Алекс Берзин. Интеграция жизни. Часть 1 (видео, аудио и расшифровка)
Теория. — Личность в западной психологии. — Личность в буддизме. — Развитие здорового ощущения себя. — Интеграция различных аспектов нашей жизни. — Вопросы и ответы.
Аудио: Алекс Берзин. Метод «Интеграция жизни». Теория. Часть 1
Теория
Это вписывается в общий контекст того, о чём любит рассказывать Его Святейшество Далай-лама. Он всегда говорит о том, что в буддизме есть буддийская наука, буддийская философия и буддийская религия:
- Буддийская психология, или, точнее говоря, буддийская наука, говорит о различных психологических аспектах, о том, как функционирует ум. А также о таких темах, как космология, и других предметах, которые представляют интерес для различных учёных.
- Буддийская философия включает очень высокоразвитую систему логики и очень глубокий анализ реальности, причин и следствий того, как функционирует мир.
- В то время как буддийская религия говорит о различных способах улучшить себя в контексте прошлых и будущих жизней, в контексте кармы, использует ритуалы, молитвы и тому подобное.
И Далай-лама всегда говорит, что в сфере буддийской науки и буддийской философии буддизм многое может миру предложить, многим может принести пользу, причём совершенно в отрыве от буддийской религии, буддизма как религии. И эта система, которую я хотел бы представить сегодня вечером, относится именно к этой категории: это своего рода смесь буддийской науки и буддийской философии. Как таковая эта система может использоваться в терапевтическом контексте – либо в группах, либо самостоятельно. Но не думаю, что её применимость следует ограничивать только людьми, которые сталкиваются с какими-то эмоциональными трудностями. Думаю, пользу она может принести всем.
Личность в западной психологии
В психологии мы говорим о здоровом эго и о раздутом эго. И думаю, мы все согласились бы с тем, что наличие здорового эго – это нечто чрезвычайно важное для того, чтобы справляться с трудностями и вызовами повседневной жизни. При наличии здорового эго у нас позитивное отношение к себе, у нас есть и чувство уверенности в себе, и потому мы способны позитивно разбираться, позитивно справляться с трудностями, возникающими в повседневной жизни. В то время как с раздутым эго, или эго нездоровым, у нас возникают трудности, потому что наши ощущения самих себя не основываются на реалистических воззрениях. Если у нас раздутое эго, мы считаем, что мы всегда правы, что мы важнее других людей, что всё всегда должно быть по-нашему, и это, разумеется, порождает конфликты с другими людьми.
Но у нас может быть много нездоровых представлений о самих себе, которые, возможно, нельзя отнести к категории раздутого эго, например, когда у нас чрезвычайно неблагое представление о самих себе. Это также может принести нам очень большие проблемы в нашем взаимодействии с жизнью, это также нездоровая форма эго.
Личность в буддизме
В буддизме мы очень много говорим о «я», не используя, как правило, термин «эго». Не знаю насчёт русского языка, но в английском языке термин «эго» имеет, как правило, конкретные формулировки, конкретные определения, которые дают различные философские или психологические системы. Поэтому этого термина мы стараемся избегать.
В буддизме мы говорим об условном «я», или условной самости, и о ложном «я». Когда, с буддийской точки зрения, у нас здоровое эго, мы думаем с точки зрения условного, или относительного, «я». Когда же у нас эго раздутое, мы, как объясняет буддизм, мыслим с точки зрения ложного «я», или ложного эго.
Итак, как же в буддизме понимается «я»? Речь идёт о том, что в контексте нашей повседневной жизни нам нужно деконструировать, разобрать каждый момент наших переживаний, нашего опыта. Каждый момент наших переживаний состоит из множества компонентов:
- Обычно у нас присутствуют какие-то чувственные переживания, переживания на уровне органов чувств: мы что-то видим, что-то слышим, испытываем какие-то тактильные ощущения (чувствуем жар, холод, комфорт, дискомфорт и тому подобное), то есть происходит что-то на этом уровне.
- У нас есть некие умственные факторы, которые постоянно присутствуют в той или иной степени, например наше внимание, или сосредоточение, или интерес к чему-то, или усталость, или наше бодрствующее состояние.
- И у нас есть какие-то эмоции, которые сопровождают наши переживания. Это могут быть эмоции позитивные, например любовь, терпение, сострадание, или эмоции неблагого характера, например жадность, гнев и зависть.
- Мы также всегда ощущаем некий уровень счастья или несчастья. Возможно, это не очень сильное ощущение, но оно всегда присутствует.
- И большинство из нас переживают, или поддаются, неким насильственным импульсам, неким понуждениям, которые заставляют нас действовать или говорить определённым образом.
