Досточтимая Сангье Кхандро. «Что такое медитация?»
Усмирение ума и приведение его к правильному пониманию реальности — непростая задача. Она требует медленного и постепенного процесса слушания и чтения объяснений об уме и природе вещей, размышления об этом и внимательного анализа этой информации, и, наконец, изменения ума посредством медитации.
Ум может быть разделен на чувственное сознание — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание — и ментальное сознание. Ментальное сознание имеет несколько уровней — от самого грубого, например, гнева или желания, до самого тонкого уровня полного спокойствия и ясности. Оно включает наши интеллектуальные процессы, наши чувства и эмоции, воспоминания и сны. Медитация — это деятельность ментального сознания. Она вовлекает часть ума в наблюдение, анализ и взаимодействие с остальным умом.
Медитация может иметь разные формы: однонаправленная концентрация на внутреннем объекте, попытка понять какую—то личную проблему, порождение радостной любви ко всему человечеству, молитва к объекту преданности, или общение с собственной внутренней мудростью.
Прямое интуитивное осознание того, как существуют вещи, соединенное с любовью и состраданием ко всем существам — это просветление, результат практики буддизма Махаяны. Его цель — и движущая сила всей практики — помочь другим тоже его достичь.
Тибетский термин, обозначающий медитацию, гом, буквально означает «ознакомление». То, что возникает в нашем уме, — самое знакомое для нас. Если кто—то ведет себя недобро или неуважительно по отношению к нам, мы немедленно ощущаем боль или гнев, потому что это — самые знакомые и привычные реакции. Буддийская медитация приводит к ознакомлению нашего ума с позитивными состояниями, такими как любовь, сострадание, терпение, ясность, мудрость, чтобы они стали более естественными и спонтанными. Итак, когда мы встречаем недоброго или враждебного человека, мы будем более склонны оставаться спокойными и терпеливыми, и даже чувствовать к нему сострадание.
Существует много разных техник медитации. Каждая техника имеет особые функции, приносит свою пользу и является частью схемы приведения ума к более реалистичному взгляду на мир.
Возможно, лучше всего было бы начать с того, чем медитация не является, потому что ее смысл часто неправильно понимают. С одной стороны, медитация — не деятельность тела: это не просто сидение в определенной позе или особый способ дыхания, также медитацией занимаются не для того, чтобы испытать приятные телесные ощущения. Напротив, это — деятельность ума, и совершается с целью трансформации ума, с целью сделать его более позитивным. Хотя лучшие результаты обычно достигаются, когда мы медитируем в тихом месте, мы также можем медитировать среди шума, когда мы работаем, ходим, едем на автобусе или готовим обед. Один тибетский практик медитации достиг реализации Пустоты во время рубки дров, а другой достиг однонаправленной концентрации, когда убирался в комнате своего Учителя.
Сначала мы учимся развивать медитативное состояние ума во время формальной, сидячей практики, но как только мы достигаем хороших результатов, можем применять более свободный и творческий подход, можем порождать это состояние ума в любое время, в любой ситуации. К тому времени медитация становится образом жизни.
Медитация не является чем—то чуждым или неподходящим для западного ума. Есть разные методы практики медитации в разных культурах, но все они разделяют общий принцип ознакомления ума с позитивными, благими состояниями. Ум каждого человека, восточного или западного, состоит из одинаковых основных элементов и переживаний, сталкивается с одинаковыми проблемами — и и имеет одинаковый потенциал.
Медитация — это не отдаление и не побег. Фактически, это — абсолютная честность с самим собой: верный взгляд на то, кем мы являемся и работа над собой с целью стать более позитивным и полезным для себя и других. У ума есть как позитивные, так и негативные стороны. Негативные аспекты — это наш ментальный беспорядок, или, совсем буквально, омрачения — включая зависть, ненависть, желание, гордость и тому подобное. Они возникают от непонимания реальности и привычного цепляния за наш взгляд на вещи. Посредством медитации мы можем признать наши ошибки и настроить наш ум на более реалистичное и честное мышление и реакцию.
