«35 лет служения моим ламам», часть 2. Интервью с досточтимой Робиной Куртин
Интервью Кейт МакДональд с досточтимой Робиной Куртин (проведенные в период с июля 2011 года по февраль 2013 года)
Могли бы Вы рассказать о том, как развивались Ваши идеи в работе в издательстве Wisdom
Я всегда помню, что Лама Еше бы сказал “Мысли масштабно!” и “Будь профессиональной!” Эти слова действительно находили во мне отклик. Я действительно хотела быть такой.
В 70-е годы, когда люди на Западе впервые встретились с буддизмом и отправились в Индию и Непал, и увидели всех этих тибетцев, одетых в длинные одежды и яркие цвета, и мужчин с их длинными волосами и серьгами в ушах, для нас они выглядели как хиппи. Это было действительно всего лишь по-настоящему нелепое ошибочное воззрение в умах западных людей, что «хиппи» и буддизм близки. На самом же деле тибетцы – очень консервативные люди.
И из-за того, что нам рассказывали об “отречении”, мы думали, что это значит выглядеть уродливо и не иметь денег. Или не заботиться о том, как делаются вещи.
Что же значит “профессионально”? Вы делаете вещи надлежащим образом, вы делаете вещи хорошо, вы делаете вещи в соответствии с культурными особенностями. Я помню, как наблюдала за Джэйси Кили, секретарём Ламы в 1980-е. Джэйси относилась серьезно к Ламе. Она носила красивые вещи. Когда она была в Копане, где все носят свою хипповскую одежду, она носила свои чулки, высокие каблуки, красила губы, носила сережки в ушах, пользовалась парфюмом, выглядела очень профессионально. Я обожала её подход.
Лама Еше и Джэйси Кили в 1983 году. Джейси служила в качестве секретаря Ламы с 1979 по 1984 годы. Фото из Архива мудрости Ламы Еше.
Но почему так важно хорошо выглядеть? Не считается ли, по большому счету, важным то, что внутри?
Я помню, Грейс Келли говорила: “Конечно, мне нужно выглядеть красиво, люди вынуждены на меня смотреть”. Это оскорбительно для других, когда мы выглядим ужасно. Это оскорбительно — предлагать книгу, которая выглядит отвратительно, у которой нет хорошего дизайна. Один из способов сделать людей счастливыми — это красиво преподносить вещи. Красивая еда, книга с хорошим дизайном, красивое здание. Мы — люди, у нас есть ум, мы хотим быть удовлетворенными. Каким способом вы можете угождать людям? Быть добрым, предлагая им красивые вещи. Вы знаете, для меня это то, что я усвоила от Ламы, и это так ясно. Это отношение бодхисаттвы. Я не могла тогда это сформулировать — я не знала учения достаточно хорошо – но это имело для меня смысл.
Итак, когда я начала работать в Wisdom, я старалась делать всё очень хорошо. Я всегда слышала голос Ламы, эти мантры в моем уме: мысли масштабно и будь профессиональной. Делать вещи самым лучшим возможным способом. Я взяла на себя дизайн и производство книг, создание книг настолько элегантными, насколько это было возможно. И, конечно, это имеет смысл с точки зрения бизнеса. Если вы пытаетесь что-то продать – а мы присоединялись к миру производства книг и их реализации — необходимо выделяться, привлекать людей.
Я помню, Грейс Келли говорила: “Конечно, мне нужно выглядеть красиво, люди вынуждены на меня смотреть”.
Я всю свою жизнь находилась в окружении издательской деятельности, но мне нужно было познакомиться с книжной индустрией, узнать, как сделать вещь правильно. Итак, я пошла в книжные магазины, смотрела на книги, изучала их дизайн — я изучала переплет, бумагу, размеры, изучала продажу, как они делают всё это. У меня было чувство, что если ты обучишься этому, ты сможешь проявлять творчество, сможешь импровизировать. Тогда ты сможешь смотреть на это так: что я хочу с этим сделать? как я действительно могу проявить творчество? как я могу сделать это самым лучшим? И не халявить: действительно хотеть сделать вещь самым лучшим из всех возможных способов. Я хотела сделать так, чтобы книги выглядели самым лучшим образом. Самый лучший стиль написания, самый лучший дизайн, самая лучшая бумага. Быть профессиональной. Делать это хорошо, делать это действительно хорошо.
