а религиозные люди говорят: «Я верю». Но что бы вы ни думали, вам всё равно нужно знать особую природу своего ума. Если вы ничего о ней не знаете, можете сколько угодно твердить о недостатках привязанности — на самом деле вы понятия не имеете, что такое привязанность и как её контролировать. Слова говорить легко! А вот истинную природу привязанности понять непросто.
Например, когда люди только придумали машины и самолёты, они думали, что смогут быстрее справляться с делами и больше отдыхать. Но в результате сейчас люди беспокойнее, чем когда бы то ни было! Посмотрите на свою повседневную жизнь. Из-за привязанности вы эмоционально втянуты в фиксированный чувственный мир, который сами же и создали. Вы лишили себя времени и возможности разглядеть реальность своего собственного ума. По-моему, именно это и называется тяжёлой жизнью. Вы не можете ощутить ни удовлетворенности, ни наслаждения. Правда в том, что удовольствие и радость приходят из ума, а не от внешних явлений.
И всё же некоторые умные, скептически настроенные люди до некоторой степени понимают, что материальные объекты — это не гарантия полноценной и радостной жизни, они стараются понять, может ли что-то другое принести им подлинное удовлетворение.
Когда Будда говорил о страдании, он не имел в виду одни лишь поверхностные проблемы, такие как болезни или травмы, он говорил о том, что сама неудовлетворённая природа ума является страданием. Сколько бы вы ни заполучили, ничто не может утолить жажды получить еще больше или найти что-то получше. Такое неослабевающее желание — это страдание, природа которого — эмоциональное разочарование.
Буддийская психология описывает шесть основных эмоций, которые тревожат человеческий ум, лишают его мира и покоя – это неведение, привязанность, гнев, гордыня, омрачённые сомнения и искажённые взгляды. Всё это — состояния нашего ума, а не внешние явления. Буддизм утверждает, что для того, чтобы преодолеть эти омрачения — корень всех страданий – веры и убеждённости не достаточно, вы должны понять, какова их природа.
Если вы не будете исследовать свой ум с помощью направленного вовнутрь знания-мудрости, то никогда не узнаете, что он из себя представляет. Сколько бы вы ни говорили о своих эмоциях и своём уме, если вы не проверяете, что там творится, то никогда не осознаете, что ваша основная эмоция — это эгоизм, и именно он лишает вас покоя.
Чтобы преодолеть своё эго, вам вовсе не нужно расставаться со всей своей собственностью. Можете оставить все свои вещи при себе, это не они усложняют вашу жизнь. Вы беспокойны, потому что с привязанностью за них цепляетесь. Эго и привязанность загрязняют ваш ум, делают его затуманенным, невежественным и возбуждённым и не позволяют засиять свету мудрости. Решение этой проблемы — медитация.
Медитация — это не только развитие однонаправленного сосредоточения, когда вы сидите в углу и ничего не делаете. Медитация — это внимательное состояние ума, в нем нет ни капли вялости и инертности, медитация — это мудрость. Вы должны осознавать каждую секунду своей жизни, полностью отдавая себе отчёт в том, что делаете, зачем и как.
Мы почти всё делаем бессознательно. Мы едим бессознательно, мы пьём бессознательно, мы говорим бессознательно. Мы утверждаем, что всё осознаём, но совершенно не замечаем, как в нашем уме буйствуют омрачения, влияющие на все наши поступки.
Проверьте это сами, поэкспериментируйте. Я не осуждаю и не принижаю вас. Просто буддизм так работает: он предлагает вам идею, которую вы можете проверить на собственном опыте и увидеть, верна она или нет. Всё это очень приземлённые вещи. Я не говорю о чём-то заоблачном. На самом деле всё это очень просто.
