Образовательный курс «Лорик: как устроен ум и как его эффективно использовать» с Геше Дакпой Джампой
Дорогие друзья!
Мы открываем регистрацию на онлайн-курс по изучению механизмов познания и устройству ума согласно классической буддийской философии «Лорик», который будет вести наш резидентный учитель геше-лхарамба Дакпа Джампа. Весь курс будет проходить на платформе ZOOM. Ссылка на Zoom придет всем зарегистрированным.
О ЧЁМ ЭТОТ КУРС
Лорик – это раздел буддийской философии, посвящённый теме различных актов познания, благодаря которым мы воспринимаем и познаем действительность. Традиционно данный раздел изучается в течение 1-2 лет в начальных монастырских классах, предваряя тем самым более углубленное изучение «Праманаварттики», известнейшего трактата Дхармакирти по логике и эпистемологии.
ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ЭТОТ КУРС
Важно знать, какие акты ума относятся к достоверным инструментам познания, а какие – к недостоверным, чтобы более глубокое понимание природы вещей помогло нам продвинуться по духовному Пути.
К тому же совсем недавно Его Святейшество Далай-лама, даруя Учение буддийской общине Тайваня, подчеркнул важность изучения таких предметов, как дуйра («собрание тем по эпистемологии») и лорик («акты познания»), обосновывая это тем, что нам следует быть буддистами XXI века, чья вера основывается на знаниях:
«В детстве я учил наизусть «Абхисамая-аланкару» («Украшение ясных постижений») и «Мадхьямака-аватару» («Введение в срединный путь»). Я также изучал дуйру, то есть собрание тем по философским диспутам, а также лорик – раздел, объясняющий различные виды ума. Эти предметы я изучал по тексту, который составил Йонгдзин Пхурчок Чамба Гьяцо, наставник XIII Далай-ламы. Однако в то время я не питал сильного интереса к ним, скорее их изучение казалось тогда для меня, своего рода, обязанностью. Впоследствии я на своем опыте убедился в важности изучения этих предметов, это на самом деле приносит большую пользу».
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ КУРС
В основе курса лежит коренной текст «Чудесный ключ для пути логики», автором которого является Йонгдзин Пхурчок Чамба Гьяцо, наставник XIII Далай-Ламы.
Весь курс состоит из 9 или 10 занятий, включая вводное занятие и 8 лекций. При наличии интереса от участников курса мы проведем отдельное, 10 занятие – сессию вопросов и ответов с Геше. Лекции предусматривают выполнение домашнего задания для лучшего освоения материала.
В рамках каждого занятия, кроме лекционной части будет медитация по теме
Курс будет проходить в ноябре декабре 2020 года.
РАСПИСАНИЕ:
7 ноября, суббота 19:30 – 21:00 — Вводная лекция.
Празднование снисхождения Будды с небес Тридцати трёх;
Введение в курс по актам познания «Лорик»:
- Устройство ума;
- Как знание об устройстве ума связано с прогрессом в личной практике.
15 ноября, воскресенье, 17:00 – 18:30. Лекция 1 — Объекты
Концептуальные и неконцептуальные акты познания;
Типология объектов в буддийской эпистемологии:
- Явленный объект (голограмма объекта);
- Воспринимаемый объект;
- Объект вовлечения (сам объект) ;
- Умозрительный объект;
- Объект по способу восприятия;
Различие между ложным и ошибочным познанием;
22 ноября, воскресенье, 17:00 – 18:30. Лекция 2 — Элементы буддийского диспута:
- предмет диспута;
- предикат;
- логическое основание;
Взаимоотношение между различными явлениями:
- Равнозначность;
- Противоречие;
- 3 альтернативы;
- 4 альтернативы;
Диспут о бессамостности личности.
29 ноября, воскресенье, 16:30 – 18:00. Лекция 3 –Субъект познания в буддийской философии: личность, ум, ментальные факторы
(Участвует в общебуддийском онлайн форме «Арья Сангха Молам»)
- Личность;
- Артикулированный звук;
- Ум.
Определение ума:
- ясность и познание
- Как объясняется «ясность»?
2-х частное деление актов познания:
- достоверное и недостоверное;
- чувственное и умственное;
- концептуальное и неконцептуальное;
- заблуждающееся и не заблуждающееся;
- «аналитическое» и «синтетическое» восприятие;
- ум и производные от него ментальные факторы.