Иногда мы действуем или говорим каким-то осознанным образом, мы чувствуем, что сохраняем над собой контроль, но даже это определяется какими-то факторами, например тем, как мы выросли, средой, которая нас окружает, и так далее. И все эти вещи постоянно изменяются, они изменяются постоянно и с разной скоростью. И это происходит в контексте наших собственных субъективных переживаний – мгновение, за мгновением, за мгновением. И есть целая непрерывность, существует непрерывность этих переживаний, которая продолжается с момента нашего рождения и будет продолжаться до момента нашей смерти.
Как же мы себя с этим соотносим? Как мы это переживаем? Мы переживаем это в контексте «я». Другими словами, в контексте всех этих переживаний мы и обозначаем «я», обозначаем «я» на основе этой непрерывно изменяющейся основы. Но очень интересно, что, когда мы анализируем это «я», есть ли в нём что-то, что всегда оставалось бы неизменным? Если вы, скажем, посмотрите на свою фотографию в совсем детском возрасте, если вы посмотрите на фотографию, где вы изображены младенцем, вы скажете: «Эй, это же я!» Потом посмотрите на свою фотографию в возрасте подростка, скажете: «Это тоже я!» И наконец, взглянете на себя во взрослом возрасте и скажете: «И это я». И можно задаться вопросом о том, что объединяет эти различные фотографии, что именно вы узнаёте в себе? Хотя нет ничего фиксированного, что мы узнавали бы в этих фотографиях и что обозначали бы таким образом, тем не менее, это действительно я: это именно я, а не ты или кто-то иной. Таким образом «я» может обозначаться на основе каждого из мгновений этой непрерывности переживаний или обозначаться на основании всей непрерывности. Если мы рассматриваем это как нечто по-настоящему непрерывно изменяющееся: «Я сейчас делаю это, я сейчас сделаю то, каждое мгновение что-то новое», – то никаких проблем нет. Именно это мы и назвали бы условным «я», именно на этой основе у нас может быть здоровое ощущение самих себя.
Но проблема в том, что, когда мы идентифицируем себя с каким-то фиксированным чувством «я», с каким-то прочным чувством, прочным образом, лишь одним образом во всей этой непрерывности, которая охватывает всю нашу жизнь, мы как бы останавливаем фильм своей собственной жизни и отождествляем себя только с одним кадром или даже с частью одного кадра. И, разумеется, в разное время мы можем идентифицировать себя с разными кадрами, такое, разумеется, случается. Но говоря обычным языком, мы как бы фиксируем себя в рамках определённой, конкретной самости, конкретной идентичности, нашего представления о том, кем мы являемся. Мы можем, например, зафиксироваться на мысли: «Я молодой человек со здоровым, привлекательным телом», которая при этом может не соответствовать нашим реальным переживаниям, и это может нас ввести в некое замешательство. Вы смотрите на себя в зеркало или взвешиваетесь и говорите: «Это не я, я столько весить не могу». Мы можем отождествлять себя со своими деньгами, или со своим интеллектом, или с тем, чем мы заняты: есть множество вещей, с которыми мы можем самоотождествляться.
Думаю, один из самых явных примеров заключается в том, что, когда мы находимся в каких-то отношениях, наше самоотождествление основывается на нашей принадлежности к этой паре. А это лишь одна сцена из всего фильма нашей жизни. Однако затем эти отношения заканчиваются, человек нас бросает, и мы испытываем невероятные страдания. Почему мы невероятно страдаем? Потому что мы всё ещё отождествляем себя, мы всё ещё воспринимаем свою самость как члена этой пары, которой мы больше не являемся. И единственный способ выйти из этого состояния – это получить достаточное количество переживаний после этого разрыва, чтобы на основании этих переживаний сказать: «Вот кем я являюсь». И пока мы не получим достаточное количество переживаний, для того чтобы отождествить себя с ними, считать, соотносить себя с ними, мы всё ещё будем пребывать в ловушке этого ощущения себя членом некой пары.
Развитие здорового ощущения себя
Итак, для того чтобы обладать здоровым эго, или здоровым ощущением «я», нам нужно работать с «я», или, как это называется, «обозначать «я» на основании того, что происходит прямо сейчас, а не застревать в прошлом или в будущем. Это лишь общий принцип. И у нас здесь два технических понятия, два технических термина: одно из них – это «я», а второе – «основа для обозначения». И основой для обозначения этого «я» являются моменты наших переживаний.
Если мы рассмотрим всю непрерывность нашей жизни, то поймём, что мы переживали всё, что происходило в этой непрерывности, и на нас воздействовало всё, что происходило в этой непрерывности, помним ли мы об этом или нет. На нас оказывали влияние все члены нашей семьи, наши родственники, наши друзья. На нас оказывало влияние всё, что происходило с нами в школе, – наши учителя, различные вещи, которым мы научились. На нас воздействовала вся работа, которой мы занимались, все средства донесения информации, все развлечения, с которыми мы сталкивались. А также влияли на нас и все места, в которых нам довелось жить, и все места, которые мы посещали в ходе путешествий. И поэтому наша жизнь, жизнь каждого человека, полна невероятного количества различных влияющих факторов и различных переживаний. И все эти влияющие факторы воздействуют на то, что мы чувствуем, на то, как мы мыслим, на то, как мы ведём себя, на то, как мы говорим. Всё это оказывает на нас влияние. Возможно, не все эти факторы активны каждое мгновение, воздействует на нас каждое мгновение, но существует целая обширная сфера различных переживаний, которые формируют то, кем мы являемся.
