Далай-лама V Лобсанг Гьяцо
Пятый Далай-лама Лобсанг Гьяцо (1617 — 1682) родился в 1617 году в Лхока Чингвар Такце к югу от Лхасы; его родителей звали Дудул Рабтен и Кунга Лханзи
Когда Сонам Чопел, главный помощник Четвертого Далай-ламы, услышал об исключительных способностях мальчика, он посетил ребенка и показал ему предметы, принадлежавшие предыдущему
Далай-ламе. Мальчик немедленно заявил, что они принадлежат ему. Из-за напряженной политической ситуации Сонам Чопел сохранял обнаружение ребенка втайне. Когда ситуация нормализовалась, Пятый Далай-лама был доставлен в монастырь Дрепунг, где принял монашеские обеты от Третьего (Первого) Панчен-ламы Лобсанга Чогьела, и получил имя Нгаванг Лобсанг Гьяцо.
Пятый Далай-лама был распознан в период, когда в Тибете царила политическая неразбериха. Тем не менее, конец всей неопределенности положил Гуши-хан, вождь хошеутский монголов; в 1642 году в главном зале в Шигадзе Далай-лама был возведен на трон как духовный и светский лидер Тибета. В 1645 году Далай-лама встретился с высокими чиновниками Гаден Пходранг, обсудив с ними строительство Дворца Потала на Красном холме – в том месте, где тридцать третий царь Тибета Сонгцен Гампо возвел красный форт. В том же году началось строительство дворца, на которое ушло более 43 лет.
В 1649 году маньчжурский император Шуньчжи (Фулинь) пригласил Далай-ламу в Пекин. Когда Далай-лама добрался до китайской провинции Нинся, его приветствовали министр и военачальник императора, прибывшие с тремя тысячами всадников, чтобы проводить тибетского лидера. Сам император выдвинулся навстречу Далай-ламе из Пекина и приветствовал его в месте под названием Котхор. В столице Китая Далай-лама разместился в Желтом Дворце, который император построил специально для него. Когда император официально встретился с Далай-ламой, лидеры даровали друг другу титулы. В 1653 году Далай-лама возвратился в Тибет.
В 1655 скончались как Гуши-хан, так и премьер-министр (дези) Сонам Чопел. Новым владыкой монголов Далай-лама назначил сына Гуши-хана Тензина Дордже; новым дези стал Дронгмепа Тинлей Гьяцо. Когда в 1662 скончался маньчжурский император, на трон взошел его сын Каньси. В том же году в возрасте 91 года скончался Панчен-лама. В 1665 году по просьбе монастыря Ташилхунпо Далай-лама распознал мальчика, рожденного в регионе Цанг, как перерождение покойного Панчен-ламы, и нарек мальчика Лобсангом Еше.
Пятый Далай-лама был великим ученым и хорошо знал санскрит. Он написал множество трудов, в том числе и работу по поэзии. Он также основал два образовательных учреждения – одно для чиновников-мирян, другое для чиновников-монахов, в которых преподавались монгольский, санскрит, астрология, поэзия и админстрирование. Далай-лама был человек немногословным, но слова его обладали силой убеждать и влияли на правителей земель, лежавших за границами Тибета. В 1682 в возрасте шестидесяти пяти лет он скончался, не успев завершить строительство дворца Потала; тем не менее, он успел возложить ответственность за завершение строительства на нового дези Санга Гьяцо, посоветовав тому какое-то время держать смерть Далай-ламы в тайне.
