Янси Ринпоче. «Где же все западные геше?»
В этом эпизоде серии «Спросите ламу» журнал «Мандала» побеседовал с Янгси Ринпоче в его развивающемся буддийском университете – Институте Майтрипы.
Геше-лхарампа, выпускник расположенный в Индии колледжей Сера Дже и Гьюдмед, Ринпоче открыл Институт Майтриы в 2006 году и занимает в нем роль председателя и одного из профессоров.
Где все западные геше, кхенпо, друпоны и ламы? Меня беспокоит нехватка полностью квалифицированных западных учителей.
– Ринчен Гьяцо, Роузмид, Калифорния
Сейчас происходят две вещи: с одной стороны, западные ученики прошли всю необходимую подготовку и в итоге получили ярлык «квалифицированные» или «готовые учить». Также есть и другая сторона: в силу личных кармических связей, учитель просто естественным образом накапливает необходимые качества, но при этом не проходит традиционной подготовки. Что до отдельных учеников, вы можете относиться к кому-то как «к своему учителю – я вижу что он/она обладает квалификацией»; однако в том, что касается общества, в данный момент все традиции пытаются этот статус стандартизировать.
С моей точки зрения – если говорить о личном мнении – существует множество квалифицированных западных учителей – как монахов, так и мирян – однако прямо сейчас Запад находится на «перекрестке»; хотя и существуют некоторые квалифицированные учителя, нет неких рамок, в которых люди могли бы распределять всех на категории квалифицированных и неквалифицированных.
Квалификации геше и им подобные были определены в тибетской культуре. На Западе нужно принять стандарты, соответствующие вашей собственной культуре. Семена уже заложены, но пока они не в полной мере проросли. Определение стандартов может протекать не совсем так же, как оно протекало в Тибете и Индии; когда Дхарма будет больше соотноситься с западной культурой, она сама очертит свою самость.
В том же, что касается основы квалификаций учителя, наличие у человека подлинных познаний при нехватке сострадания и терпения в процессе общения с учениками не принесет столь уж значительной пользы. Если человек, кто бы то ни был, обладает познаниями, а в дополнение к ним также наделен состраданием и терпением по отношению к ученикам, и, разумеется, осуществляет все без эго и тому подобного, то, по большому счету, такой человек квалифицирован. По сути, в ламриме упоминаются десять качеств – всего десять, а не сотни! Если человек читает и принимает за это ответственность, а также способен справиться с этими десятью аспектами, этого достаточно – такой человек квалифицирован.
Что же до подготовки жителей запада к тому, чтобы учить тантре, одна из проблем, которые я наблюдаю состоит в западном подходе к обучению: все должно быть объяснено, все должно быть разложено. Если подобный настрой ум сохраняет большую силу и господствует над умом, стать тантрическим практикующим может быть немного сложно. Есть множество вещей, не поддающихся нашим объяснениям. Некоторые жители запада уже являются прекрасными практикующими, но, говоря в целом, научный ум может порождать определенные препятствия, а тантраяна подобна поэзии; с научной точки зрения она непонятна. Те, кто способен одновременно поддерживать оба ума, имеют хорошую возможность стать квалифицированными учителями.
Если при поисках учителя ум ваш полон условностей, но при этом вы искренне пытаетесь отыскать наставника, в поиске того, кто вам способен помочь, вы будем ограничены. Будьте очень открыты. На западе я вижу, что «я» ставится во главу угла – это «мой» учитель; в центре все равно остаетесь вы, а учитель выступает как защита или буфер. Важно, чтобы эти отношения не были подобны проектору, с помощью которого вы проецируете что-то на отношения и все видите в них. Отношения учителя и ученика – это нечто, что растет и развивается. При этом они не будут подобны идеальному образу – вам просто нужно естественным образом позволить им расти. Не будьте такими напряженными.
По сути, есть три качества наставника: хорошее понимание надлежащих качеств; дисциплина в применении этих качеств; и наличие чрезвычайно уважительного отношения к ученикам, когда вы относитесь к своим ученикам как к своим учителям. Если вы обладаете этими тремя качествами, то, несомненно, подготовлены. Есть множество очень умных и полных огромного энтузиазма учеников, так что в будущем, определенно, будет множество квалифицированных учителей.
Источник: Where Are All The Western Geshes? | Mandala Publications
Перевод с английского дост. Лобсанг Тенпа