Один из источников проблем, с которыми мы сталкиваемся, заключается в том, что мы не осознаём все те вещи, которые воздействуют на наше мышление, на наше поведение, на то, что мы говорим, а также то, что среди тех факторов, которые мы осознаём, с некоторыми мы очень сильно себя отождествляем, при этом отбрасывая все остальные. То есть, есть бессознательное воздействие, которое мы не признаём, а в других ситуациях мы активно отрицаем определённые влияющие факторы.
И весь этот процесс, с которым я хотел бы вас познакомить, процесс интеграции наших переживаний подразумевает целостное отношение к тому, что происходит в нашей жизни. Мы стараемся осознать все те переживания, с которыми сталкивались, и интегрировать их в этой целостной картине. И благодаря этому, по мере того как в нашей жизни будут возникать всё новые и новые переживания, эта целостная основа, но основе которой мы и говорим о «я», будет всё больше и больше расти. И хотя то, что происходит, ограничивается одним только моментом за раз, хотя обозначаем мы «я» на основе текущего момента, всё, что с нами происходило прежде, вся наша жизнь будет в этом также присутствовать.
Есть некоторые терапевтические методы, с которыми я познакомился, в которых мы таким образом стараемся распознать, осознать факторы негативного влияния, которое было на нас оказано, например влияние со стороны наших родителей. И применяя эти методы, мы, например, стараемся составить списки тех вещей, которые мы совершаем подобно нашей матери – тех привычек, которые мы приобрели благодаря своей матери или, наоборот, благодаря своему отцу. Обычно в таких методах упор делается на неблагих факторах влияния, на неблагом влиянии, которое было на нас оказано. Или на каких-то вещах нейтральных: «я люблю, когда у меня дома порядок», или «я люблю выбрасывать вещи», или «я люблю хранить вещи», например, «предпочитаю есть в какое-то конкретное время». Это всё вещи нейтральные.
Однако вещи неблагие, вещи нейтральные – это только часть общей картины. Очень важно также осознавать всё позитивное, что с нами происходило, например благотворное влияние, которое на нас оказали наши родители. И поскольку на нас оказало влияние великое множество факторов, нет смысла ограничивать это только нашими родителями. Мы можем составлять подобные списки для наших, например, братьев и сестёр, наших родственников, наших друзей, нашей школы, нашей профессии и так далее.
Но в людях живёт естественная склонность, естественная потребность в лояльности по отношению к чему-то – лояльность по отношению к своей семье, лояльность по отношению к своей профессии, лояльность по отношению к своему полу и тому подобным вещам. И часто случается такое, что мы подсознательно испытываем лояльность к неблагим аспектам. И, например, если наши родители нам постоянно говорят, что толку от нас нет, то мы начинаем поступать чрезвычайно неблагим образом, для того чтобы доказать: «Да, действительно, толку от меня нет». Но это не очень полезно, не очень полезна эта лояльность по отношению к аспектам неблагим. Разумеется, важно не отрицать эти виды влияния, но толку от жалоб на них нет. Бесполезно винить родителей, винить школу, винить общество во всех тех вещах, которые мы от них унаследовали, в этих неблагих вещах.
Разумеется, это нужно признать. «Действительно, на меня оказали подобное неблагое влияние». То есть мы признаём это, принимаем это, а дальше что? Но суть здесь в том, чтобы на этом не зацикливаться. «Да, на меня оказали влияние эти неблагие аспекты, но я не собираюсь продолжать вектор этого влияния. Вместо этого я хотел бы сделать упор на позитивных аспектах, которые унаследовал». И если мы расставляем акценты таким образом, то у нас возникает чрезвычайно позитивное отношение, возникает чувство благодарности. Вместо того чтобы винить своих родителей и думать: «Вы были ужасными матерью и отцом, вы меня ужасным образом вырастили», – мы начинаем испытывать благодарность и признательность за те благие вещи, которые им удалось осуществить.
Если мы думаем, что родители наши были бестолковыми, то кого рожают бестолковые родители? Бестолковые родители рожают бестолковых детей. И вот так вот мы и думаем. Возможно, это происходит подсознательно, но в нас присутствует эта мысль: «От родителей моих толку не было, потому толку нет и от меня». И разумеется, в силу этого у нас низкий уровень уверенности в себе. Разумеется, есть и исключения, есть люди, которым это удаётся превозмочь, превзойти, но я говорю о том, что происходит чаще всего. Если же мы будем думать о позитивных вещах, которые мы унаследовали от своей семьи, от своих друзей, от своей школы, от своего сообщества, то это позволит нам развить гораздо более позитивное отношение к самим себе, что затем принесёт нам чувство уверенности в себе. И когда у нас появится это чувство уверенности в себе, если мы не будем его раздувать, если мы не начнём думать: «Я такой замечательный» и тому подобное, – это чувство будет составлять здоровое эго, здоровое отношение к самому себе.
