Досточтимая Сангье Кхандро. «Зачем медитировать?»
Каждый желает счастья, тем не менее, мало кто из нас находит его. В наших поисках удовлетворения мы переходим от одних отношений к другим, от одной работы — к другой, из одной страны в другую.
Мы изучаем искусство и медицину, учимся быть теннисистами и машинистами, заводим детей, гоняем на машинах, пишем книги и выращиваем цветы. Мы тратим деньги на домашние системы развлечения, мобильные телефоны, айподы, карманные компьютеры, удобную мебель, отпуск под лучами солнца. Или мы пытаемся вернуться назад к природе, едим здоровую пищу, занимаемся йогой и медитируем. Почти все, что мы делаем — это попытка найти настоящее счастье и избежать страданий.
Нет ничего предосудительного в желании счастья; нет ничего плохого во всех этих попытках найти его. Проблема состоит в том, что мы смотрим на такие вещи, как отношения, принадлежащие нам предметы, приключения, как на что-то обладающее значительной способностью удовлетворить нас, то есть быть причиной счастья. Но они не могут — просто потому что они недолговечны. По своей природе все постоянно меняется и, в конце концов, исчезает: наше тело, наши друзья, все, что нам принадлежит, все, что нас окружает. Наша зависимость от непостоянных вещей и наше цепляние за подобное радуге счастье приносит только разочарование и горе, а не радость и удовлетворение.
Мы испытываем счастье и от внешних объектов, но оно не удовлетворяет нас по-настоящему и не освобождает нас от наших проблем. Это счастье низкого качества, ненадежное и кратковременное. Это не означает, что мы должны отказаться от наших друзей и имущества для того, чтобы быть счастливым. Скорее, мы должны отказаться от наших неправильных представлений о них и от наших нереалистичных ожиданий того, что они могут сделать для нас.
Мы не только видим их [внешние объекты] как нечто постоянное и нечто, что может нас удовлетворить, корень наших проблем — это фундаментально ошибочный взгляд на реальность. Мы инстинктивно верим, что люди и вещи существуют независимо, со своей стороны, что они обладают самобытием, самасущей вещественностью. Это означает, что мы смотрим на вещи как на имеющие определенные качества, естественно неизменные, мы думаем, что они есть, со своей стороны, хорошие или плохие, привлекательные или отталкивающие. Эти качества, кажется, там, в самих объектах, совсем независимых от нашей точки зрения и всего остального. Мы думаем, например, что шоколад по своей природе вкусен, или что успех независимо приносит удовлетворение. Но конечно, если бы они были такими, они всегда безошибочно приносили бы нам счастье или удовлетворение, и все испытывали бы это одинаково.
Наша ошибочная идея крепко зафиксирована и привычна, она окрашивает все наши отношения и взаимодействия с миром. Возможно, мы редко задаемся вопросом, действительно ли наш взгляд на вещи отражает их истинный способ существования, но как только мы сделаем это, станет очевидно, что наша картина мира преувеличена и однобока; что хорошие и плохие качества, которые мы видим в вещах, на самом деле созданы и спроецированы нашим собственным умом.
Согласно буддизму, есть продолжительное, стабильное счастье, и все имеют потенциал пережить его. Причины счастья лежат в нашем уме, и методы его достижения могут практиковаться кем угодно, где угодно, при любом стиле жизни — жизни в городе, при 8-часовом рабочем дне, заботе о семье, играх по выходным. Практикуя эти методы — медитацию — мы можем научиться быть счастливым в любое время, в любых ситуациях, даже в сложных и болезненных. На самом деле, мы можем освободиться от таких проблем, как неудовлетворенность, гнев и тревога и, в конце концов, осознав, как вещи существуют на самом деле, мы полностью уничтожим сам источник всех тревожащих состояний ума, и они больше никогда не появятся вновь.
Перевод Дины Скатовой
(Отрывок из книги Кэтлин Макдональд «Как медитировать», 2005 г. Благодарим Wisdom Publications, Inc., wisdompubs.org за разрешение на использование)