«35 лет служения моим ламам», часть 1. Интервью с досточтимой Робиной Куртин
Интервью Кейт МакДональд с досточтимой Робиной Куртин (проведенные в период с июля 2011 года по февраль 2013 года)
Коренные гуру досточтимой Робины, Лама Тубтен Еше и Лама Сопа Ринпоче, наблюдают за ней в их центре в Москве, Ганден Тендар Линг, в мае 2011. Фото из архива московского центра Ганден Тендар Линг.
С момента открытия для себя буддийского пути и получения монашеского посвящения в 1978 году – в феврале 2013 года она отпраздновала 35 лет пребывания в статусе монахини – досточтимая Робина все свое время посвящала работе для своих коренных лам, Ламы Тубтена Еше и Ламы Сопы Ринпоче, и их Фонда Поддержания Махаянской Традиции.
В издательстве Wisdom Publications в период между 1978 и 1987 годами она курировала в разное время дизайн, производство и редакторскую работу. Также во время своей работы в издательстве она являлась со-редактором двух выпусков журнала Wisdom Magazine – предшественника журнала ФПМТ Mandala Magazine, редактором которого она была с 1994 года до 2000 года. Она была руководителем проекта Освобождение в тюрьме (прим. далее по тексту — Liberation Prison Project) с 1996 года по 2009 год, создав его как некоммерческую организацию в США и в Австралии. Она редактировала ряд книг, написанных ламами, включая такие книги, как “Становясь Буддой Сострадания”, “Блаженство внутреннего огня” и “Дорогой Лама Сопа”; являлась координатором духовных программ в различных центрах; и с 1987 года давала учения в центрах ФПМТ по всему миру, включая служение в качестве резидентного учителя в центре медитации Тушита в Дхарамсале в 2010 году. Сегодня на протяжении всего года она путешествует, преподавая учения в центрах, и редактирует для издания учения лам.
Известная своей чрезвычайной энергией и пылким состраданием, жизнь и работа досточтимой Робины легли в основу сюжета документальных фильмов “В поисках Будды” и “Ключ к свободе”.
Работая для досточтимой Робины с 2006 года в разных качествах, я имела великую честь наблюдать собственными глазами эту чрезвычайную энергию и сострадание. Но, возможно, самыми вдохновляющими были для меня её бесстрашный подход к дарованию Дхармы и щедрый предприимчивый дух.
Например, вместо того, чтобы использовать традиционный некоммерческий подход к привлечению средств для Liberation Prison Project – который на пике своего развития насчитывал коллектив из девяти человек в двух странах, получающих оплату за полный рабочий день, и с месячным бюджетом в размере 40 000 долларов – досточтимая Робина решила использовать коммерцию: инвестиции в стартапы, покупка и продажа недвижимости, производство календарей, проведение паломнических поездок, проведение аукционов на коктейльных вечеринках, организация конференций. Она и её Бодхичитта Траст собрали около 1,86 миллионов долларов для Liberation Prison Project за 14 лет, в течение которых она курировала эту деятельность.
Во время перерывов в расписании учений у меня была возможность побеседовать с досточтимой Робиной о 35 годах её служения Ламе [Еше] и [Ламе Сопе] Ринпоче; как она развила в себе этот предприимчивый дух и привычку всегда думать о даянии и всегда давать лучшее; и о проекте Шераб Плаза: её видении шестиакрового участка земли в Сан-Франциско и других городах, чья коммерческая деятельность будет поддерживать дхармическую деятельность, включая буддийский университет, школу, монастырь для монахов и монахинь, а также предоставление жилья бездомным.
Лама Сопа Ринпоче (слева) и Лама Тубтен Еше в Новой Зеландии в 1975 году во время двухнедельного курса, данного в Вайканайе близ Веллингтона. Фотография из архива мудрости Ламы Еше.
Досточтимая Робина, когда Вы начали работать для Ламы и Ринпоче?
