Интервью с геше ламой Кончогом. Дерево с прекрасными цветами
Это интервью с геше ламой Кончогом было опубликовано в журнале «Мандала» за сентябрь-декабрь 1998 года в постоянной рубрике «Один день из жизни ламы» Фонда Поддержки Махаянской Традиции (ФПМТ).
Геше лама Кончог с присущим ему смирением и самоотречением отвечает так сдержанно, что журналисту было почти не за что зацепиться. Но это поистине удивительное интервью, особенно если сопоставить его с рассказами об исключительных деяниях геше ламы Кончога, которые увидели свет после его кончины.
Джин Чуанг беседовала с геше ламой Кончогом во время его визита в Джинсуи Фэарлинин в Тайпее (Тайвань).
― В котором часу геше-ла просыпается по утрам в монастыре Копан?
Я просыпаюсь тогда, когда просыпаюсь, засыпаю, когда приходит время засыпать, ем, когда приходит время есть, и хожу в туалет, когда мне надо сходить в туалет.
― Сколько курсов преподает геше-ла?
В настоящее время я не преподаю… Обо мне нечего писать.
― Сколько времени в день геше-ла молится?
Я не практикую, я все время сплю. Моя главная практика ― спать, есть и ходить в туалет.
― Может геше-ла дать какие-либо советы ученикам?
Ученики сами знают, что им делать.
― Понимаю. Но ваша история могла бы помочь людям. Как история Миларепы, знаете, как она вдохновляет…
Обычно я стараюсь помочь людям, давая учение. Кроме этого нет иного способа им помочь. Вокруг полно святых, нет нужды брать в пример меня.
― У Будды было 84.000 метода изложения учений, и геше-ла ― один из таких.
Нет, это не так.
Если люди хотят знать, где я нахожусь в данный момент, то можете сказать им, что сейчас я на Тайване, пробуду здесь месяц, затем поеду в Сингапур. Потом, вероятно, вновь вернусь на Тайвань, затем отправлюсь в Гонконг, где пару дней буду давать учение, а затем возвращусь в Копан. Вот и все. Вообще-то, об этом не за чем писать в журнале. От меня нет никакого толку, я ― человек никчемный.
― Но история геше-ла впечатляет…
Есть деревья с такими кривыми стволами, но и на них растут листья и цветут цветы. Так и со мной. Я ужасный, очень плохой, но мне повезло ― мои наставники были очень опытными и учеными ламами. Ствол у того дерева до того крив, что из него не смастеришь ничего полезного, но его цветы и листья красивы. Даже при том, что я такой ужасный, такой плохой человек, но, благодаря доброте моего ламы, моему рту есть что изречь, а иначе от меня не было бы никакого проку.
― Геше-ла не желает говорить что-либо, но ответы геше-ла все равно вдохновят людей. Мы, обычные люди, полные омрачений, нуждаемся в историях, которые мог бы рассказать геше-ла, они могли бы помочь нам. Мы будем рады, если геше-ла поделится с нами опытом.
Если вы хотите описать мой день, тогда мне придется рассказывать и о дурном: о гневе, привязанности, ненависти, гордыне, других омрачениях. И вместо вдохновения ваш читатель получит порцию разочарования. А если я стану рассказывать только о хорошем, то смысла в том не будет.
― Пожалуйста, расскажите нам о плохом.
Каждый день во мне проявляется множество разных омрачений. Так что, если вздумаете описывать каждый мой день, вам придется несладко.
― Давайте возьмем только один день, к примеру, сегодняшний.
Я мучаюсь от жары. Испытываю желание, привязанность, хочу выпить воды, выпить кока-колы. Есть у меня и желание поспать и тому подобные вещи.
― А как геше-ла преобразует свой ум, чтобы прекратить эти желания.
Я не умею «преобразовывать» ум. Если вы умеете, то и прекрасно. Я же целиком во власти этих [желаний].
― В повседневной жизни все мы испытываем подобные омрачения. Если бы геше-ла рассказал нам, как он справляется с ними, то мы могли бы, по крайней мере, попытаться последовать вашему примеру.
Всем нужно брать пример с Будды.
― Мы были бы счастливы, но Будда далеко, а геше-ла рядом.
Вначале Будда был таким же, как и все мы, а затем, благодаря практике, стал Буддой. Я человек из глуши, и нет смысла рекламировать меня в городе. Нет смысла писать об этом. Я стараюсь давать как можно больше учений и, надеюсь, тем самым помогаю другим. А все эти разговоры не принесут никакой пользы.