Жизнеописание Пятого Далай-ламы из работы «Школа Ньингма» Дуджома Ринпоче Джигдрала Еше Дордже:
Пятый Далай-лама, высший покоритель, известный под тайным именем Дордже Тогмецел, предреченный во множестве древних и новых собраний сокровищ как эманация просветленной активности религиозного царя Трисонг Децена, был подлинным воплощением сострадания Авалокитешвары — Владыки Страны Снегов. Он родился в 1617 году (год огненной змеи десятого цикла) в сопровождении чудесных знамений. Его отец, происходивший из Чонгье Такце, звался Миванг Дудул Рабтен; он происходил из царской семьи Сахора. Мать его, Кунга Лхадзе, была дочерью полководца из Ямдрока. В год его рождения Чанга Ригдзин Нгагивангпо для устранения опасностей передал ему даруемое посвящение «Шатра долголетия» (tshe-gur-gyir dbang-bka’). Таким было первое благоприятное событие [в его жизни]. Панчен-лама Лосанг Чокьи Гьялцен распознал в нем перерождение победоносного [Четвертого Далай-ламы] Йонтена Гьяцо, и пригласил его в великий центр учений — достославный Дрепунг. Ребенок поднес локон со своей макушки, получил имя Лосанг Гьяцо и был возведен на львиный трон.
Под руководством Кончога Чопела из Лингме — про которого в пророчествах великого мастера Падмасамбхавы сказано, что он был эманацией переводчика Нгока — Далай-лама изучил все великие писания начиная с «Сокращенного курса логики» (bsdus-tshad). Он без труда освоил их все. От Панчена Ринпоче он получил множество посвящений, передач и тайных наставлений. Под руководством Мондро Пандиты и его сына он изучил поэзию, грамматику, просодию, синонимию и тому подобное; а под руководством Думпопы и Зурчена Чоинга Рандрола – астрологию, прорицания, Свародаю и бесчисленное множество других трудов. Таким образом, Далай-лама стал великим махапандитой, полностью постигшим десять наук. В двадцать два года он получил от Панчена Ринпоче полное монашеское посвящение в соответствии с непрерывной линией обетов, восходящей к Лачен Гонгпа Рапселу, и был наречен «Нгаги Вангчук».
Далай-лама учился у множества ученых и реализованных наставников, таких как Кхонтон Пелджор Лхундруп из Пабонки, Шалу Сонам Чокдруп, Зурчен Чоинг Рангдрол, Менлунгпа Лочок Дордже и царь учений Тердак Лингпа. Его собственный «Список полученных учений» (gsan-yig), занимающий четыре тома и всеми считаемый авторитетным источником, описывает, как он осуществлял изучение и размышление над большинством наставлений по сутре и мантре, а также перечисляет посвящения, передачи и тайные наставления традиции мантры, которые сохранялись в Тибете к тому времени и которые в первую очередь относились к традициям сакья, гелуг и ньингма. Посредством размышления и взращивания опыта он развил навыки отречения и реализации. На определенном этапе он также осуществлял различные гневные магические ритуалы, в силу которых проявились знаки [достижения успеха].
В частности, в пророчестве из сокровищ достославного Таши Топгьела было предсказано, что ему предречено получить передачу наставлений глубинных чистых видений:
Двадцать пять [сокровищ] и пять особых сокровищ ума
Будут раскрыты посредством чистых устремлений
Твоим пятым воплощением,
О нынешний царь черноголовой расы.
В соответствии с этим пророчеством, когда Пятый Далай-лама отправился в достославный Самье, возникли условия, благоприятствующие [открытию] самих сокровищ, но в силу времени, места и обстоятельств он их не извлек. Позже, когда мириады победоносных, относящихся к трем корням предстали перед ним в видении, он получил пророческие провозглашения и посвящения, в соответствии с которыми записал [сокровища, составляющие] «Двадцать пять наборов учений, скрепленных печатью тайны» (gsang-ba rgya-chen-du gsol-ba’i chos-sde nyi-shu rtsa-lnga). Вместе с сочиненным им в устной форме дополнительным текстом они занимают два тома. Приводящие к созреванию и освобождению посвящения этих учений во всей полноте он передал высшему собранию, в первую очередь включавшему держателей традиции школы древних переводов – в частности, царя учений Тердак Лингпу и Ригдзина Пема Тринле. Благодаря этому его сокровища распространились очень широко. Линия их передачи вплоть до нашего времени продолжается, не угасая.
