Ганден Тендар Линг
Москва, Павловская ул., д.18
info@fpmt.ru
  • Новости
    • Новости
    • COVID-19
    • Расписание
    • Наш канал YouTube
  • О нас
    • О центре
    • Впервые у нас?
    • Наши учителя
    • Наши правила
    • Структура управления центра
    • ФПМТ в России и в мире
    • Контакты
  • Обучение
    • Программы
    • О буддизме
    • F.A.Q.
  • Практики
    • Практики в центре
    • Каталог молитв
    • Ежедневные практики
    • Обеты
    • Очистительные практики
    • Предварительные практики /НЁНДРО/
    • Практика Ца-Ца
    • Практики божеств
    • Помощь животным
  • Библиотека
    • Последние публикации
    • Учения
    • Коренные тексты
    • О медитации
    • Видео и аудио архивы
    • Получить книгу
  • Наши книги
    • Об издательстве
    • Изданные книги
    • Наши планы
    • Получить книгу
  • Как помочь
    • Подношение и спонсорство
    • Проекты центра
    • Волонтерство
    • Помощь дому престарелых
    • Молитвенная помощь
    • Польза щедрости
Пожертвования
Главная / Подборка материалов / Учителя / Е.С. Далай-лама / Е.С. Далай-лама о причине страданий

Е.С. Далай-лама о причине страданий

22 Март, 2021
Для всех уровней понимания, Е.С. Далай-лама, Начинающим изучение, Продолжающим изучение
0

Буддисты утверждают, что нет никакого внешнего творца и что даже Будда, хоть он и высшее существо, не в состоянии никого сотворить: это не в его власти. Тогда что есть причина страданий?

Собственно, главная причина – это ум. Ум, находящийся во власти таких негативных состояний, как гнев, привязанность, зависть и т. д., и является главной причиной рождения и всех остальных проблем. Однако нет никакой возможности остановить ум, прервать поток сознания как таковой. Более того, в самом уме на глубинном уровне нет ничего изначально плохого; он просто попал под влияние негативных состояний. Следовательно, вопрос в том, можем ли мы справиться с гневом, привязанностью и другими беспокойными негативными состояниями ума, и можем ли научиться управлять ими или нет? Если да, то наш ум останется чистым и будет свободен от причин страдания.

Мы подошли к разговору о беспокойных негативных состояниях ума – о заблуждениях, которые являются ментальными факторами. Есть много разных вариантов рассмотрения и объяснения характеристик ума, но в целом сам по себе ум – это нечто,
характеризующееся ясностью и осознанностью. Когда мы говорим о беспокойных состояниях – таких как гнев и привязанность, то надо понять, каким образом они имеют возможность воздействовать на ум и засорять его; какова их природа? Рассуждая так, мы можем найти причину страданий.

Если спросить, откуда берутся привязанность и гнев, то мы увидим, что они неминуемо вырастают из цепляния за уверенность в истинности и реальности вещей. Когда, например, мы на что-то злимся, мы чувствуем, что объект нашего гнева – это нечто крепкое, подлинное и непридуманное и что мы сами – тоже нечто монолитное и «имеющее место». До того, как в нас вспыхнет злоба, объект выглядит вполне обычно, но, как только наш ум оказывается охвачен злобой, объект начинает казаться уродливым, отталкивающим, вызывающим отвращение. Этот объект, который злит нас до такой степени, что «глаза бы на него не смотрели», начинает будто бы действительно существовать в таком качестве: как нечто прочное, существующее независимо от нас и крайне непривлекательное. И этот «действительно ужасный» образ подпитывает нашу злобу. Но, когда мы увидим этот же самый объект на следующий день, когда гнев уляжется, он покажется нам более симпатичным, чем накануне. Вроде бы тот же объект, но он уже не выглядит так ужасно. Этот пример показывает, как злоба и привязанность возникают из цепляния за мнимую реальность и непридуманность вещей.

В философских текстах школы Срединного Пути (мадхьямака) утверждается, что корень всех беспокойных негативных состояний ума – цепляние за подлинное существование и что именно оно помогает этим состояниям возникать и развиваться; близорукое неведение, при котором мы держимся за якобы реально и независимо существующие вещи, – базовый источник всех страданий. Основываясь на этом цеплянии за подлинное существование, в нашем уме раскручиваются всевозможные беспокойные негативные состояния, и мы создаём негативную карму.