― Ваша жизнь оказывает на нас благотворное влияние. А если мы поместим ваши советы в журнал, то сможем сохранить их.
Если вам надо что-нибудь написать, то пишите: у меня есть желание поспать и желание поесть ― побольше и повкуснее. После того как я обильно поем, я почувствую сытость, и мне захочется прилечь. Мне придется вытянуть ноги, чтобы расслабиться. И все в таком роде. Моя повседневная жизнь проходит именно так.
Досточтимый Тензин Сопа, ученик геше-ла, позже рассказал нам о своем учителе:
Я не знаю, что происходит в уме геше-ла, но могу немного рассказать о том, что делает его тело, да и то не целиком.
В монастыре Копан у геше-ла нет фиксированного распорядка. Обычно он встает между 3 и 4.30 часами утра, а затем медитирует, молится, после чего просит принести ему чай. Я подаю ему утренний чай около 4 – 4.30, иногда в 5.
Если по утрам геше-ла занят, то молится по вечерам, иногда ночью. Все зависит от того, насколько он занят. У геше-ла есть две толстые книги с молитвами, одна очень большая, другая ― обычная. Каждый день он прочитывает эти две книги целиком.
Геше-ла завтракает в своей комнате. Каждое утро он совершает подношения торма всем Буддам, Бодхисаттвам и всем живым существам шести миров. Он также принимает посетителей. Иногда навещает ламу Лхундрупа или гуляет вокруг монастыря.
Обедает геше-ла в полдень, пьет чай в 17.00 и ужинает в 19.00 с остальными геше, персоналом и посетителями в столовой монастыря Копан. Чтобы избежать боли в коленях, геше-ла совершает прогулки вокруг холма Копан.
Когда выпадает свободная минутка, геше-ла общается с маленькими монахами монастыря. Ему очень нравится проводить время с ними.
Вчера вечером я рассказал геше-ла о предстоящем интервью, и он промолвил: «Я лишний и никчемный старик в этом монастыре». Затем геше-ла сказал, что оба его старых и добрых приятеля, с которыми он коротал время, умерли и потому он чувствует себя одиноким. На самом деле, два добрых приятеля ― это две большие собаки, которые жили при монастыре и умерли пару лет назад. Их звали Махакала и Гомчен, что значит «созерцатель». Эти собаки были огромными, и в Копане все их боялись.
Не думаю, что геше-ла ― никчемный человек. Мне совершенно ясно, что куда бы он ни направлялся и о чем бы ни говорил, геше-ла всегда проявляет заботу об образовании и условиях жизни монахинь и монахов в Копане, об организации ламы Сопы Ринпоче, равно как и о жизни монастыря Сера Чже и всех остальных монастырей. Его волнует все это, как волнует родителя судьба его детей.
Я считаю геше-ла нашим отцом, ламу Лхундрупа ― нашей матерью, а ламу Сопу Ринпоче и ламу Еше воплощением обоих родителей сразу. Надеюсь, что монахи и монахини монастыря Копан разделяют мой взгляд на вещи. Очень важно осознавать, насколько драгоценны эти ламы. Также геше-ла уделяет большое внимание сохранению тибетской культуры и учений.
Раньше геше-ла регулярно преподавал философию монахам и монахиням, но из-за плотного графика зарубежных поездок он больше их не учит. К тому же в Копан вернулись несколько молодых геше, которые теперь дают учение.
В настоящее время геше-ла дарует посвящения монахиням и монахам, иногда дает общие учения и преподает большинство курсов для иностранных студентов. Если возникает в том нужда, геше-ла всегда рад помочь ― дать советы по проведению затворничества и другие наставления.
Множество людей приезжает, чтобы встретиться с ним, приходит много писем, где люди просят дать им совет или оказать помощь, и геше-ла всегда откликается с радостью.
По вечерам он ходит послушать монашеские диспуты. Изредка лама Лхундруп и геше-ла вступают в дебаты друг с другом, что приводит в восторг окружающих. Случается, геше-ла устраивает диспуты с другими геше или учениками. И все получают огромное удовольствие.
По вечерам, в 19.45, геше-ла старается не пропустить тибетских новостей на радио «Голос Америки».
Перевод: Деля Лиджи-Гаряева
Savetibet.ru