Если вы не знаете, в чём заключается особая природа привязанности и её объекта, как вы можете развивать любящую доброту к вашим друзьям, родителям или стране? С буддийской точки зрения, это невозможно. Когда вы причиняете боль своим родителям или друзьям, это результат работы вашего неосознанного ума. Когда разгневанный человек выплёскивает свою злость, он абсолютно не понимает, что происходит в его уме. Отсутствие осознавания ранит нас и заставляет пренебрегать другими. Когда мы не осознаем свое поведение и умственный настрой, то теряем человечность. Вот и всё. Всё очень просто, не так ли?
Сейчас люди учатся и тренируются, чтобы стать психологами. Идея Будды в том, что все должны стать психологами. Каждый из вас должен знать свой собственный ум, вы должны стать своими собственными психологами. Это совершенно точно нам под силу, каждый человек способен понять свой ум. А когда вы понимаете свой ум, контроль приходит сам собой.
Как я уже говорил, не надо думать, что контроль — это какие-то гималайские штучки или что его легче обрести людям, у которых мало вещей. Это совсем не обязательно так. В следующий раз, когда вы расстроитесь, можете сами это проверить. Вместо того, чтобы отвлекаться, с головой погружаясь в какие-то занятия, расслабьтесь и попробуйте осознавать, что вы делаете. Спросите себя: «Почему я это делаю? Как я это делаю? В чём причина?» Это будет чудесно, вот увидите. Ваша главная проблема — недостаток интенсивного знания-мудрости, осознавания, памятования. Вы обнаружите, что понимание может с лёгкостью решить ваши проблемы.
Чтобы относиться к другим с любящей добротой, вы должны знать природу объекта. Если вы её не знаете, то, хотя вы и говорите: «Я люблю его, я люблю её», на самом деле это лишь очередная игра эго, в которую вас увлёк высокомерный ум. Убедитесь, что понимаете, что делаете и почему. Очень важно, чтобы вы стали своим собственным психологом. Тогда вы сможете исцелять себя с помощью понимающей мудрости своего ума. Вы сможете расслабиться и наслаждаться своими вещами и общением с друзьями, вместо того, чтобы тревожиться, беситься и тратить свою жизнь впустую.
Чтобы стать своим собственным психологом, вам не нужно изучать какую-то сложную философию. Всё, что вам нужно делать — это каждый день исследовать свой ум. Уже сейчас вы ежедневно исследуете материальные вещи, например, проверяете еду на кухне по утрам. Но вы никогда не исследуете свой ум. А ведь проверять ум гораздо важнее!
Но, похоже, большинство людей считает, что всё наоборот. Кажется, они думают, что могут просто купить решение любой своей проблемы. Этот материалистический подход, который заключается в том, что всё необходимое для счастья можно приобрести за деньги, что можно купить покой ума, очевидно неверен. Возможно, вы не используете такие выражения, но думаете вы именно так. И это абсолютное заблуждение.
Даже тем людям, которые считают себя религиозными, необходимо понимать свой ум. Одна лишь вера никогда не решит всех проблем, а вот понимающее знание-мудрость всегда с ними справится. Сам Будда говорил, что верить в Будду опасно. Люди должны не просто верить во что-то, а использовать свой ум, чтобы познать собственную истинную природу. С верой, основанной на понимании, всё в порядке — когда вы что-то осознали или ясно поняли на интеллектуальном уровне, вера возникает сама собой. Но если ваша вера основана на заблуждениях, чьи-то слова могут с лёгкостью её разрушить.
К сожалению, многие люди с духовными склонностями, хотя и считают себя религиозными, слабы. Почему? Потому что они не понимают истинную природу своего ума. Если вы по-настоящему понимаете свой ум и то, как он работает, то знаете: именно ментальная энергия не даёт вам быть здоровым. Когда вы знаете, как ваш ум видит и воспринимает этот чувственный мир, то понимаете, что он не только постоянно за него цепляется, но и что сам этот мир — всё, за что вы цепляетесь — лишь плод вашего воображения. Вы видите, что слишком озабочены событиями несуществующего будущего и совершенно не осознаёте настоящее, что вы живёте ради одних лишь проекций. Разве вы не согласны с тем, что ум, который не осознаёт настоящее и постоянно цепляется за будущее, нездоров?