Конечная цель, просветление, является долговременной. Но медитация, выполненная с этой целью, может принести огромную кратковременную пользу.
Когда наша конкретная картина мира смягчается, мы развиваем более позитивный и реалистичный взгляд на себя и становимся более расслабленными и менее взволнованными. Мы учимся иметь меньше нереалистичных ожиданий от людей и вещей вокруг нас и, таким образом, испытывать меньше разочарований; отношения улучшаются, и жизнь становится более спокойной и удовлетворительной. Но помните: привычки, культивируемые всю жизнь, умирают с трудом. Довольно трудно просто признать наши гнев и зависть, намного легче вернуться к знакомому потоку чувств или проанализировать их причины и результаты. Изменение ума — это медленный и постепенный процесс. Это подобно избавлению себя от инстинктивного, вредного, привычного пути и ознакомление с привычками, обязательно приносящими положительный результат — для нас и других.
Есть много медитативных техник, но, согласно тибетской традиции, все они могут быть разделены на две категории: стабилизирующая и аналитическая.
Стабилизирующая медитация
В общем, этот тип медитации используется для развития концентрации, и, в конце концов, для достижения полного умиротворения (санскрит: шаматха), это особый тип концентрации, который позволяет оставаться сфокусированным на любом желаемом объекте так долго, как хочется, и испытать блаженство, ясность и мир.
Концентрация и полное умиротворение необходимы для любого настоящего, стойкого понимания и изменения ума. В стабилизирующей медитации мы учимся сосредотачиваться на одном объекте — дыхании, природе своего ума, идее, визуализируемом объекте — не прерываясь. Непрерывное сосредоточение — прямая противоположность обычному состоянию ума. Если вы немного заглянете внутрь себя, вы заметите, как ваш ум прыгает от одного объекта к другому: мысль о чем—то, что вы сделаете позже, внешний звук, друг, что—то, что случилось раньше, физическое ощущение, чашка кофе. Нам никогда не нужно говорить уму: «Думай!» или «Чувствуй!». Он всегда занят чем—то, ускоряется, со свойственной ему энергией.
С таким беспорядочным и неконтролируемым умом, мало шансов на успех, что бы мы ни делали, запоминаем ли телефонный номер, готовим еду или ведем бизнес. И, конечно, без сосредоточения невозможна успешная медитация.
Стабилизирующая медитация непроста, но она необходима для установления контроля над умом. Хотя развитие действительной однонаправленной концентрации и полного умиротворения — работа для тех, кто посвящает медитации все время, нам не нужно уединяться в горах, чтобы испытать пользу от такого вида медитации: даже в нашей повседневной городской жизни мы можем развить хорошую концентрацию, регулярно уделяя 10—15 минут в день стабилизирующей медитации (например, медитации на дыхании). Это может принести мгновенное чувство пространства и позволит нам увидеть работу ума более ясно, как в течение медитации, так и на протяжении всего остального дня.
Аналитическая медитация
Этот вид медитации нацелен на развитие способности проникнуть в суть, или правильное понимание способа существования вещей, и, в конце концов, на достижение особого понимания (санскрит: випашьяна), которое видит абсолютную природу всех явлений. Аналитическая медитация применяет в игре творческую интеллектуальную мысль и является ключевой для нашего развития: первый шаг в достижении хоть какого—то реального постижения — концептуальное понимание способа существования вещей. Эта концептуальная ясность развивается в твердую убежденность, которая, соединенная со стабилизирующей медитацией, приносит прямое и интуитивное знание.
Однако, даже прежде чем мы можем «узнать, какими являются вещи», мы, во—первых, должны определить наши ошибочные концепции. Используя ясную проникающую аналитическую мысль, мы распутываем сложности моделей наших отношений и поведения. Постепенно мы можем устранить те мысли, чувства, идеи, которые приносят несчастье нам и другим, и вместо них культивировать мысли, чувства и идеи, приносящие счастье и умиротворение.
