Лама Еше. Важность бодхичитты
Дело в том, что для нас, с буддийской точки зрения, чрезвычайно важно иметь просветленный образ мыслей. Это важно. Без подобного образа мыслей или отношения, преобразующего события нашей повседневной жизни, жизнь кажется катастрофой.
Если вы живете в паре, или даже если вы одинокий человек, вам все равно приходится общаться с другими людьми. Даже если вы отправитесь в Гималаи – и даже там вам придется иметь дело с живыми существами, с людьми. Нет такого места, где вам не пришлось бы общаться с людьми. Поэтому так важно иметь подобный образ мыслей – ведь все действия, хорошие и плохие, зависят от него. Знаете, я не собираюсь говорить об этом, вы и так уже в курсе. Чтобы изменить вашу жизнь, чтобы жить наилучшим образом, крайне необходимо постоянно обладать этим превосходным качеством просветленного образа мыслей, бодхичиттой.
Другой подход вы можете увидеть на Западе, где люди посвящают всю свою жизнь или большую ее часть чувственным удовольствиям, чувственным удовольствиям. Представляете? Понятное дело, западные люди легко впадают в депрессию и совершают самоубийство – ведь смысл и цель их жизни так ограничены. Так ограничены. «Если этот мужчина или эта женщина не могут удовлетворить мои желания, то ничего на земле не имеет ценности». Представляете? Это жизнь, это жизнь. Это абсолютно безучастный, ограниченный ум. Они думают: «Если этот мужчина или эта женщина не удовлетворяют мои желания, то я бесполезен». Это попросту неправда. Существуют миллионы других мужчин и других женщин, но вот такое невротическое отношение, такое ошибочное понимание, такое фанатичное, такие себялюбивые мысли, которые не проникают за эти границы. Видите, жизнь так пуста, так пуста.
Вы поняли, насколько Запад невероятен. Люди так сильно стремятся стать счастливыми, рассматривая материальные вещи с разных точек зрения. «Будет любопытно посмотреть на это вот; а может будет любопытно вот так; возможно, любопытно взглянуть на это вот так; а может быть вот так; или так; или любопытно будет взглянуть вот так» [Лама поворачивается в разных направлениях] Все это не настоящее – представляете? Так, так или так – какая разница? Я имею в виду, что на относительном уровне разница, конечно, есть, но никакого удовлетворения это вам не приносит, ведь правда? Но они все равно так сильно стараются, это невероятно.
Очень полезно осознать реальность западной жизни, или западного образа жизни, проверить исторически. Обещаю, вы будете сильно шокированы. Это не счастливая жизнь; западная жизнь определенно не счастливая жизнь, я могу это утверждать. Извините. Даже если вы думаете, что ваша жизнь счастливая – это неправда. Я не утверждаю, что я проверил всех и каждого и выяснил, что каждый человек несчастлив; этого я не говорю, я просто смотрю на это в целом. Это очень трудная жизнь. И кроме того, у людей в западной самсаре есть некоторый инстинктивный образ мысли. Я не знаю, как это выразить, «инстинктивный» — без самоконтроля, без наблюдения, просто делают что-то, просто крутятся как волчок, просто делают что-то бессознательно, накручивая себя. Меня это очень пугает. Никакого наблюдения, никакого контроля за тем, что происходит. Это опасно.
Я вижу, как западные люди начинают медитировать, начинают наблюдать за своим умом и задумываются: «Что со мной творилось всё это время?». В какой-то момент они прямо сходят с ума. Почему? Потому что они просто крутились и вертелись, вот так, потом вдруг [Лама крутит палец в воздухе и внезапно поднимает его к своим глазам, показывая, что люди сначала кружатся, пока они внезапно не увидят себя впервые], и у них нервный шок. И от медитации им становится не лучше, а хуже. Но гораздо лучше задаться вопросом на минутку, вот так вот остановиться, чем просто кружиться и вертеться; вы не становитесь от этого хуже.
Так что это хорошо – научиться менять такое инстинктивное поведение, чтобы преобразовать западный образ жизни. Этот инстинктивный образ мыслей приводит к определенным действиям. Любое движение тела или речи являются результатом умственных привычек. Чтобы всё это изменить, вам нужно приложить немало усилий, наблюдения и проникновения в мотивацию.
Я хочу сказать, что для нас важно устремление или цель заглянуть за пределы чувственных удовольствий. Мы можем подумать философски: «Ну хорошо, сегодня я не получу шоколада. Я не умру от этого. Ок. Я не получу шоколада. Ну, я не умру из-за этого. У меня могут быть другие удовольствия. Я могу съесть мюсли». Или вы можете думать: «Мой парень бросил меня. Ну, это всего лишь один мужчина. Ок. Он исчез, но их так много. И если я подожду, может быть что-то еще произойдёт». Вместо того, чтобы быть такими упёртыми, чтобы тянуть себя к самоубийству, это так опасно. Это не значит, я не говорю, что вам не стоит иметь дела с мирскими удовольствиями. Вы можете получать удовольствие, но надо помнить, что это удовольствие не единственное, что вам не следует цепляться за него таким невротическим способом. Это удовольствие имеет временный характер – приходит, уходит, приходит, уходит.
Это учение было дано Ламой Еше во время передачи обетов бодхисаттвы в Институте Ченрезига, Австралия, 14 сентября 1979 года. Под редакцией Николаса Рибуша. Чтобы продолжить чтение этого учения, посетите наш сайт по ссылке.
Перевод Ольга Ускова.
Лама Тубтен Еше
Ченрезиг Институт, Австралия (Архив №072)