Важно сохранять осознанность в повседневной жизни. Природа осознавания и мудрости — покой и радость. Вам не нужно цепляться за предстоящую радость, которая будет результатом ваших поступков. Пока вы по мере сил следуете пути верного понимания и правильных действий, результат будет возникать мгновенно, одновременно с самими действиями. Вам не нужно думать: «Я всю жизнь поступал правильно, наверное, в будущей жизни это принесёт хороший результат». Вам не нужно зацикливаться на обретении будущих реализаций. Если в настоящем вы действуете со всем пониманием, на которое способны, непреходящий покой не заставит себя ждать.
Думаю, на этом хватит. Лучше устроим сессию вопросов и ответов, вместо моих беспрерывных разговоров. Спасибо.
Вопрос: Когда вы говорили о медитации, то не упоминали визуализацию. Похоже, некоторым людям сравнительно легко визуализировать, в то время как другим это довольно сложно даётся. Насколько важно развивать способность мысленно представлять разные вещи?
Лама: Многим сложно визуализировать то, что им описывают, потому что их уму не хватает тренировки в визуализации, у других же слишком бедное воображение — они чересчур сосредоточены на материальном. Наверное, такие люди считают, что нет ничего, кроме физического тела, что нет никакого ума, помимо мозга. В буддизме есть методы, с помощью которых вы можете тренировать свой ум и развивать способность визуализировать во время медитации. Но на самом деле вы визуализируете весь день напролёт. Завтрак, который вы съедаете по утрам — это визуализация. Когда вы отправляетесь за покупками и думаете: «Это хорошо» или «Это мне не нравится», то всё, на что вы смотрите — это проекция вашего собственного ума. Когда вы просыпаетесь солнечным утром и думаете: «Хороший будет денёк!», это визуализация вашего собственного ума. Вообще-то, люди довольно хорошо понимают, что такое визуализация. Даже владельцы магазинов и рекламные агенты знают, как важна визуализация, поэтому они создают витрины и рекламные щиты — «Купи это!», чтобы привлечь ваше внимание. Они знают — то, что вы видите, влияет на ваш ум, на вашу визуализацию. Визуализация — это не что-то сверхъестественное, это научная вещь.
Вопрос: Ваши слова создают впечатление, что вы критично настроены по отношению к Западу, что вас смешат наши поступки и то, как мы пытаемся принести цивилизацию туда, где её нет. У меня нет вопроса как такового, я бы хотел узнать, какое будущее вы видите для человечества с точки зрения так называемого западного прогресса — когда самолёты, дома и супермаркеты становятся всё больше? Какое будущее ждёт Запад?
Лама: Я вижу, что западные люди становятся всё более и более занятыми, всё более и более беспокойными. Я критикую не материальное или технологическое развитие как таковое, а неуправляемый ум. Поскольку вы не знаете, кто вы такие, вы проводите свою жизнь, слепо цепляясь за то, что я называю ценностями супермаркета. Вы сами наполняете свою жизнь тревогами, сами лишаете себя покоя. Вместо того, чтобы сделать жизнь целостной, вы её расщепляете. Проверьте сами. Я вас не принижаю. На самом деле, в буддизме не разрешается догматично принижать образ жизни кого бы то ни было. Всё, что я предлагаю — взглянуть на вещи под другим углом.
Вопрос: Лама, большинство буддийских учителей, которых мы видим, мужчины, как и вы. Скажите, есть ли женщины-ринпоче или тулку?
Лама: Да, конечно. Если речь идёт о развитии высших состояний ума, мужчины и женщины совершенно равны. В Тибете монахи иногда слушали учения женщин-ринпоче. Буддизм учит, что вы не можете судить людей по внешности, вы не можете сказать: «Он ничего из себя не представляет, а я — особенный». Вы никогда не можете по тому, как человек выглядит, понять, кто выше, а кто ниже.
Вопрос: Отличается ли роль монахинь от роли монахов?