Интеграция различных аспектов нашей жизни
Чувство уважения к себе, чувство уверенности в себе – это очень важный фактор. И мы способны научиться развивать это чувство, развивать это ощущение, интегрировать свою собственную жизнь, интегрировать свои переживания, в первую очередь переживания позитивные. Научиться этому можно, рассмотрев различные факторы, различные сферы, которые оказали влияние на нашу жизнь:
- Мы рассматриваем свою семью и своих друзей, и каждого конкретного представителя своей семьи и своих друзей, с детства и до настоящего момента.
- Затем мы также рассматриваем свою родную страну, тот конкретный регион страны, из которого мы происходим, культуру, в которой мы выросли, и, если мы принадлежим к какой-то религиозной системе, эту религию.
- Затем мы можем рассмотреть основные сферы познания, которые мы освоили в своей жизни, виды спорта, которыми мы занимались, потому что для многих людей это сыграло довольно значительную роль.
- Затем наших учителей – тех, от кого мы в этой жизни научились чему-то ценному, учителей как духовных, так и недуховных.
- Затем различных партнёров, с которыми мы состояли в отношениях, и если мы состоим в браке – наших детей. Впрочем, если мы не состоим в браке, то также – наших детей.
- И как я уже упоминал, мы рассматриваем свою семью, ту семью, с которой мы выросли, с которой мы взрослели, затем нашу нынешнюю семью и, наконец, наших близких друзей, в особенности тех представителей этих групп, которые испытывали к нам сильную любовь.
- Возможно, в нашей жизни были также какие-то случаи, которые оказали на нас значительное влияние, например мы попадали в аварии или переживали серьёзные болезни. Эти вещи также могли оставить в нашей жизни значительный отпечаток.
- Различные работы, которыми мы занимались, офисы, в которых мы трудились, люди, которые являлись нашими коллегами, а также та финансовая обстановка, в которой мы находились. Иногда у нас всё было благополучно, а иногда мы сталкивались с трудностями.
Если мы подумаем об этом, то поймём, что есть целый длинный список различных вещей, которые оказали на нас влияние и определили то, каким образом мы сейчас работаем с конкретными вещами, которые перед нами встают. И мы берём каждый из этих факторов, по одному за раз, думаем о неблагом влиянии, которое они на нас оказали, – нам не нужно его отрицать. Но затем решаем, что нет никакого смысла жаловаться по этому поводу, потому что это нам уж точно ничем не поможет. А затем рассматриваем те благие вещи, которые для себя извлекли. И мы рассматриваем их с той точки зрения, что эти вещи важны и они в моей жизни для меня могут быть полезны. Это те вещи, на которых я хотел бы делать упор, к которым я хотел бы испытывать лояльность, вместо того чтобы испытывать бессознательную лояльность по отношению к каким-то неблагим проявлениям.
И мы можем осуществлять этот процесс в контексте некого более значительного, более глобального процесса обучения. И по сути дела, разворачивается эта сессия так. Поначалу, прежде чем мы приступим к этим размышлениям, мы должны успокоить свой ум, потому что важно, очень важно, чтобы ум пребывал в спокойном состоянии и позволил нам всё это продумать. И для этого нам нужно тренироваться в технике, которая, если сформулировать очень просто, называется «отпускание». Мы отпускаем бесконтрольно возникающие мысли и бесконтрольно возникающие чувства, особенно неблагого характера. Потому что, когда мы вспоминаем о неблагих вещах, которые сказались на нас, о каком-то неблагом влиянии со стороны других, нам очень легко зациклиться на неблагих мыслях, на неблагих аспектах какой-то ситуации: «Это было совершенно ужасно, человек этот совершенно ужасный, он мне ужасным образом навредил». И этот внутренний диалог становится таким, что мы не способны установить над ним контроль. В конечном итоге нам, конечно, нужно полностью прекратить этот внутренний диалог, но поначалу мы по крайней мере стараемся его заглушить, для того чтобы обрести способность сосредотачиваться на благих аспектах. Потому что если мы непрерывно думаем о том, как всё ужасно и как этот человек ужасен, то у нас не возникает возможности сосредотачиваться на чём-то благом.
