Линг Ринпоче о бодхичитте.
В учении сказано: «Всё счастье мира рождается из заботы о других; все страдания рождаются из заботы о себе». Почему так происходит? Из заботы о себе рождается желание продвигать себя вперёд любой ценой, за счёт других. Это становится причиной всех убийств, краж, всей нетерпимости и тому подобных явлений, которые мы видим вокруг. Мало того что эти негативные действия разрушают наше счастье уже в этой жизни, они сажают в поток нашего сознания кармические семена будущих перерождений в мирах, переполненных страданиями: в аду, в мире голодных духов и в мире животных. Себялюбие повинно во всех конфликтах – от семейных ссор до мировых войн, и за всю негативную карму, которая при этом создаётся.
А каковы результаты заботы о других? Если мы заботимся о других, то мы им не вредим и не убиваем их, а это приводит и к продлению нашей собственной жизни. Когда мы заботимся о других, мы открыты по отношению к ним, мы сопереживаем им и проявляем по отношению к ним щедрость, и это становится кармической причиной нашего будущего благосостояния. Если мы заботимся о других, то даже когда кто-то вредит нам и создаёт проблемы, мы продолжаем пребывать в состоянии любви и терпимости, а это становится кармической причиной нашего будущего рождения в прекрасном теле. Короче говоря, причина всех благоприятных явлений в нашей жизни – в той карме, которую мы создали, заботясь о других. Забота о других сама по себе приносит радость и гармонию, и, кроме того, она становится причиной достижения нирваны и состояния будды.
Каким образом? Чтобы достичь нирваны, или индивидуального освобождения, необходимо преуспеть в трёх высоких дисциплинах: морали, медитации и мудрости. Первая из этих трёх наиболее важна, потому что она является основой для успеха в двух других. Основной принцип морали – избегать любых действий, которые могут кому-то навредить. Если мы будем заботиться о других больше, чем о себе, то этот принцип вовсе не покажется нам трудным. Наш ум будет спокойным и умиротворённым, а это как раз и необходимо для совершенствования в медитации и мудрости.
Если посмотреть на это с другой стороны, то забота о других – это благородная и единственно правильная жизненная позиция. Всё, что мы получаем в этой жизни, приходит к нам – прямо или косвенно – благодаря доброте окружающих. Мы покупаем в магазине еду, которую кто-то вырастил и приготовил; одежда, которую мы носим, и дом, в котором мы живём, существуют благодаря тому, что кто-то их сшил или построил. А в достижении нашей главной цели – нирваны и состояния будды – мы полностью зависим от других; если бы их не было, то мы не могли бы медитировать на любви и сострадании и, следовательно, у нас бы не было никакого духовного опыта.
Все наставления по медитации, которые мы получаем, были получены от Будды благодаря доброте живых существ. Будда учил только для того, чтобы принести благо живым существам. Если бы не было живых существ, то он бы не стал учить. Следовательно, говорит Шантидева в «Бодхичарья-аватаре», живые существа в доброте своей равны буддам. Часто люди делают ошибку: выражают буддам почтение и преданность, а к живым существам питают неприязнь. Мы должны ценить живых существ столь же высоко, как мы ценим будд.
Если мы посмотрим на те проявления мира и гармонии, которые мы встречаем в жизни, то увидим, что их причина есть не что иное, как забота обо всех на самом глобальном уровне. Причина несчастья и дисгармонии – в себялюбии.
Было время, когда Будда был обычным человеком, как мы с вами. Но потом он поборол себялюбие и заменил его на безграничную заботу о других, встав на путь, ведущий к просветлению. Из-за того что мы вечно цепляемся за эгоцентричное состояние ума, мы так и остаёмся в сансаре, не принося пользы ни себе, ни другим.
В одной из «Джатак» – историй о прошлых жизнях Будды – рассказывается о том, как однажды Будда был огромной черепахой, и, пожалев людей, попавших в кораблекрушение, он перевозил их на своей спине на берег. В конце концов он настолько выбился из сил, что, добравшись до берега, потерял сознание. В этот момент на него набросилось полчище муравьёв. От их укусов он вскоре пришёл в себя и проснулся. Тут он понял, что, если он пошевелится, он неминуемо убьёт бесчисленное количество живых созданий. И он так и не шелохнулся, отдав своё тело на съедение насекомым. Вот до какой степени Будда заботился о живых существах! Во многих «Джатаках» можно найти похожие истории из прошлых жизней Будды, демонстрирующие важность заботы о других. В «Древе, исполняющем желания» – 108 таких историй.
По существу, себялюбие – это причина всех неприятных переживаний, а забота о других – причина счастья. Все страдания – как в низших, так и в высших мирах, все помехи на пути практики и даже тончайшие омрачения в нирване – происходят из-за себялюбия, в то время как всё счастье этой жизни и будущих рождений становится возможным благодаря заботе о других.
Его Святейшество Линг Ринпоче, “Зарождение бодхичитты”