Я думаю, необходимость не бояться — это то, что я в самом начала узнала об уме. С одной стороны, нужно узнавать, как вещи обычно делаются, но с другой стороны, не бояться проявлять творчество, быть креативным, не бояться выйти за пределы того, как люди обычно делают вещи. И всегда в своем уме действительно знать, что вы действительно хотите. Таким образом, нужно иметь эти две составляющие: учиться тому, как вещи делаются, и самому действительно отдавать себе отчет, что вы хотите сделать. И иметь уверенность, чтобы делать всё это. Вот что я получила от Ламы.
С самого начала Лама едва ли когда говорил мне, что нужно делать. Этим он побуждал меня взглянуть внутрь себя, научиться находить внутри себя ответ на вопрос, что делать. Быть смелой в отношении этого.
У меня был такой энтузиазм — научиться всем различным аспектам издательского дела. Я любила делать расчеты, любила заниматься дизайном, испытывала совершенное наслаждение, занимаясь редакторской частью; изучая, как редактировать правильно. Смотреть на то, как сделаны книги, а затем узнавать, как это сделать.
Я помню, что была действительно вдохновлена Penguin [прим. – издательство Пингвин]. Начиная с 1930-х годов, Penguin произвел революцию в издательстве, используя простые, элегантные обложки для книг. И потом, в 1940-е годы они начали использовать единообразные обложки с разными цветами для того, чтобы отличить одну серию от другой. Мгновенно узнаваемо. Оранжевый для общих книг, синий, я думаю, для художественных книг, зеленый использовался, я забыла уже, для криминальных историй. Это работало. Таким образом, основываясь на этом принципе, мы придумали в Wisdom концепцию книг основного уровня, среднего уровня и продвинутого уровня. Мне это казалось очень ясным: если буддизм – это что-то, что вы пытаетесь изучать, книги должны быть структурированы, подобно курсу, и сразу же быть узнаваемы. Так у нас был оранжевый цвет для базового уровня, белый — для среднего уровня, и темно-синий — для продвинутого уровня.
Концепция дизайна досточтимой Робины с использованием цветов во время её работы в издательстве Wisdom Publications была вдохновлена книгами издательства Penguin. «Мне казалось очень ясным то, что если буддизм – это что-то, что Вы пытаетесь изучить, книги должны быть структурированы, подобно курсу, и сразу же быть узнанными.»
Я также училась распространению и продаже книг. Самая первая книга, которую мы продавали в книжных магазинах, была книга «Тихий ум, святой ум», небольшая книга в твердом переплете, учения Ламы Еше на Рождество, которые он давал каждый год в Копане. Мы напечатали 5000 экземпляров, и я ходила во все магазины в Лондоне, продавая их; тогда у нас еще не было дистрибьюторской компании. Мне действительно нравилось заниматься всеми аспектами издательского дела, я желала делать каждую часть, всё, чем я никогда ранее не занималась.
И тогда значимой частью было размышление. В то время, когда я вовлеклась в это, ФПМТ был организацией международной, но относительно небольшой. Было около 13 центров. Мне нравятся перспективные картины, так что в издательстве Wisdom я постаралась это выразить. Мыслить масштабно означает мыслить всеохватывающе. Я приехала из Австралии, затем я жила в Англии, я была в Непале, путешествовала уже немного до того, как стать монахиней. Я знала, что мир — это на самом деле не такое уж и большое место. Итак, я подумала, “Где в мире самое лучшее место для печати? Где дешевле всего?» Не только для производства, но и также для перевозки и продажи. И где же самый центр; в конце концов, мы продавали книги в Европе, Тихоокеанском регионе, Азии и Америке. Азия была самым дешевым местом и центральным. Итак, я поехала в Гонконг в поисках полиграфических компаний и была там вместе с Питером Кеджем, первым интендантом Ламы, который там начал бизнес.
Питер Кедж в Копане в 1972. Питер переехал в Гонконг в 1979 для начала бизнеса в поддержку ФПМТ. «Он не думал: “Отлично, кто же собирается дать нам денег? Откуда приходят пожертвования?’ Он решил, что сделает что-нибудь сам для этого. Мне нравится такой способ мышления. Это меня вдохновляет. » Фото из Архива мудрости Ламы Еше.
Мы печатали не только книги, но также и тысячи плакатов с изображением божеств, например, а также картины Энди Вебера и Питера Айзели – у людей на стенах вы до сих пор можете видеть эти плакаты спустя тридцать лет. В течение двух лет подряд мы печатали ежедневники с картинами, созданными монахами из монастыря Копан на обложке, и мы печатали их на четырех языках и продавали по всему миру. Мы печатали тысячи открыток с изображением божеств и поздравительные открытки.