В контексте буддийской практики предлагается множество различных методов для того, чтобы это осуществить. Однако самый простой из них, как я уже говорил, называется отпускание. И для того чтобы его осуществить, вы буквально представляете – как я объясняю это людям, – что вы можете это сравнить со своей рукой, использовать для этого руку, что ваш ум подобен плотно сжатому кулаку, который что-то сжимает. И вы представляете, что отпускаете, расслабляете свой ум, подобно тому как вы расслабляете пальцы и раскрываете этот кулак. И так вы отпускаете эти навязчивые мысли, эти навязчивые эмоции. Разумеется, беспокоящая мысль или беспокоящая эмоция может немедленно вернуться, и поэтому вам нужно этот процесс снова и снова повторять.
Есть и другие методы, которые применить чуть сложнее. Метод, в котором вы рассматриваете свой ум – а под умом мы подразумеваем всю сферу ваших мыслей и эмоций – подобно огромному океану. Эти неблагие мысли подобны волнам на поверхности океана. Однако мы – это весь этот океан, и эти волны не беспокоят глубины океана. Мы не хотим быть подобным лодке, которая находится на поверхности этих волн и которую эти волны беспокоят. Речь также не идёт о том, чтобы быть подводной лодкой, которая немедленно погружается в глубины, чтобы избегнуть этих волн. Образ таков: мы весь океан, и этот огромный океан не тревожат мелкие волны, возникающие на поверхности. Размышляя таким образом, вы можете успокоиться.
Словом, это тот контекст, который важно устанавливать каждый раз, когда мы начинаем какую-то конкретную сессию, и который также мы применяем, когда думаем о неблагих аспектах того, что унаследовали, – применяем для того, чтобы отпустить. «Я постараюсь осознавать это неблагое влияние, которому подвергался, но не позволю ему меня контролировать», – в этом, по сути, и состоит смысл. Потому что я вижу и осознаю, что если буду пребывать под контролем этих неблагих влияющих факторов, то это принесёт мне только несчастье. Следующая мысль, которая у нас должна возникнуть: «Однако я же хочу быть счастливым, все хотят быть счастливыми. Никто не хочет быть несчастным. У меня есть чувства, у меня есть эмоции, как и у всех остальных. И подобно тому, как то, как со мной обращаются другие, воздействуют на то, что я ощущаю, на то, что я переживаю, то, как я сам к себе отношусь, также влияет на мои переживания. И потому, зачем мне разрушать самого себя? Я же ни какой-то дурной человек, мне же не нужно самого себя наказывать, глупо так думать. Потому что страдать от этого буду только я сам. Если я хочу быть счастливым, мне нужно действовать неким благим образом, так, чтобы это принесло мне счастье».
И мы думаем о тех благих вещах, которые обрели благодаря тому, на ком сосредотачиваемся в конкретной сессии, будь то наша мать, наш отец или кто-то иной. И размышляем мы об этом с великой признательностью и великой благодарностью. Мы можем размышлять с точки зрения того, как этот человек напрямую с нами обращался: наши родители заботились о нас, учили нас чему-то, научили нас читать – о чём бы ни шла речь. И мы стараемся распознать что-то также и в самих себе, то есть распознаём благие качества не только в другом человеке, но и думаем о том, что мы сами благодаря этому человеку обрели.
И могли бы мы обрести что-то ещё, что-то большее? Потому что у родителей могло быть множество сторон, множество проявлений, которые не сказались на том, как они напрямую обращались с нами как детьми. Например, то, как родители общались с собственными друзьями, или то, как они действовали, когда осуществляли свои профессиональные обязанности. Они же люди, у них была целая жизнь, а не только та часть жизни, которую они посвятили взаимодействию со мной. Какие же аспекты всей их жизни в целом оказали на меня благое влияние?
Итак, у нас есть признательность, у нас есть уважение к тем благим качествам, которыми обладали другие. При этом мы сохраняем некую долю реализма: разумеется, большинство из наших родителей или друзей не являются святыми. Просто поддерживаем реалистичное отношение к этим людям. Когда мы осуществляем этот процесс, полезно, возможно, иметь фотографию конкретного человека или просто думать о нём, просто представлять его.
И затем мы можем привнести аспект буддийской практики в весь этот процесс – использовать визуализацию, представить, что от человека, с которым мы работали, к нам исходит жёлтый свет, который вдохновляет нас, стимулирует нас на то, чтобы и дальше развивать эти благие качества. Визуализация облегчает процесс взращивания конкретного состояния ума. Если вы хотели бы углубить этот процесс, вы далее можете также представить, что теперь жёлтый свет исходит уже от вас и вдохновляет всех вокруг на то, чтобы и они развивали в себе те же благие качества, вдохновляет ваших детей, ваших коллег, всех остальных людей вокруг.
Потому что, если у нас, например, есть дети, мы, безусловно, не хотим передавать им то неблагое влияние, которое на нас оказали наши родители или наше прошлое. Поэтому мы представляем, что позитивное влияние распространяется и на наших детей.
И когда мы пройдём по всем этим категориям влияющих факторов, которые сказались на нашей жизни: семья, в которой мы выросли, наше образование, наша нынешняя семья, наша профессия, наша страна, наша религия и так далее – тогда нам нужно все эти факторы интегрировать, объединить, сделать чем-то целостным.
