Досточтимая Тубтен Чодрон. «Восемь однодневных обетов махаяны»
Перевод расшифровки краткой лекции
Сегодня утром в Аббатстве мы приняли восемь обетов махаяны. Это практика, которую мы выполняем каждое полнолуние и новолуние, и происходит она из древней Индии, где в дни новолуния и полнолуния Сангха выполняла очищение и восстановление своих обетов; люди также приходили в монастырь, чтобы получить восемь однодневных обетов. Восемь обетов махаяны — это принятие этих восьми обетов с мотивацией махаяны – иными словами, с желанием стать полностью пробужденным буддой ради блага всех живых существ.
Итак, это принятие особых однодневных обетов. Когда вы принимаете их впервые, они принимаются в присутствии учителя; после этого вы можете принимать их самостоятельно перед алтарем или визуализируя Будду.
У этой практики, практики принятия восьми обетов махаяны есть множество видов пользы, поскольку, хотя это и однодневная практика, вы получаете опыт соблюдения основополагающих обетов сроком в один день – причем не только пяти обетов мирянина, но и однодневного воздержания, отказа от развлечений, музыки и украшений; воздержания от принятия пищи после полудня и тому подобного. Итак, в этот день вы получаете чуть больше опыта, близкого к монашескому, так что это изумительный способ стать более осознанными относительно того, что вы говорите, делаете, думаете и чувствуете – а также способ одновременно многое очистить и создать благую заслугу.
В строфе, которую мы читаем, когда утром принимаем эти обеты, говорится о пользе укрепления тридцати семи опор или тридцати семи крыльев, ведущих к просветлению, и о тому подобном. Среди прочих видов пользы, однако, речь идет и о прекращении голода и устранении болезней, и можно задуматься: «Как же принятие восьми обетов махаяны препятствует голоду и болезням?». Что же, если мы подумаем с точки зрения кармы, то увидим в этом смысл. Кроме того, обеты противодействуют бедности.
Итак, если мы спросим какова причина болезни, то выяснится, что это причинение вреда телам других существ – такова главная, хотя и не единственная, причина. Главная причина болезни – причинение вреда телам других существ, которое мы осуществляли в прошлых жизнях. Когда мы прекращаем убивать, то прекращаем создавать причину, в силу чего предотвращаем болезни и ранения. Какова кармическая причина бедности? Это воровство и жадность, которым мы предавались в прошлых жизнях – так что когда в этой жизни мы прекращаем воровать, то не создаем причин для бедности и очищаем часть кармы, которую создали тем воровством, которое осуществляли в прошлых рождениях. Что до прекращения голода, когда мы едим в определенные часы – не позже полудня – то перестаем переедать, перестаем растрачивать пищу, и даже в этой жизни это в качестве следствия может повлечь за собой прекращение голода.
Таким образом мы видим, что восемь великих обетов махаяны приносят виды пользы, которые, разумеется, созреют в будущих жизнях, созреют как наши освобождение и просветление – но также и виды пользы, которые созреют прямо сейчас. В частности, когда мы принимаем эти обеты, они действительно дают нам возможность увидеть свой ум. Многие говорят, что никогда не осознавали, сколько болтают – пока не приняли обет не лгать и не стали следить за тем, что говорят, чтобы отслеживать возможную ложь; отслеживая ложь, они замечают: «Боже, я ужасно много говорю – возможно, мне не нужно все это говорить». Некоторые люди много напевают с закрытым ртом, или поют в уме, или мысленно смотрят фильмы; когда вы принимаете эти обеты, то внезапно все это замечаете, потому что у вас есть обет не петь, не смотреть развлекательных программ и представлений. Возможно, раньше вы за собой всего этого не замечали – но теперь замечаете. Или, скажем, некоторые из нас часто перекусывают; когда же мы принимаем обеты, то осознаем, насколько нам присуща потребность отвлекаться на еду или чай; или, скажем, всегда есть побуждение «пойти чем-нибудь закусить». Мы начинаем все это лучше осознавать; возможно, раньше мы за собой всего этого не замечали.
Подобным образом, приняв на двадцать четыре часа обет целибата, некоторые люди замечают: «Боже, я много флиртую – в том, как хожу, как использую свои глаза – и раньше никогда этого не замечал(а)». Таким образом, обеты приносят подобную пользу, открывая врата для того, чтобы мы более ясно увидели свой ум; их польза, разумеется, также включает очищение и накопление заслуги. Таким образом, следует радоваться тем дням, когда у нас есть возможность принять восемь обетов махаяны – причем не просто их принять, но и соблюдать.
Перевод и редакция – дост. Лобсанг Тенпа