Лама: Вообще-то, нет. Они изучают одно и то же и учат своих учеников одним и тем же вещам.
Вопрос: Иногда сложно найти учителя. Опасно ли практиковать, скажем, тантру, без учителя, по книгам?
Лама: Да, это очень опасно. Если вы не получали особых инструкций, вы не можете просто взять книгу о тантре и решить: «Ух ты, какие фантастические идеи! Хочу немедленно перейти к практике!» Такое отношение никогда не принесёт вам реализаций. Вам понадобится руководство опытного учителя. Конечно, эти идеи фантастические, но если вы не знакомы с методом, то не можете применить их на практике, вам необходим ключ. На английский язык перевели много буддийских книг. Все они говорят вам: «Привязанность — это плохо, не злитесь», но как вы на деле отбросите привязанность и гнев? Библия тоже учит о всеобщей любви, но как вам на собственном опыте ощутить такую любовь? Вам нужен ключ, и иногда только учитель может его дать.
Вопрос: Что делать людям на Западе, когда они не могут найти учителя? Должны ли те, кто по-настоящему хочет его найти, отправиться на Восток?
Лама: Не волнуйтесь. Когда время придёт, вы встретите учителя. Буддизм не придерживается мнения, что вы можете принуждать людей: «Все должны научиться медитировать, все должны стать буддистами». Это глупо. Давить на людей неразумно. Когда вы будете готовы, что-то вроде магнетической энергии притянет вас с учителем друг к другу. Что касается поездки на Восток, то это зависит от личной ситуации. Смотрите сами. Самое важное — искать с мудростью, а не со слепой верой. Иногда вы всё равно не можете найти учителя, даже если уезжаете на Восток. На это требуется время.
Вопрос: Как буддизм относится к самоубийству?
Лама: Люди, которые сводят счёты с жизнью, совершенно не понимают, в чём цель и значение человеческого рождения. Они убивают себя из-за неведения. Они не могут найти удовлетворения, поэтому приходят к выводу, что надежды нет.
Вопрос: Если кто-то, вероятно, в силу неведения, считает, что достиг просветления, к чему ему продолжать жить?
Лама: У невежественного человека, который считает себя просветлённым, ум совершенно загрязнён, он просто усугубляет то неведение, которое у него уже есть. Всё, что ему нужно сделать, это проверить, что делает его неуправляемый ум, и тогда он тут же поймёт, что ещё не достиг просветления. И вам не нужно спрашивать других: «Я просветлённый?» Просто обратите внимание на свои переживания. Просветление — это в высшей степени личная вещь.
Вопрос: Мне нравится, как вы подчёркиваете, что понимание важнее веры, но мне кажется, тому, кто вырос на Западе или получил научное образование, будет сложно понять концепцию перерождения — прошлых, нынешней и будущих жизней. Как вы можете доказать, что они существуют?
Лама: Если вы сможете осознать поток своего ума с момента, когда вы были крошечным эмбрионом в материнской утробе, до настоящего времени, вы всё поймёте. Поток вашей ментальной энергии немного напоминает поток электричества, который течёт от генератора по проводам, пока не зажжёт лампочку. С момента зачатия, по мере того как развивается ваше тело, ментальная энергия постоянно течёт сквозь него — меняясь, меняясь, меняясь. И если вы сможете это осознать, вам будет гораздо легче понять, что существует предыдущий поток вашего ума. Я всё время повторяю, что это никогда не будет вопросом веры. Конечно, вначале сложно принять идею реинкарнации, потому что сейчас для многих людей это совершенно новая идея, особенно для тех, кто вырос на Западе. В школе вас не учат тому, что такое поток сознания, вы не изучаете в колледже, кто вы такие и какова природа вашего ума. Конечно, это для вас в новинку. Но если вы считаете, что важно знать, кто вы такие, и исследуете свой ум во время медитации, то легко поймёте разницу между умом и телом. Вы увидите поток своего сознания, и тогда у вас получится осознать свои прошлые жизни. Совсем не обязательно принимать реинкарнацию на основе одной только веры.