У Ламы были ученики из разных стран – Германии, Италии, Франции, Испании – кто также хотел переводить и издавать учения. И мы работали вместе. Когда я пришла в издательство Wisdom, я сделала заказ Питеру Айзели на разработку логотипа издательства Wisdom – этот тот самый логотип, который используется и сейчас. Мы все пришли к соглашению, что каждый должен его использовать: мы все были издательствами ФПМТ, в конце концов. И издательство Chiara Luce в Италии, и издательство Dharma Ediciones в Испании, и издательство Diamant Verlag в Германии, подобно издательству Wisdom, до сих пор его используют.
Всегда большая картина. В течение того периода времени мы издали руководство ко всей деятельности ФПМТ: белые страницы – для центров, желтые – для предпринимательской деятельности: тогда существовало несколько видов. И в 1982, во время подготовки к визиту Его Святейшества Далай-ламы во Францию, Италию и Испанию, который организовали совместно Лама Еше и ФПМТ, я провела некоторое время в Гонконге, в течение которого я написала и перевела на четыре языка первую брошюру о ФПМТ и его деятельности по всему миру, которую мы издали тиражом в 10 000 экземпляров и распространили среди всех участников мероприятий Его Святейшества.
Досточтимая Робина и другие “охранники” из ФПМТ с Его Святейшеством Далай-ламой во время учений, организованных Ламой Еше во Франции, Италии и Испании в октябре 1982 года. Фото Ган Циссе
Я могла увидеть на примере Ламы и его невероятной деятельности, что необходимо быть бесстрашной, мужественной. Сначала у тебя есть представление, мысль, а затем ты осуществляешь это. Это так просто — оставаться застрявшими в наших собственных маленьких делах, мы так боимся сделать что-то новое, мы боимся думать иначе. Мы боимся того, что подумает мир. Это то, чему я научилась у Ламы: быть отважной, делать вещи хорошо, и думать иначе, выходить за рамки привычного.
Я вижу в центрах по всему миру, что одна из наших самых распространенных ошибок это: “О, мы не можем себе этого позволить, у нас нет денег”. И мы всегда не доверяем себе, всегда сдерживаем себя. Так важно быть оптимистичными, знать, что мы можем это сделать, мы можем найти средства для того, чтобы это сделать; сделать это хорошо, сделать это наилучшим образом, и сделать это действительно творческим и необычным способом.
Итак, Ваша идея коммерческой деятельности в поддержку Дхармы также пошла от Ламы?
Да, конечно, но, правда, прошло 15 лет, прежде чем появились возможности применить их на практике. Как я уже упоминала, Питер Кедж уехал в Гонконг, чтобы начать бизнес: это меня тоже вдохновило. Питер служил Ламе с 1972 года или около того. В 1975 году Лама назвал свою работу Фонд Поддержания Махаянской Традиции. Именно Питер помогал Ламе поднять эту организацию, и он понимал, что денег не было. И что меня действительно впечатлило, так это то, что он не просто думал: “Отлично, кто же даст нам денег? Откуда берутся пожертвования?” — он решил, что он сделает что-нибудь сам для этого. И в 1979 году он поехал в Гонконг и начал бизнес. Мне нравится такой образ мышления. Это вдохновило меня. И не только Питер. С начала своей работы в Копане, у Ламы были ученики, Марсель Бертельс и Роджер Кунсанг, которые занимались в Катманду коммерческой деятельностью. Лама так ясно это понимал.
Марсель Бертельс с Ламой Еше и Ламой Сопой Ринпоче (справа) в Амстердаме в 1979 году. Ламы хотели, чтобы Марсель занимался бизнесом с первого дня в Катманду. Фото сделано Жан-Полем Куль. Фото из архива мудрости Ламы Еше.
С этого момента семя коммерческого мышления начало процветать в моем уме, увидевшем пользу от коммерции. Затем, в 1987 году, спустя 10 лет работы в издательстве Wisdom, Ринпоче сказал мне идти и давать учения, что со мной ранее никогда не случалось. Я не так много знала о Дхарме, я редактировала книги, я посещала программу подготовки геше в Институте Манджушри несколько лет; прошло всего 12 лет с того момента, как я стала буддисткой.
Продолжение следует…
Материалы переведены и опубликованы с разрешения правообладателя.
Источник – сайт досточтимой Робины — http://www.robinacourtin.com/