Лама Сопа Ринпоче о равностности
Будда сказал: «В прошлых жизнях я много раз убивал вас всех, а вы убивали меня. Так почему же мы теперь должны быть привязаны друг к другу?»
Чандракирти сказал: «Это так глупо – отражать атаку врага, причиняя ему зло, и надеяться таким образом окончить битву! Ведь такая форма «обороны» сама по себе становится источником новых страданий». Поэтому нет смысла отвечать злом на зло.
Враг – это тренажёр для развития терпения. Он помогает мне преодолеть в себе злобу. Как же можно ненавидеть этого врага, если он приносит мир в мой ум!
Враг бесконечно ценнее, чем любое материальное имущество. Он – источник моего прошлого, теперешнего и будущего счастья. Я ни в коем случае не должен ненавидеть его. Я должен быть готов отдать всё, что имею, ради его блага.
Враг – это предмет первейшей необходимости. Это источник, в котором черпают силы для достижения просветления все существа, в том числе и я. Враг – это моё главное богатство. Ради него я готов пожертвовать жизнью.
Враг, причиняющий мне зло (физически или ментально), находится во власти своего омрачённого ума. Он как палка, которую кто-то взял в руки, чтобы меня побить. Нет причин злиться на него и отвечать ударом на удар. Это не его вина. Меня побили палкой, и теперь мне больно, но ведь не палка же виновата в этом! Отныне и навсегда: я ни в коем случае не должен испытывать ненависть к врагам и не должен причинять зло ни им, ни каким-либо другим существам.
Если бы я обладал всеведением, я бы увидел, что, причиняя зло другим по причине ненависти, я на самом деле причиняю зло себе. Ясно, что я должен перестать причинять зло кому бы то ни было.
Ко всем живым существам, включая моих врагов, Будда испытывает сострадание. Бесчисленные будды относятся к врагам и к любым другим существам как к самым близким и любят их всем сердцем. Поэтому причинить кому-либо даже малейшее зло – это значит причинить зло всем буддам.
Будда всегда считает, что любые существа, в том числе и враги, гораздо важнее, чем он сам. Чтобы бездумно нанести вред другому существу ради собственного блага, надо обладать поистине каменным сердцем.
Враги и все остальные существа бессчётное число раз были моими матерями. Святые тело, речь и ум всех бесчисленных будд – это слуги всех живых существ, в том числе и врагов. Поэтому я никогда больше не должен обижать ни одно существо.
Мой настоящий враг – неведение, живущее в моём уме. Уничтожить внешнего врага, вместо того чтобы уничтожить собственное неведение, – это всё равно что убить лучшего друга, по ошибке приняв его за врага. Я не должен уничтожать внешних врагов, зато обязан уничтожить внутреннего, потому что именно он виноват во всех моих бедах.
Преуспев в медитации, воспитывающей уравновешенность, и достигнув высочайшего уровня духовной реализации, ни один бодхисаттва не видит врага ни в одном из живых существ, пусть даже все существа на свете соберутся и набросятся на него.
Враг – это просто концепция, сфабрикованная моей ненавистью, а друг и незнакомец – концепции, сфабрикованные, соответственно, моей привязанностью и моим неведением. Я не должен доверять искажённому восприятию, возникшему под воздействием негативных состояний ума.
Если я посмотрю глазами мудрости, я нигде не обнаружу ни друга – продукт моей привязанности, ни врага – продукт моей ненависти: ни в их телах, ни где-либо в другом месте. Мудрость подсказывает мне, что это не более чем названия.
Эти три объекта – друг, враг и незнакомец – выдумка. Они получили неправильные названия, и произошло это по каким-то сиюминутным причинам. Те, кого я сейчас называю друзьями, врагами и незнакомцами, далеко не всегда были мне друзьями, врагами и незнакомцами во всех моих бесчисленных прошлых жизнях. Даже тот, кто был моим врагом год назад, теперь стал мне другом, а мой вчерашний друг может уже сегодня превратиться во врага. Всё это может радикально меняться на протяжении часа, и, вообще-то говоря, именно так оно и происходит из-за нашей привязанности к таким явлениям, как еда, вещи, репутация…
В одном тексте говорится: «Если ты попробуешь хотя бы на одну минуту отнестись к врагу как к другу и помочь ему в чём-то, он станет твоим другом. Если ты проявишь к другу враждебное отношение, то случится обратное. Поэтому мудрые, понимая, сколь непостоянны по природе своей любые временные отношения, никогда не привязываются ни к еде, ни к вещам, ни к репутации».
Будда сказал: «В следующей жизни отец и сын поменяются местами, мать станет женой, враг – другом. Всё всегда меняется. В циклическом бытии нет ничего раз и навсегда определённого».
Поэтому нет причин для того, чтобы привязываться к друзьям и ненавидеть врагов.
Если бы продиктованная неведением концепция Я была истинной и если бы такое Я воспринимало объекты в их истинном виде, то эти три фигуры, обозначенные как «друг», «враг» и «незнакомец», существовали бы в таком качестве с безначальных времён и по сей день и продолжили бы существовать в таком же качестве вплоть до просветления и даже после него. Но это лишило бы смысла всю концепцию просветления, поскольку высший просветлённый ум будды абсолютно свободен от заблуждений и отпечатков, которые и становятся причиной деления существ на категории.
Ведомый состраданием, Будда научил нас медитации, воспитывающей уравновешенность, чтобы и я тоже смог освободиться от заблуждений, отпечатков в сознании, а также от продиктованной неведением привычки делить всех на категории. Эти концептуальные образы – «друг», «враг», «незнакомец» – выдумки, потому что они основаны исключительно на иллюзии. Ведь Я не существует!
Лама Сопа Ринпоче, “Равное отношение ко всем”