И тогда вы начинаете соединять эти аспекты в пары, например представляете свою мать и своего отца после того, как проработали их поодиночке. И вы представляете, что к вам приходит нечто, что пробуждает в вас целостное эмоциональное переживание, ощущение того влияния, которое они оба на вас оказали.
И таким образом прорабатываете свою жизнь:
ваши братья и сёстры, с которыми вы выросли, ваши друзья, то, что происходило с вами в школе, и так далее – всё что происходило по мере того, как ваша жизнь продвигалась.
Какие позитивные качества мы, например, приобрели благодаря тому, что в школе изучали математику? Было ли какое-то, хоть какое-то позитивное влияние, которое сказалось на нас, помимо тех вещей, которые мы прямо сейчас используем в том, чем занимаемся? Было ли какое-то позитивное влияние со стороны этих факторов?
Другими словами, мы взращиваем ощущение, которое позволит нам избавиться от мысли о том, что что-то в нашей жизни было растрачено бездарно, что всю свою жизнь мы растратили бездарно. Потому что никакой аспект нашей жизни не был растратой. Из любой ситуации, из любого фактора мы что-то, какую-то пользу для себя могли извлечь, и мы извлекали эту пользу.
Потому что даже на основе самых затруднительных ситуаций в нашей жизни мы чему-то научились, мы в какой-то степени выросли.
Мы пробились сквозь какую-то затруднительную ситуацию, и это дало нам достаточно сил для того, чтобы позже справиться с другими проблемами, с которыми мы столкнулись. Так что эта ситуация, исходная ситуация оказала в нашей жизни определённое позитивное влияние.
И смысл этих упражнений в том, чтобы обрести целостное представление о себе, о своих переживаниях, и, как я уже говорил вначале, начать обозначать своё «я» на основе всей этой совокупности.
И поэтому мы хотим создать предельно обширную основу для обозначения своего «я», предельно обширную основу из переживаний, с которыми мы в жизни столкнулись. И хотя в этой основе и были определённые неблагие моменты, неблагие аспекты, на них сосредотачиваться мне смысла нет: я стремлюсь сосредоточиться на аспектах благих.
Мы можем подходить к этому очень формально, вести списки.
Вы можете составлять такие списки и думать:
- «Сейчас я буду размышлять о том, что я унаследовал от своей матери, сейчас я буду размышлять о том, что я унаследовал от своего отца».
- Или, если вы родились в соответствующий период: «Сейчас я буду размышлять над тем влиянием, которое на меня оказала ситуация в Советском Союзе, то, что я взрослел, рос в Советском Союзе», – и так далее.
- [«Как влияет на меня нынешняя экономическая ситуация»].
Таким образом вы продвигаетесь по этим аспектам. И если это помогает вам быть более организованными, вы можете составлять такие списки, в каком-то смысле выполнять домашнюю работу. Это часть того процесса, который, попросту говоря, называется знакомством с самим собой, вы знакомитесь с собой. И тогда вы способны отличить то, что было благотворным, от неблаготворного, то, на чём вы хотите сделать упор, от того, роль чего вы хотели бы уменьшить. Итак, целостное воззрение.
Итак, я думаю, что это достаточно подробное объяснение, которым мы ограничимся сегодня. Завтра мы попытаемся выполнить некоторые из этих упражнений. Но, возможно, сегодня у вас возникли какие-то вопросы по теории. И должен сделать чистосердечное признание: я не клинический психолог, я не работаю с другими людьми в таком терапевтическом ключе. Но думаю, подобная система может с пользой использоваться в подобной обстановке, в обстановке некой формальной терапии.
Вопросы и ответы
Любые вопросы или комментарии?
Участник: В качестве одного из постулатов вы сказали о том, что все желают достичь счастья, и дальше разворачивалась остальная логика. Откуда берётся этот постулат?
Алекс: Аксиома о том, что все желают достичь счастья и никто не желает страдать – это основополагающая аксиома, на которой зиждется всё буддийское учение. Но если вы над ней поразмыслите, то увидите, что в ней действительно сокрыт хоть какой-то смысл. Буддийские тексты дают такое определение счастья: это ощущение, которое, когда оно возникло, вы хотите продолжать, с которым вы не хотите расставаться. А несчастье – это переживание, которое, когда оно возникло, вы хотите прекратить, от которого вы хотите освободиться.
Итак, весь инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения своего рода, инстинкт, подталкивающий нас размножаться, и так далее – это всё иллюстрации этого принципа. Тот факт, что вы желаете продолжать, показывает, доказывает, что вы желаете испытывать счастье, потому что счастье и состоит в том, чтобы продолжаться. И это, собственно, весь вектор роста, который мы, например, видим в растениях и вообще повсюду – устремление к тому, чтобы расти, продолжать. И это в качестве основополагающей аксиомы вытекает из биологии.
