Досточтимая Сангье Кхандро. Забота о сложных людях
Строфа 4:
Когда бы я ни увидел существ с жестоким характером,
Полных недостатков, с большими трудностями,
Пусть я буду лелеять их, ведь найти их так же трудно,
Как сокровищницу, полную драгоценностей.
В этой строфе говорится о нескольких видах сложных людей: тех, у кого «жестокий характер» (например, коррумпированных политиках или менеджерах высшего звена), и тех, кто страдает от «больших трудностей» (к ним могут относиться жестокие диктаторы, убийцы, гангстеры и продавцы наркотиков). Как наш ум обычно реагирует на таких людей? Способны ли вы смотреть на них с состраданием — или испытываете гнев и осуждаете, или даже желаете, чтобы они страдали? Когда мы сталкиваемся с теми, кто страдает от «больших трудностей» — например, людьми, страдающими от зависимостей, алкоголиками или теми, кто страдает от сильных физических или умственных страданий — нашим терпению и состраданию может быть брошен вызов; вместо того, чтобы помочь, мы можем испытывать дискомфорт и пытаться держаться на расстоянии. Хотя вполне понятно, почему мы испытываем такие чувства, эта строфа советует нам относиться к таким людям как к чрезвычайно дорогим — подобным сокровищнице, полной драгоценностей.
Почему? Относительно просто иметь дело с хорошо воспитанными, добрыми и здоровыми людьми — в их обществе мы даже можем поверить, что преодолели свой гнев и достигли совершенства терпения. Однако когда мы встречаемся со сложными людьми или теми, кто находится в трудных обстоятельствах, наши благие чувства подвергаются испытанию. Такие люди дают нам возможность распознать границы нашего терпения и доброты, и необходимость прилагать больше усилий для взращивания этих качеств.
Для будд и бодхисаттв сложные люди не представляют проблемы. Такие духовно зрелые существа никогда не испытывают по отношению к другим страха или отвращения; ко всем живым существам они ощущают лишь равные любовь и сострадание. Мы также можем научиться сохранять открытость сердца по отношению к самым сложным людям, работая над изменением нашего отношения и восприятия. Один из способов добиться этого — размышлять: «Эти люди желают быть счастливыми и свободными от страданий, как и я. Причина их деструктивного поведения (или беспокоящего облика) — это присутствие в их умах сильных омрачений и неблагих отпечатков. Их поведение и облик — это отражение омрачений и отпечатков, замутняющих их умы. Однако омрачения временны, а не постоянны. Подобно всем существам, эти люди наделены потенциалом обретения просветления, потому что подлинная их природа чиста и блага. Однажды они станут буддами, совершенно свободными от омрачений, которые прямо сейчас вызывают такое множество проблем».
Учения о преобразовании ума советуют нам отделить человека от его омрачений и приписывать неискусное поведение омрачениям, а не человеку. Например, если мы узнаем, что кого-то приговорили за убийство или мошенничество, вместо того, чтобы винить человека, испытывать гнев и осуждение, мы должны обвинить омрачения в его уме — невежество, жадность, ненависть, что угодно — которые побудили его на совершение преступления. Затем нам будет проще быть терпеливыми и добросердечными по отношению к человеку и испытывать сострадательное желание, чтобы он освободился от своих страданий и омрачений.
Также полезно размышлять над тем, что этот человек, возможно, страдает больше, чем другие люди, и поэтому больше нуждается в доброте и сострадании. Как-то раз один тибетский лама посещал в Германии бывший нацистский концлагерь, превращенный в музей. Смотря на изображение солдат, пытающих узника, он сказал: «В каком-то смысле, я испытываю большее сострадание к палачам, чем к жертве». Когда его спросили, почему, он ответил: «Потому что страдание жертвы прекратится довольно быстро, но страдания палачей будут длиться очень долго».
Подобные размышления могут помочь нам преодолеть неблагие чувства по отношению к сложный людям. Мы можем даже почувствовать побуждение протянуть руку помощи тем, кто неуравновешен и нуждается в поддержке. Однако нам также нужно уравновесить свое сострадание мудростью. Мы не всегда способны помочь определенным людям, и попытки это сделать могут быть затруднительны или даже вредоносны. В таких случаях, возможно, мудрее сохранять определенную дистанцию, но при этом все равно поддерживать по отношению к этим людям сострадание и открытость сердца. Возможно, лучшее, что вы можете сделать — оставаться в присутствии этих людей спокойными и умиротворенными. Если вы открыты к практике молитвы, вы можете молиться о том, чтобы эти люди получили требуемую им помощь, и чтобы в будущем, когда придет время, вы смогли помочь им в большей степени. Такое устремление создает причины для того, чтобы наш ум в большей степени стал подобен умам будд и бодхисаттв, дабы в будущем мы смогли принести пользу даже самым сложным людям и ценили их «как сокровищницу, полную драгоценностей».
Из книги досточтимой Сангье Кхандро (Кэтлин Макдоналд) «Пробуждение доброго сердца: как медитировать на сострадании»
Перевод с английского дост. Лобсанг Тенпа