Вопрос: Не могли бы вы объяснить связь между медитацией, просветлением и сверхъестественными силами, такими как способность предсказывать будущее, читать мысли других людей и видеть, что происходит далеко от вас?
Лама: Хотя обрести ясновидение с помощью развития однонаправленного сосредоточения определённо возможно, нам до этого далеко. Когда вы медленно, медленно улучшаете понимание своего ума, вы постепенно развиваете способности видеть такие вещи. Но это нелегко, вы не можете разок помедитировать и вдруг начать предсказывать будущее или стать просветлённым. Это требует времени.
Вопрос: Если вы медитируете, работаете над просветлением, такие сверхспособности приходят вместе с возможностью их контролировать, или они просто внезапно появляются, и у вас нет никакого контроля?
Лама: Настоящие сверхспособности приходят вместе с контролем. Они не похожи на неуправляемые эмоциональные галлюцинации, которые возникают, если принять наркотики. Даже если вы ещё не достигли просветления, вы сможете увидеть свои прошлые и будущие жизни и читать мысли других людей, но всё это возникает только благодаря управляемому и постепенному развитию мудрости.
Вопрос: Можете ли вы отделять ум от тела и отправляться в астральные путешествия или делать другие подобные вещи?
Лама: Нет.
Вопрос: А Его Святейшество Далай-лама такое умеет?
Лама: Тибетский махаянский буддизм совершенно определённо хранит непрерывную устную традицию учений о развитии сверхъестественных способностей, которая передавалась от реализованных гуру к ученикам с тех времён, когда ещё был жив Будда, до наших дней. Но если эти учения существуют, это ещё не значит, что я их постиг. Кроме того, тибетский буддизм запрещает любому ламе, который обладает подобными реализациями, говорить о них. Даже если вы достигаете просветления, вам нельзя ходить и рассказывать направо и налево, что теперь вы будда, если на то нет веской причины. Будьте осторожны. Наша система отличается от вашей. На Западе можно услышать, как люди заявляют: «Вчера ночью со мной во сне говорил Бог!» Мы же считаем, что демонстрировать подробности своих мистических переживаний может быть опасно, и потому не разрешаем этого делать.
Вопрос: Несколько лет назад я прочла книгу под названием «Третий глаз» о человеке со сверхъестественными способностями. Многим ли людям удалось открыть третий глаз?
Лама: То, что пишет автор этой книги, Лобсанг Рампа — это чистой воды заблуждение. Третий глаз — не физический объект, а метафора для мудрости. Выходя за рамки обычного чувственного восприятия, третий глаз смотрит в глубину истинной природы вашего собственного ума.
Вопрос: Поскольку буддизм верит в реинкарнацию, не могли бы вы сказать, сколько времени проходит между жизнями?
Лама: Это может быть любой промежуток времени от нескольких мгновений до семи недель. В тот же миг, когда сознание отделяется от тела, тонкое тело промежуточного состояния уже тут как тут, поджидает его. Из-за страстного желания получить другое физическое тело существо в промежуточном состоянии ищет подходящую форму, и когда находит её, перерождается.
Вопрос: Как буддизм объясняет демографический взрыв? Если вы верите в перерождение, как получается, что человечество постоянно увеличивается?
Лама: Всё просто. Как и современная наука, буддизм говорит нам о том, что существуют миллиарды и миллиарды галактик. Сознание человека, рождённого на Земле, может прийти из далёкой галактики, притянутое силой кармы, которая связывает ментальную энергию этого человека с нашей планетой. С другой стороны, сознание человека, умершего на Земле, в момент смерти может быть кармически направлено к перерождению в другой галактике, далеко отсюда. Если больше умов притягиваются к Земле, население возрастает, если меньше — то убывает. Это не значит, что возникают новые умы. Каждый ум, который рождается здесь, на Земле, пришёл из предыдущей жизни — может быть, из другой галактики, может быть с Земли, но уж точно не из ниоткуда. Это соответствует циклической природе мирского бытия.