Примечательно, что вы, например, можете захотеть себя как-то наказать, причинить себе несчастье и, например, можете тогда засунуть руку в огонь. Но для того, чтобы сделать это, вам придётся перебороть свой собственный инстинкт, вам непрерывно придётся бороться с инстинктом самосохранения, который вас побуждает руку вытащить. И также, если вы хотите утопиться и погружаете голову под воду, вам также приходится бороться с инстинктом, потому что инстинкт вас побуждает выйти из воды.
Участник: Правильно ли я понимаю, что вы рассматриваете эту методику интеграции жизни в качестве одного из этапов работы над собой, или это можно применять в каких-то критических жизненных ситуациях?
Алекс: Думаю, этот метод может использоваться и в первом, и во втором контексте. Думаю, вам известно, что именно так мы в буддизме и осуществляем свою тренировку. Мы тренируемся в некой контролируемой ситуации, учимся в контролируемой ситуации справляться с какими-то возникающими обстоятельствами, и это называется медитацией. Но затем мы должны уметь применять развитые навыки в критических ситуациях, которые возникают. Например, возникает какая-то критическая ситуация, и у нас возникает некая фиксированное, ограниченное чувство самоотождествления себя с этой ситуацией, и мы начинаем испытывать жалость к себе, думать: «Бедный я», – впадаем в депрессию. И если мы прошли подобную тренировку, подобную подготовку, то думаем: «Но ведь моя жизнь – это целая сфера, целый спектр всевозможных переживаний, и этот эпизод, который я сейчас переживаю, – это лишь один аспект». И поэтому в этом контексте большей сферы, которую составляет наша жизнь, этот конкретный эпизод не так уж и значим.
Мы осознаём, что иногда в жизни всё идёт хорошо, а иногда – не слишком. И поэтому нет ничего особенного в ситуациях, опять же, в которых всё хорошо или в которых всё не слишком хорошо. И поэтому мы не раздуваем этот аспект, мы не вырезаем только один какой-то образ, с которым начали бы себя отождествлять.
И это полезно с точки зрения не только нашей, но и других существ. Мы склонны думать, что, если у нас есть близкий друг, или любимый человек, или член семьи, мы для них являемся в жизни единственным. И поэтому они всегда должны быть доступны, когда я хочу к ним обратиться, они всегда должны представать перед моими очами в некоем бодром состоянии. И теряем из виду тот факт, что у них есть и другие друзья и что у них в жизни происходят и другие вещи; что на нас всё не ограничивается. И тогда, когда они нам не звонят, мы не думаем, что они перестали нас любить, что они нас не любят. Потому что, возможно, у них в жизни происходит что-то другое, возможно, они общаются с кем-то другим, у них в жизни многое протекает. Другими словами, используя буддийскую терминологию, нам нужно расширить основу для обозначения не только себя, но и других,
не ограничиваться каким-то маленьким аспектом, не фиксироваться на нём.
Участник: Вопрос о том, есть ли в контексте нашего «я» некое ядро, которое остаётся неизменным по мере того, как мы продвигаемся по жизни, или, всё же, всё непрерывно изменяется мгновение за мгновением?
Алекс: С буддийской точки зрения нет ничего прочного, обнаружимого и фиксированного, что продвигалось бы из мгновения в мгновение, подобно, например, чемодану, который на ленте конвейера продвигается вперёд. Тем не менее, существует индивидуальность и существует непрерывность. А если вы зададитесь вопросом: «А почему я – это я, а не ты?», – то будет очень сложно обнаружить внутри что-то обнаружимое, что сделало бы меня мной, а не тобой.
Все клетки в нашем теле изменились по ходу нашей жизни. Безусловно, изменились наши мысли и эмоции. То, чему мы научились, наши познания, всё это изменилось за нашу жизнь. Даже ДНК состоит из молекул, молекулы из атомов, атомы – из ещё более мелких частиц, и всё это там непрерывно движется, так что в конечном итоге что остаётся-то? Однако есть продолженность.
Аналогия, которую я обычно привожу, – это кинофильм. Кинофильм, например «Звёздные войны», – это не какой-то один момент. Там множество моментов. То есть мы говорим не о пластиковой плёнке, например, или о каком-то цифровом носителе, а о том фильме, который вы, собственно, видите. Мгновение за мгновением он изменяется. Там есть сюжет, так что какая-то непрерывность происходящего сохраняется, но нет в каждом мгновении чего-то, что подобно печати подтверждало бы: это кадр из «Звёздных войн». Однако в каждое мгновение можно сказать: «Я смотрю именно “Звёздные войны”, а не какой-то другой фильм». Однако что такое «Звёздные войны»? Это не название «Звёздные войны». Название – это лишь название. Однако название относится к этому фильму, который происходит мгновение, за мгновением, за мгновением. Таким образом, нет ничего обнаружимого, фиксированного, что делало бы этот фильм «Звёздными войнами». Но ему присуща индивидуальность и присуща непрерывность. И если бы мы хотели упомянуть этот фильм, то упомянули бы его как «Звёздные войны». Подобным образом.
