Искусство путешествия из жизни в жизнь

В мае 1990 г. досточтимый Пенде Хотер, бывший директор хосписа «Каруна» в Брисбене, Австралия, взял интервью у нескольких лам в Дхарамсале, Индия. На вопросы о процессе умирания, смерти и перерождении ответили Дилго Кхьенце Ринпоче, Кирти Ценшаб Ринпоче, Гардже Кхамтрул Ринпоче и геше Ламримпа.

– Как можно помочь умирающим или тем, кто только что скончался?

Гардже Кхамтрул Ринпоче: Лучший способ помочь умирающим или тем, кто только что умер, ‒ проявить к ним сострадание, потому что пока в вашем сердце есть сострадание, вы всегда сможете помочь другим. Не думайте, что если человек болен, то вы заразитесь, или о том, что он ‒ грязный. Вы не должны допускать таких мыслей. Попытайтесь искоренить их и до краев наполнить свое сердце состраданием. Согласно буддийскому учению мы верим, что все живые существа в прошлых жизнях были нашими родителями. Мы должны все время помнить об этом и делать для них все возможное.

Если вы уверены, что человек умирает, тогда из величайшего сострадания, на какое вы только способны, сядьте подле него и начитывайте имена будд ‒ Будды Шакьямуни, имена 35 будд и т.д. Если вы сделаете это с искренним состраданием, то поможете умирающему.

Кирти Ценшаб Ринпоче:Здесь важно помнить, что существуют два типа людей. К первому относятся люди, которые при жизни питали определенную религиозную веру, а ко второму – неверующие. Если человек верит в Учение Будды, в этом случае во время умирания можно напомнить ему о темах, которые он изучал, чтобы он смог проникнуться доверием [к Учению] и принять Прибежище.
Неверующему человеку лучше всего посоветовать развить положительный, а не отрицательный настрой. Вы сможете помочь умирающему, который испытывает огромные страдания, направив его ум в положительное русло, – он почувствует себя немного лучше, немного счастливее.

Постараюсь развить мысль о том, как помочь этим двум типам людей. Буддистам можно напомнить о том, на что они могут опереться ‒ о Прибежище. Также можно напомнить им о бодхичитте, равностности, медитативном сосредоточении, приводящем ум в устойчивое состояние, и т. д. Все это очень полезно для буддистов. Неверующим людям можно посоветовать делать благие пожелания: «Пусть все будут счастливы, пусть все живые существа будут счастливы, пусть каждое живое существо освободится от страданий». Подобные мысли, пожелания добра другим очень полезны.

Поможет умирающему буддисту и напоминание о качествах будды. Поместите в комнате умирающего изображение будды и буддийских божеств, чтобы образ будды родился в его уме. Подобные мысли умирающего окажут благотворное воздействие и могут послужить причиной его перерождения в прекрасном месте. Вы также можете начитывать мантры в его присутствии. После смерти чрезвычайно важно не дотрагиваться до тела сразу же, особенно если умерший был серьезным последователем учения. Такая предосторожность необходима, поскольку человек обладает грубым сознанием, более тонкими формами сознания и наитончайшим сознанием. Хотя грубое сознание уже покинуло тело, в течение некоторого времени после остановки дыхания тонкое сознание все еще остается в теле. Человек, практиковавший медитацию, может в это время медитировать. Но даже не буддиста лучше не беспокоить сразу после смерти. Хотя он и не умеет работать с тонким сознанием, все же не его не тревожить.

– А как лучше подготовиться к собственной смерти?

Дилго Кхьенце Ринпоче: Лучший способ подготовиться к смерти – практиковать Дхарму всю свою жизнь.

Геше Ламримпа: Если человек стремится к счастливому перерождению, ему нужно отказаться от десяти неблагих деяний и очищаться от неблагих деяний, совершенных в прошлом, раскаиваясь и вырабатывая твердое намерение в будущем не повторять таких проступков. Это общий совет для всех живых существ. Полностью посвященному монаху или монахине, бодхисаттве или тантрическому практику необходимо очищать нарушенные обязательства или обеты.

Кроме того, чтобы быть богатым в следующей жизни, практикуйте щедрость в этой жизни; чтобы быть счастливым, практикуйте нравственность; чтобы обрести почитателей и великую славу, практикуйте терпение («практикуя терпение, обретете сияние славы»). Практика каждого из шести совершенств принесет четыре плода или результата.

В целом, очищение от любых негативных деяний и посвящение всех добродетелей и заслуг оказывают крайне действенный эффект. Когда приходит время смерти, сила посвященных заслуг активирует добродетельную карму, и вы обретаете счастливое перерождение. Если умирающий готовился подобным образом, то эта подготовка окажет ему неоценимую помощь.

Журнал “Мандала”, сентябрь – октябрь 1997

Перевод: Деля Лиджи-Гаряева

Savetibet.ru

Запись опубликована в рубрике для всех уровней понимания, Другое, Лекции, Открытие Буддизма, Переводы, Продолжающим изучение, Психология, Статьи с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.