Я работаю для Ламы Еше и Ламы Сопы Ринпоче с тех пор, как я их встретила — ну, не точно. Я встретилась с ними в 1976 году, в Институте Ченрезига в Квинсланде. Я приняла участие в месячном курсе по ламриму с Ринпоче, за которым последовал месячный ретрит, начавшийся с посвящения Ченрезига, данного Ламой, и завершившийся двухнедельным комментарием на текст Его Святейшества Далай-ламы. Мне нравится делать что-то, так что когда я была там эти два месяца — медитация не очень меня привлекла – я вызвалась добровольцем на расшифровку учений. Технически, меня не нанимали, но я чувствовала, что это была моя работа, которая мне подходила.
Когда я вернулась в Мельбурн после курса, я работала для досточтимого Бонни в Институте Тары, занималась в полиграфической компании моей семьи печатью и производством издания «Золотого солнца, исполняющего желания», собрания советов по ламриму Ринпоче, которое я преподнесла Ламе на следующий год снова в Ченрезиге (прим. — Институте), когда я попросила Ламу быть моим гуру. (Ну, я на самом деле не попросила; я не знала, что мы должны делать. Я поставила Ламу в известность, что он — мой гуру! “Да, я знаю, дорогая,” сказал Лама.)
Я поехала в монастырь Копан в Катманду на ноябрьский курс [ежегодный месячный курс, который Лама Сопа дает с 1972 году] в 1977 году и сразу же, снова, принялась за редакторскую работу. Это было то, чем я больше всего занималась в моей жизни: я всегда занималась пропагандой чего-либо. И когда я получила посвящение в феврале 1978 года, Ник Рибуш, который вел издательскую деятельность в Копане, попросил меня поработать для него.
9 марта 1978 в центре медитации Тушита в Дхарамсале, досточтимая Робина приняла 36 обетов посвящения послушницы от Тараба Тулку. Она только что приехала из монастыря Копан в Катманду, где она приняла обеты рабджунга от Ламы Сопы Ринпоче 9 февраля. Фотография Сильвии Ветцель.
А почему Вы выбрали именно работу, в отличии от, скажем, ухода в ретрит или обучения?
Идея «обучения» вначале не имела для меня смысла. Обучаться чему? Я понятия не имела. Идея медитации, выглядела для меня как просто тихое сидение: я не могла увидеть пользу от этого. Но работа над своим умом, попытка применить к моей жизни закон кармы, с этим у меня не было проблем: это имело для меня смысл. Но всегда в контексте действия, делания вещей. Мне нравилась идея делания вещей.
Я помню, что когда я только стала монахиней, у меня было очень сильное желание, невероятно сильное, мощное, подобное атомной бомбе внутри меня, желание делать что-то. И, конечно, работа, которая появилась у меня в тот момент, была издательской деятельностью. Я помню, что, когда Ник попросил меня во время моих первых месяцев в Копане работать для Wisdom [прим. – издательство] «в течение года», я думала: «Почему он меня спрашивает? Это моя работа!»
После того, как я приняла приглашение Ника, сразу после того, как я получила посвящение, я переехала с ним в Дели, где Лама назначил его директором нового центра, Тушита. Там мы работали над разработкой перечня названий книг для их издания, и я разыскивала типографии, но потом Лама переместил всю его главную деятельность в свой центр на севере Англии, Институт Манджушри. Я поехала туда работать с новым директором Wisdom, Нгавангом Чотаком.
Манджушри Интитут, бывший ФПМТ центр в Камбрии, в Лейк Дистрикте, основанном Ламой в 1976 году, и основное место-расположение издательства Wisdom Publications в период с 1978 по 1983 год. Фото из Архива мудрости Ламы Еше.
Продолжение следует…
Материалы переведены и опубликованы с разрешения правообладателя.
Источник – сайт досточтимой Робины — http://www.robinacourtin.com/