Вопрос: Буддийский вид медитации лучше других видов медитации или просто всё дело в том, что разным людям подходят разные виды медитации?
Лама: Я не могу сказать, что буддийская медитация лучше, чем медитация из любой другой религии. Всё зависит от человека.
Вопрос: Если кто-то уже практикует один вид медитации, допустим, трансцендентальную медитацию, есть ли смысл такому человеку пробовать заниматься и буддийской медитацией тоже?
Лама: Это не обязательно. Если вы считаете, что ваша медитация полностью пробуждает ваш ум и приносит неизменный покой и удовлетворение, зачем пробовать что-то ещё? Но если, несмотря на практику, ваш ум остаётся загрязнённым, а поступки — неуправляемыми, если вы постоянно инстинктивно причиняете другим вред, то, мой дорогой, я думаю, у вас впереди долгий путь. Это очень личная вещь.
Вопрос: Может ли бодхисаттва быть марксистом, чтобы создать гармоничное общество? Я имею в виду, есть ли место для бодхисаттвы в марксизме и наоборот, есть ли марксизму место в жизни бодхисаттвы? Может ли марксизм быть инструментом в деле освобождения живых существ от страданий?
Лама: Кому-то вроде меня очень сложно комментировать действия бодхисаттвы, но я сомневаюсь, что бодхисаттва стал бы коммунистом, чтобы решить социальные проблемы. Проблемы существуют в умах людей. Вы должны решать свои собственные проблемы, не важно, в каком обществе вы живёте — социалистическом, коммунистическом или капиталистическом. Вы должны следить за собственным умом. Ваши проблемы — это не мои проблемы и не проблемы общества. Вы несёте ответственность за свои проблемы, точно так же как вы несёте ответственность за своё освобождение и просветление. В противном случае вы могли бы сказать: «Супермаркеты помогают людям, потому что там они могут купить то, что им нужно. Если я работаю в супермаркете, я по-настоящему вношу свой вклад в общество». А потом, когда вы там некоторое время поработаете, вы решите: «Может быть, супермаркеты людям не так уж и помогают. Я буду больше помогать другим, если устроюсь на работу в офис». Но ничто из этого не решит социальных проблем. Прежде всего вам нужно проверить, откуда вы взяли мысль, что бодхисаттва, будучи коммунистом, может помочь всем живым существам – своим матерям.
Вопрос: Я подумал, что сегодня в мире множество людей страдают от голода и лишены самого необходимого, и если все их силы уходят на поиск пропитания и обеспечение безопасности для своих семей, им будет сложно понять более тонкую сторону явлений, такую, как природа ума.
Лама: Да, я понимаю, о чём вы говорите. Но не забываете, что голодающие, занятые поисками пропитания, и тучные люди, одержимые мыслями о том, что бы ещё купить в супермаркете, по большому счёту, ничем друг от друга не отличаются. Не думайте только о тех, кто испытывает материальную нужду. С точки зрения ума и богатые, и бедные одинаково беспокойны, и на фундаментальном уровне они в равной степени несчастны.
Вопрос: Но Кришна объединил Индию в духовной войне, в дхармической войне, и в результате все люди, жившие в Индии в то время, смогли заниматься духовной практикой. Можем ли мы сейчас донести Дхарму до каждого человека на земле и установить лучшее глобальное общество с помощью чего-то вроде духовного социализма?
Лама: Во-первых, я думаю, что ваши слова потенциально очень опасны. Лишь горстка людей поймёт, о чём речь. В целом, вы не можете утверждать, что действия, которые приносят вред живым существам – нашим матерям — это поступки бодхисаттвы. Буддизм запрещает убивать других живых существ, даже если у вас на это есть якобы религиозные причины. В буддизме нет такого понятия, как священная война. Вам следует это понять. А во-вторых, невозможно сделать всех людей на земле равными насильно. Пока вы не поймёте умы всех существ во всей вселенной и не отбросите себялюбие и привязанность, вы никогда не объедините всех живых существ. Это невозможно.