Таким образом, мы знакомимся с реальностью, например, причины и следствия — что наш сегодняшний опыт является результатом наших прошлых действий и причиной того, что мы будем переживать в будущем — или с тем фактом, что все вещи лишены самобытия. Мы можем медитировать пункт за пунктом на пользе терпения и недостатках гнева, на значении развития сострадания, на доброту по отношению к другим.
С одной стороны, сессия аналитической медитации — это стадия интенсивного изучения. Однако, уровень концептуальной мысли, который мы можем достичь во время этих медитаций, тоньше, и, следовательно, обладает большим потенциалом, чем наши мысли в повседневной жизни. Так как наши чувства не подвергаются атаке обычного безумного потока входящей информации, мы способны сильнее сосредоточиться и развить очень тонкую чувствительность к работе нашего ума.
Аналитическая медитация также может использоваться как самоисцеление. Лама Еше говорил: « Каждый из нас должен знать свой ум; вам следует стать вашим собственным психологом». Когда у нас есть проблема, или мы чувствуем эмоциональный спад, мы можем сесть и успокоить свой ум несколькими минутами медитации на дыхании. Затем, на шаг отступив от наших мыслей и эмоций, мы можем попытаться понять, что происходит. «Какие мысли роятся в моем уме? Какие эмоции возникают?» Посредством спокойного, ясного пространства медитации, будет легче узнать, где наши мысли ошибочны, и исправить их, привнеся более реалистичные и полезные идеи, которые мы изучили во время духовных занятий и практик.
Некоторые люди думают, что медитация — это обязательно стабилизирующая, однонаправленная медитация, а когда мы медитируем, наш ум должен быть свободен от всех мыслей и концепций. Это неправильно: однонаправленная медитация — не единственный существующий вид медитации, а искусно используемые мысли и концепции играют ключевую роль в изменении ума к лучшему. В корне наших проблем и сложностей лежат ошибочные суждения о реальности, и единственный способ освободиться от них — это сначала определить, а затем трансформировать их, используя аналитическую медитацию. Оставаясь однонаправленно сфокусированным на этих новых постижениях, ум может детально и глубоко ознакомиться с ними. Вот так происходит реальная, длительная трансформация ума.
Таким образом, стабилизирующая и аналитическая медитация дополняют друг друга и могут практиковаться вместе в течение одной сессии. Медитируя на пустоту, например, мы анализируем объект (пустоту), используя информацию, которую мы слышали или читали, также как и свои собственные мысли, чувства и воспоминания. На каком—то этапе возникает интуитивное переживание или убежденность относительно объекта. Нам следует перестать думать и однонаправленно сконцентрировать внимание на этом чувстве на как можно более длительный промежуток времени. Мы должны пропитать ум опытом. Когда чувство меркнет, мы можем либо продолжить анализ, либо завершить сессию.
Этот метод комбинирования двух видов медитации становится причиной для того, чтобы ум буквально стал одним целым с объектом медитации. Чем сильнее наша концентрация, тем глубже будет наше озарение. Нам нужно повторять этот процесс снова и снова с чем угодно, что мы хотим понять, чтобы превратить наше прозрение в реальный опыт.
Стабилизирующая медитация, например, медитация на дыхании, также пойдет лучше при использовании определенного искусного анализа. Когда мы садимся медитировать, нам следует начать с исследования нашего состояния ума и прояснения нашей мотивации, с которой мы делаем практику, и это задействует аналитическую мысль. Во время самой медитации нам, возможно, особенно трудно сконцентрироваться. В такие моменты хорошо проанализировать проблему в течении нескольких секунд, затем снова установить ум на дыхании. Также иногда полезно проверить ум во время медитации, чтобы удостовериться, что он не спит наяву, а делает то, что от него требуется.
Перевод Дины Скатовой
(Отрывок из книги Кэтлин Макдональд «Как медитировать», 2005 г. Благодарим Wisdom Publications, Inc., wisdompubs.org за разрешение на использование)