В своём «Вступлении на Срединный Путь» (Мадхьямака-аватара) великий индийский мудрец Чандракирти пишет, что всё начинается с привязанности к своему Я, из которой вырастает привязанность к вещам, которые обозначаются как «мои». Прежде всего возникает весомое, прочное и независимое Я; оно очень большое – больше, чем
что-либо другое. Это фундамент. На нём постепенно выстраивается «это моё, и это моё, и это тоже моё». Затем – «мы, мы, мы». Далее – раз «мы» собрались вместе и заняли свою позицию, появляются «они, наши враги». По отношению к Я и «моё» «мы» чувствуем привязанность. По отношению к «нему», к «ней» и к «ним» «мы» ощущаем дистанцию и ненависть, а из этого вырастают зависть и чувство конкуренции. В конце концов, проблема в этом «ощущении себя» – это не само Я, а одержимость этим Я. Эта одержимость и становится основой для гнева и раздражения, для грубых слов и для всех физических способов демонстрации неприязни и ненависти.

Все эти негативные действия, производимые телом, речью и умом, аккумулируют плохую карму. Убийство, обман и прочие подобные деяния также являются результатом негативной мотивации. Первый этап – исключительно ментальный. На втором этапе негативные состояния ума выражаются в действиях; так создаётся карма. Вся атмосфера сразу же портится. Вокруг человека, источающего гнев, атмосфера становится напряжённой, люди ощущают тяжесть. Если кто-то впадает в ярость, спокойные люди просто стараются избегать такого человека. Впоследствии тот, кто пребывал в ярости, начинает чувствовать неловкость и стыд за весь тот дикий абсурд, который он наговорил в тот момент, когда ему в голову лезло невесть что. Ведь когда вы злитесь, то логике и рассудку не остаётся места. Вы становитесь буквально сумасшедшим. Потом, когда ваш ум приходит в нормальное состояние, вам становится стыдно. В гневе и привязанности нет абсолютно ничего хорошего; ничего полезного из них извлечь нельзя. Эти эмоции бывает трудно контролировать, но любой человек в состоянии понять, что в этом нет ничего хорошего.

Его Святейшество Далай-лама, “Четыре благородные истины”

Категория:
страдание
Поделиться :
Предыдущий Пост
Следующий пост

Похожие публикации

Е.С. Далай-лама о прибежище и карме
26 Март, 2021
Михаил
Для всех уровней понимания, Е.С. Далай-лама, Начинающим изучение, Продолжающим изучение
0
Геше Лхундруп Сопа о причине страданий
19 Март, 2021
Михаил
Для всех уровней понимания, Начинающим изучение, Продолжающим изучение
0
Следование вожделению.
12 Март, 2021
Михаил
Для всех уровней понимания, Лама Сопа Ринпоче, Переводы
0
Выбрать рубрику
Метки
видео (115) аудио (88) Открытие Буддизма (29) расшифровка (25) пустотность (пустота) (21) духовный учитель (18) праздники (17) смерть (16) бодхичитта (15) ретрит (15) Лоджонг (14) гуру (14) интервью (13) книга (13) четыре благородные истины (11) калачакра (11) совет (10) дни преумножения (10) природа ума (9) карма (9) сансара (8) дни чудес (8) Сага Дава (8) нёндро (8) Лосар (7) аналитическая медитация (7) коронавирус COVID-19 (7) страдание (7) как медитировать (6) Далай-лама (6) дост. Сангье Кхандро (6) три основы пути (5) сам себе психолог (5) дхарма (5) восемь обетов (4) Лхабаб Дучен (4) Дагри Ринпоче (4) очистительные практики (4) садхана (4) отречение (4) восемь строф (4) подношения (4) монашество (3) предварительные практики (3) равностность (3) Шаматха (3) схемы ламрима (3) ганден лхагьяма (3) ум и его потенциал (3) нирвана (3) мудрость (3) тренировка ума (3) групповая практика (2) практика сорадования (2) Чокор Дючен (2) природа Будды (2) Чакрасамвара (2) конфликт (2) нравственность (2) дни Будды (2) сутра золотистого света (2) Янгси Ринпоче (2) сострадание (2) двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения (2) памятка (2) Копан (2) сутра сердца (2) Праджняпарамита (2) расставание с четырьмя привязанностями (2) сенгхе дра (2) Тибет (2) четыре безмерных (2) Сингханада (2) депрессия (2) лама Чопа (2) утренние практики (2) взаимозависимость (2) Амитаюс (2) посвящение (2) йога сна (1) бардо (1) непостоянство (1) тысячерукий Авалокитешвара (1) четырехрукий Авалокитешвара (1) сосредоточение (1) символизм (1) Сангва Гьячен (1) омовение (1)