В сфере политики: когда Далай-ламе было двадцать пять лет [1641], монгол Гушри Тензин Чогьел с помощью своих войск захватил три провинции Тибета. Он поднес Далай-ламе все религиозные и светские владения в качестве подвластных районов. Позже, великий император Востока пригласил Далай-ламу в Пекин, и, помимо прочего, подарил ему императорский эдикт, в котором наставник провозглашался «Далай-ламой, держащим ваджру владыкой учений». Император также восславил его как «ти-ши», наставника императора, и установил отношения покровителя и священнослужителя.
Далай-лама построил великий дворец Потала на холме Марпо [в Лхасе]. Как царь, следующий монашеским обетам, [эманация Авалокитешвары], высшего владыки мира, и Трисонга Децена, [воплощения] Манджушри, он властвовал над Тибетом и Кхамом во времена упадка, как и было предсказано в непогрешимых неуничтожимых пророчествах. Таким образом, он был великим наставником, который поддерживал – вплоть до нашего времени – счастье всего царства Тибета посредством двух традиций, [то есть духовного и светского закона].
В сфере учений: Далай-лама повернул бесконечное колесо учений передаваемых заветов и сокровищ древних и новых традиций сутры и мантры. Среди его числились большинство держателей учений в Тибете, начиная с таких великих гуру, как достославный [иерарх] Сакья и его ученики, [иерархи подшкол] Дрикунг, Таклунг и Другпа [Кагью], высшая эманация Панчена Ринпоче и действующие и бывшие держатели трона Ганден. В частности, пред ним представали многие из необычайных личностей, великих распространителей школы древних переводов, способные поддерживать ее философию – например, владыка учений Тердак Лингпа, Ригдзин Пема Тринле и Лохдрак-се Тензин Гьюрме Дордже. Таким образом, напрямую и косвенно Великий Пятый Далай-лама проявлял великую милость по отношению к учениям школы древних переводов.
Более того, среди большинства великих гуру и аристократов – от реки Ганг в Индии до земли Тонгку [то есть Тонкина] на востоке, едва ли был кто-то, кто не стал бы личным учеником Далай-ламы. Он основал бесчисленные центры учений в Центральном Тибете, Цанге и Кхаме, и даже в далеких Китае и Монголии. Его красноречивое и прекрасное «Собрание внешних и внутренних сочинений», примером которых являются его комментарии на посвященные наукам тексты, содержит более тридцати больших томов. Среди учений сторонников школ новых переводов он превыше всего ценил традицию Джамьянга Кхьенче Вангчука, а среди учений ньингмапинских – только учения Чангпа Таши Топгьела. В частности, как и было предсказано, он установил благоприятные отношения священнослужителя и покровителя, которые существовали между ним самим и великим открывателем сокровищ и владыкой учений Миндролинга [то есть Тердаком Лингпой и Лоченом Дхармашри]. Таким образом, он взрастил корни для продолжения правления Дворца Ганден.
Таково относящееся к трем сферам наследие Пятого Далай-ламы, который, приведя к завершению невообразимые деяния своего внешнего, внутреннего и тайного пути, на шестьдесят шестом году жизни, в субботу 2 мая 1682 года (двадцать пятый день третьего месяца года водной собаки) погрузился в сосредоточение запредельной владычицы Видьи [Курукуллы], что стало благоприятным знаком просветленной активности его грядущей власти, и, в великом дворце Поталы, ушел к блаженству.
Его прямая следующая эманация, держатель мудрости Цангьянг Гьяцо, родилась в семье, происходящей от Пема Лингпы из Мона. С тех пор и до настоящего момента, когда принадлежащий к этой непрерывной линии воплощений Великий Четырнадцатый живет как высший владыка всех учений Победоносного на земле, линия Далай-ламы прославлена по всему миру.
Ссылки по теме: