Геше Лхундруп Сопа о причине страданий
Что есть причина для счастья? Что есть причина для страданий? Эти вопросы – важнейшие в буддизме. Будда объяснил, что центральный источник всех проблем – ошибочная концепция нашего Я. Мы вечно держимся за некое Я, за некую эгоцентрическую идею, и всё, что мы делаем, основывается на этой ложной концепции природы «себя». Из этого само-цепляния вырастают привязанность к Я и ощущение себя центром бытия, то есть забота о себе превосходит по важности все прочие дела и мысли обо всех остальных; забота о себе становится центром всей сансары. Все проблемы всех живых существ начинаются именно здесь.
Это слепое само-цепляние становится источником всех разновидностей привязанности к Я. У «меня» появляется «моё»: моя собственность, моё тело, мой ум, моя семья, мои друзья, мой дом, моя страна, моя работа и т. д.
Рядом с привязанностью возникают неприятие, злоба и ненависть по отношению ко всему, что угрожает любому объекту привязанности. В буддизме эти три явления – неведение, привязанность и неприятие – называются тремя ядами. Эти заблуждения и есть причины всех наших проблем. Это и есть наши настоящие враги.
Обычно мы ищем врагов где-то вовне, но буддийский йогин понимает, что внешних врагов не существует; все враги находятся внутри. Как только мы побеждаем неведение, привязанность и неприятие, мы обнаруживаем, что других врагов больше нет. На смену неведению приходит правильное понимание, остаётся только чистый ум, и мы видим истинную природу нашего Я и всех остальных явлений. Перед нами больше не возникает иллюзорная картина мира.
Когда неведение побеждено, мы больше не совершаем ошибочных действий. А когда мы действуем не ошибаясь, мы больше не испытываем страданий, потому что кармический механизм уже не работает. Карма – действия тела, речи и ума живых существ, а также семена, сажаемые этими действиями в ум, – теперь под контролем. Раз причины этих действий – неведение, привязанность и неприятие – устранены, то это значит, что и действия, которые совершались по этим причинам, больше не совершаются.
Неведение, привязанность и неприятие, а также их производные – тщеславие, зависть, ревность и тому подобное – это страшная сила. Как только эти эмоции проявляются, они мгновенно подчиняют себе наш ум. Мы сразу же оказываемся во власти этих внутренних врагов, и у нас уже нет никакой свободы управления. Находясь под властью этих внутренних врагов, мы причиняем зло даже тем, кого любим. Мы можем даже убить собственных родителей или детей. Все конфликты, начиная с выяснения отношений между членами семьи и кончая мировыми войнами, вырастают из этих негативных мыслей.
Шантидева сказал: «У всех проблем – одна причина». Эта причина – неведение, ошибочное понимание природы Я. Все живые существа похожи друг на друга в том, что все они находятся во власти этого само-цепляющегося неведения. Однако каждый из нас способен заняться йогическими практиками, которые очищают ум до такого состояния, когда он уже может видеть мир таким, какой он есть на самом деле.
Геше Лхундруп Сопа, “Мудрость, метод и Три основы пути”