Диспут о концептуальности непосредственного достоверного познания
6 декабря, воскресенье, 16:30 – 18:00. Лекция 4 – Семь актов познания
(Участвует в общебуддийском онлайн форме «Арья Сангха Молам»)
7-частное деление актов:
- непосредственное восприятие;
- умозаключение;
- последующее познание;
- верное предположение;
- восприятие без определения;
- сомнение;
- ложное познание.
Диспут о первичном и последующем актах познания.
9 декабря, среда, 19:00 – 20:30. Лекция 5 – Виды непосредственного восприятия
4 вида непосредственного восприятия;
- чувственное;
- умственное;
- самопознание;
- йогическое.
Взгляды различных буддийских философских школ о самопознании. Диспут между читтаматрой и прасангикой в 9-й главе Бодхичарья-аватары.
13 декабря, воскресенье, 16:30 – 18:00. Лекция 6 – Ошибки восприятия реальности
(Участвует в общебуддийском онлайн форме «Арья Сангха Молам»)
3-частное деление актов познания:
- Концептуальное познание, где в качестве воспринимаемого объекта задействован общий предметный образ;
- неконцептуальное безошибочное познание, где в качестве воспринимаемого объекта задействован конкретный предмет;
- неконцептуальное ошибочное познание, где в качестве воспринимаемого объекта задействовано ясное восприятие несуществующего;
4 причины ошибочности чувственного познания:
- дефект органа чувств;
- взаимное расположение;
- особенность объекта;
- эмоциональная окраска.
16 декабря, среда, 19:00 – 20:30. Лекция 7 – Ум и ментальные факторы
- 5 всегда присутствующих факторов;
- 5 определяющих объект факторов;
- 11 благих факторов.
20 декабря, воскресенье, 17:00 – 18:30. Лекция 8 – Ум и ментальные факторы (продолжение)
- 6 коренных омрачений;
- 20 вторичных клеш; ;
- 4 переменных фактор.
27 декабря, воскресенье, 17:00 – 18:30. Сессия вопросов и ответов (при необходимости)
Прохождение курса будет сопровождаться выполнением домашних заданий.
В конце курса участники по желанию могут получить сертификат о его прохождении.
Для участия в курсе необходимо пройти регистрацию по ссылке.
(На лекции, проходящие в рамках общебуддийского онлайн форума «Арья Сангха Молам»
для просмотра трансляции в рамках форума регистрация не требуется)
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:
Курс проводится для всех желающих пройти его целиком, вне зависимости от глубины изначальных знаний о Буддизме и его философии и финансовых возможностей. Однако стиль преподавания на курсе будет близок к классическому монастырскому образованию в традиции Гелук тибетского буддизма, слушатели должны быть к этому готовы.
Мы будем признательны вам за подношения, которые пойдут на покрытие организационных расходов, подношение учителю и переводчику.
Об учителе:
Геше Джампа Дакпа родился в 1970 г. в Хунсуре (штат Карнатака, Южная Индия). В шестилетнем возрасте принял обеты послушника и начал осваивать чтение, письмо и прочие азы под руководством досточтимого геше Тенпы Гьялцена. В 1983 г. начал проходить традиционную монастырскую программу, которая включает изучение Праманы (теории достоверного познания), Праджняпарамиты (Совершенства мудрости), Мадхьямаки (Срединного пути), Винаи (монашеской дисциплины) и Абхидхармы (буддийской метафизики). В 1992 г. принял полные монашеские обеты «бхикшу». В 2001 г. завершил шестилетнюю программу, которая дает право на сдачу Всегелугпинского экзамена, а также был назначен членом экзаменационного совета. В 2002 г. успешно выдержал Всегелугпинский экзамен и был удостоен высочайшей учёной степени геше-лхарамба (доктор буддийской философии). В следующем 2003 г. завершил годичный курс обучения в тантрическом монастыре Гьюме.
Геше Джампа Дакпа вот уже много лет состоит в монашеской общине нашего монастыря Дрепунг Лоселинг. Я знаю его как добросовестного монаха, всецело преданного своему монастырю и неукоснительно соблюдающего свод монашеской дисциплины.
Из рекомендательного письма Йеше Лобсанг Гьяцо,
настоятеля монастыря Дрепунг Лоселинг
О переводчике:
Чеченбай Монгуш изучал тибетский язык в колледже Сара (College for Higher Tibetan Studies, Sarah), Нижняя Дарамсала, Индия в 2006-2008 гг. В 2008 году поступил на гелугпинский философский факультет Центрального университета тибетских дисциплин (Central University of Tibetan Studies), Сарнатх, Варанаси, который окончил со степенью ачарья (маг-р будд. фил.) в 2017 г. В настоящее время занимается устными и письменными переводами, а также редакторской деятельностью.