Вопрос: Я не имел в виду, что всех нужно сделать одинаковыми, конечно, у всех людей разный уровень ума. Но мы могли бы установить всемирное человеческое общество на основе социалистической экономической теории.
Лама: По-моему, вам не стоит об этом переживать. Лучше переживайте об обществе вашего собственного ума. Это гораздо более стоящее и реалистичное занятие, чем строить предположения относительно того, что происходит в мире.
Вопрос: Но разве найти баланс между собственным развитием и служением обществу это не духовная практика?
Лама: Да, вы можете служить обществу, но вы не можете мгновенно сделать так, чтобы все начали вести себя одинаково. Будда хочет, чтобы все живые существа немедленно стали просветлёнными, но наша дурная карма слишком сильна, и мы остаёмся неуправляемыми. Вы не можете взмахнуть волшебной палочкой и сказать: «Хочу, чтобы все были одинаково счастливы», а затем ждать, что это исполнится. Будьте мудры. Только мудрый ум может предложить равенство и покой. Вы не сможете этого сделать, пытаясь под влиянием эмоций оправдать свои поступки или чувства, объясняя их рациональными причинами. И вам следует знать, что коммунистические идеи о том, как лучше всего привести всех живых существ к равенству, очень отличаются от идей Будды. Вы не можете смешивать такие разные представления. Не фантазируйте — будьте реалистом.
Вопрос: Тогда я задам заключительный вопрос: утверждаете ли вы, что создать единое духовное общество на нашей планете невозможно?
Лама: Даже если вы и могли бы это сделать, это не прекратило бы человеческие проблемы. Даже если вы установите единое общество для всех обитателей вселенной, там всё равно останется привязанность, там всё равно останется гнев, там всё равно останется голод. Проблемы заключены внутри каждого человека. Люди отличаются друг от друга, все они разные. Каждому из нас нужны разные методы, соответствующие особенностям нашего характера, складу ума и личным качествам. Каждому из нас необходимы разные подходы, чтобы достичь просветления. Вот почему буддизм полностью принимает существование других традиций и философий. Мы понимаем, что все они необходимы для человеческого развития. Вы не можете сказать, что всем подходит какой-то один образ мыслей. Это просто догматизм.
Вопрос: Что вы можете сказать о наркотиках, расширяющих сознание? Можно ли пережить бардо под воздействием наркотиков?
Лама: Да, это вполне возможно — устройте передозировку, и довольно скоро окажетесь в бардо. Нет, я просто шучу! Пережить бардо с помощью наркотиков совершенно невозможно.
Вопрос: Вы можете читать ауру других людей?
Лама: Нет, но аура есть у всех. Аура — это вибрации. У каждого из нас есть свои собственные ментальные и физические вибрации. Когда вы расстроены, ваше физическое окружение очевидном образом меняется. Все с таким сталкивались. И наука, и буддизм утверждают, что у физической материи есть свои собственные вибрации. Поэтому ментальное состояние человека влияет на вибрацию его тела, что отражается на его ауре. Это самое простое объяснение ауры. Чтобы получить более глубокое понимание, вам нужно понять свой ум. Сначала научитесь читать свой собственный ум, а затем сможете читать умы других.
Вопрос: Как медитация устраняет эмоциональные блоки?
Лама: Множеством разных способов. Один из них заключается в понимании природы ваших эмоций. Благодаря такому пониманию вы можете преобразовать свои эмоции в знание-мудрость. Преобразовывать эмоции с помощью мудрости очень полезно.
Спасибо. Спокойно ночи. Большое вам спасибо.
Окленд, Новая Зеландия
7 июня 1975 года
Источник: https://www.lamayeshe.com/article/chapter/chapter-one-finding-ourselves-through-buddhism
Перевела дост. Тубтен Пелгье, отредактировала Екатерина Карпова.