Лама Еше. Празднование Рождества может быть очень значимым и полезным
В 1971 году, в ходе знаменитого ноябрьского курса в Копане в Катманду, Непал, основатель ФПМТ лама Еше нашёл время, чтобы поговорить со своими учениками о Рождестве и личности Иисуса.
Учения были первоначально выпущены издательством Wisdom Publications в 1978 году под названием «Ум в молчании, ум в святости».
Это неделя рождения святого Иисуса, и я предлагаю, чтобы мы её как-то отметили в честь такого особенного события. Но мы должны попытаться придать этому значимость. Это не должно быть чем-то сродни физического ощущения, которое только ещё больше сбивает с толку наши умы и увеличивает предрассудки.
Празднование Рождества должно обладать подлинной религиозной природой, чтобы быть благим. Иисус пришел на эту землю и дал свои учения, но мирские люди во всём мире совершенно пренебрегают этим фактом. Для них Рождество в первую очередь означает, что пришла пора тратить деньги, покупать подарки, создавать всякую неразбериху. И такая неразбериха — полностью дело наших собственных рук. Мы обладаем силой, чтобы сделать Рождество значимым, приносящим покой, истинно религиозным, но вместо этого мы используем эту силу, чтобы поддаваться мирской негативной энергии. Мы идём по магазинам за подарками, но это ничем не напоминает выражение любви. Мы думаем: «Надо точно купить что-то моей сестре, ведь если я не подарю ей ничего, может, она станет плохо ко мне относиться. И, может быть, сама ничего мне не подарит». Или: «Лучше не покупать моему другу такой дешёвый подарок, а то на будущий год я не получу от него ничего стоящего». Такие мысли чрезвычайно негативны и приносят одну лишь неудовлетворенность. Они целиком и полностью связаны с эгоистическими и незрелыми представлениями о том, что такое подлинное счастье. В них нет абсолютно ничего общего с религией.
Настоящая религия приносит уму покой и удовлетворенность. Поступки, которые только сбивают вас с толку, совершенно не служат назначению религии.Напротив, они берут начало в политическом уме, который думает: «Если я дам это, получу вон то». Такой ум крайне незрел. Он наслаждается, получив много подарков, и угнетён, когда надежды не оправдываются. И чем он тогда отличается от ума маленького ребенка? Мы считаем себя взрослыми, но наши поступки и внутренние настрои показывают, что разница между нами и нашими детьми очень мала. Они преувеличивают важность получения подарков, и мы тоже. На самом деле, такие преувеличенные ожидания появились в их запутавшихся и незралых умах по большей части из-за того примера, который мы им подаём. Если бы мы всё время действовали зрелым и осмысленным образом, наши дети тоже были бы спокойными. Мы иногда думаем, что от природы буйные, а мы совсем другие, но это не так. Взгляните повнимательнее, что происходит с приближением праздника. Это мы создаем такую суматоху. Первое, что происходит с началом праздников — ссоры между мужем и женой, братом и сестрой и всеми остальными. Посмотрите в глаза этой правде. Я не пытаюсь усиливать негатив; просто проверьте сами, правда это или нет. В праздничных ссорах столько зависти: «Покажи, что ты получил? Что ты получил?» Такой двойственный ум совершенно утоплен в эгоизме и ложных представлениях.
И такое омрачённое поведение типично не только для какой-то одной культуры. Их можно найти везде. Да и противоядие от таких заблуждений можно найти не только в буддизме. Все религии стараются противостоять неудовлетворённости, заблуждениям и принести покой нашему уму.
Для материалистов типична вера, что их счастье и разочарование полностью зависят от внешних явлений и вещей. Если им недодали мороженого и торта, они унывают: «Я так опустошен. Умереть можно от такого неудачного Рождества!» Для них успех или провал религиозного праздника полностью зависит от материальной стороны. Они не способны обнаружить мир и счастье внутри собственного сознания, и вместо этого зависят от какого-то внешнего, материального знака «любви». Сколько бы они не притворялись, что являются очень духовными, это не важно; их умы полностью зациклены на грубом, материальном уровнем реальности….
Когда Иисус жил на земле, не было никаких церквей. Его религия не была разделена на много разных групп и обществ, люди не говорили: «Я член этой школы, а каково твое вероисповедание?» Всё ещё не свелось к тому, что религиозный последователь чувствовал, что обязан выбрать тот или иной путь. По крайней мере в этом отношении люди были гораздо свободнее, чем мы сегодня. То, что они делали с точки зрения своей религии, они делали честно и искренне. В наши дни, если вы спросите кого-нибудь, почему он следует конкретной религиозной традиции, он с большой вероятностью скажет: «Так поступал мой отец» или «Потому что эта церковь рядом с моим домом». Это просто смешно — следовать тем или иным учениям по подобным причинам. Другие принадлежат к определенной религии, потому что у нее самый большой приход в городе. Это тоже не имеет ничего общего с подлинным духовным странствием.
Одно единственное существо, искренне следующее по непреходящему умиротврённому пути к освобождению, драгоцене толпы заблудших, кричащих: «Это моя религия!» Такие люди могут с легкостью критиковать искреннего искателя, презирая его за взгляды, противоположные тому, во что верит большинство. С точки зрения духовности, большие числа ничего не значат. Неважно, сколько людей строят церковь, храм или монастырь; если им не хватает подлинного религиозного чувства, их действия ничего не значат…
Поэтому, если наше празднование Рождества по-настоящему религиозно, важно помнить, кем был Иисус, что он делал и за что стоял. Тогда мы поймём, как он помог множеству живых существ и почему он принёс столько добра, причём не только в своё время, но и на протяжении последующих 2000 лет, вплоть до наших дней.
Его великое сострадание было поистине исключительным. Очень полезно обдумывать этот факт и глубоко над ним размышлять.
Если в наш ум приходит мысль: «Я должен обрести его реализации и стать столь же сострадательным», тогда это будет наиболее совершенной основой для того, чтобы праздновать его рождение. С таким чувством в наших сердцах празднование Рождества станет очень важным и значимым.
Перевела Рахиль Каменская
Отредактировала дост. Тубтен Пелгье