Участник: Но у «Звёздных войн» есть начало.
Алекс: У «Звёздных войн» есть начало и конец, так что это лишь аналогия, а не точное описание. Кроме того, мы здесь говорим только в категориях буддийской науки и буддийской философии, того, что я бы назвал «Дхармой-лайт», то есть не упоминаем здесь прошлые и будущие жизни. Но если вы хотели бы расширить объяснение, то мы, безусловно, стали бы говорить о влияниях из прошлой жизни. Как, например, в моём случае: абсолютно никакого влияния со стороны моей семьи и абсолютно никакой информации со стороны моей семьи не поступало, но во мне всегда был совершенно необъяснимый интерес к буддизму и азиатской культуре. Откуда это пришло? И тогда никакого объяснения, помимо влияния из прошлых, жизней нет. Тогда можно привнести сюда и этот фактор, если вы хотите об этом рассуждать в более обширном, буддийском ключе.
При желании можно сюда и астрологию привнести: различные затруднительные конфигурации в моём гороскопе, различные гармоничные сочетания – можно и об этом также говорить, это ведь часть общей картины.
Участник: В начале лекции говорилось о «я» и об основе для обозначения «я». И когда я работаю с событиями своей прошлой жизни, вспоминая то, что со мной происходило на предыдущем этапе моей жизни, я думаю, например, о влиянии, которое оказывалось на моего отца, или о влиянии, которое оказывалось на меня, думаю о благих и неблагих сторонах. Но что делать с основой для обозначения, которая у меня существовала тогда? Должен ли я в это общее рассмотрение привносить ту основу для обозначения, то самое восприятие, которое у меня было, когда я был ребёнком, потому что оно отличается от того, которое у меня есть сейчас? С какой из этих сторон важнее рассматривать влияние?
Алекс: Смысл в том, чтобы не отождествлять, не ограничиваться отождествлением себя только с той основой для обозначения «я», которая у нас присутствовала на каком-то определённом этапе жизни. То есть, подобно фильму «Звёздные войны», который является «Звёздными войнами» в силу всей своей целостности, мы также – не только какой-то отдельный кадр, мы – вся эта непрерывность. То есть, когда я был младенцем, я не умел читать и писать, а сейчас я умею читать и писать. И с моей стороны правильно не фиксироваться на том, что я тогда не умел читать и писать, а воспринимать это целостно, то есть понять, что я научился, в некоем процессе научился читать и писать, благодаря чему сейчас это умею. Возможно, мы очень рано начали говорить, а возможно, заговорили поздно, и также есть некие модели, некие потерны, которые проявляются в нашей жизни. Мы можем распознать эти общие сюжеты, общие схемы, но это не означает, что мы должны становиться их рабами, особенно когда речь идёт о неблагих схемах, неблагих аспектах.
Ещё что-нибудь?
Участник: Мы попробуем.
Алекс: Хорошо. В следующей лекции, завтра мы попытаемся выполнить некоторые из этих упражнений, и, если у вас возникнут дополнительные вопросы, мы также сможем с ними разобраться. Думаю, для тех из нас, кто следует буддизму в более обширном варианте, те, кто придерживается буддийской религии, – здесь мы подразумеваем это трёхчастное разделение буддизма, – со стороны таких людей важно не смотреть сверху вниз на такие аспекты, как буддийская наука и буддийская философия. Его Святейшество Далай-лама создал несколько институтов, один из которых, например, расположен в Австрии, в которых людей учат, обучают конкретно буддийской науке и буддийской философии, а не буддийской религии. И подобно тому, как эти различные темы, относящиеся к этим категориям, могут помогать нам в сфере психотерапии, точно так же какие-то темы могут быть полезны, скажем, и в сфере юридической. Например, Его Святейшество отмечает, что система ведения дебатов, ведение дебатов может быть очень полезным для юристов.
В буддийской логике есть множество аспектов, но сама буддийская логика – то, как мы подходим к анализу тех или иных проблем, – эта логика нам очень во многом может помочь, очень во многих ситуациях, которые вовсе не обязательно относятся к какой-то духовной сфере. Так что в буддизме есть множество вещей, которые могут принести пользу небуддистам, и, напротив, вне буддизма существует множество вещей, которым буддистам, как подчёркивает Его Святейшество, полезно было бы научиться. Поэтому он ввёл систему изучения современной науки в монастырях, предпринимаются попытки по перенятию опыта от христианских монастырей, опыта в сфере социального служения, того социального служения, которое могут оказывать монахи и монахини, например поддержание школ, приютов для детей и так далее. Таким образом, мы все можем друг у друга учиться.
Большое спасибо.