Геше Тензин Сопа о пандемии коронавируса Covid-19

Недавно мы получили видео-сообщение от Геше Тензина Сопы. Ниже приводим его перевод на русский язык.

Перевод видео-сообщения:

Таши делек, приветствую всех братьев и сестер. Очень надеюсь, что вы, используя все то понимание Дхармы, полученное благодаря доброте всех прошлых и настоящих Будд, бодхисаттв, гуру и Сангхи, очень хорошо заботитесь о своем как физическом, так и умственном состоянии в это очень трудное время кризиса, связанного с пандемией коронавируса Covid-19, который происходит сейчас во всем мире и, кажется, становится уже очень серьезным.

Будучи практикующими Дхарму, мы изучаем ее снова и снова, и каждый раз, когда мы обращаемся к учениям Дхармы, когда слушаем лекции о Дхарме, когда мы слушаем советы гуру, они всегда начинаются с подчеркивания значимости основ всей Дхармы, всего учения – четырех благородных истин: истины страдания, истины причин страдания, истины пути и истины прекращения.

Мы все хорошо образованы, понимаем природу сансары, и, в частности, ту сансару, которую мы несем в наших совокупностях [тело и ум], и которую отражает среда, где мы проживаем. Касательно интеллектуального понимания, без сомнения, у нас есть ясное понимание. Но в силу недостатка, у меня в том числе, созерцания, медитации и их применения в повседневной жизни, мы по-настоящему почувствовали себя иначе, когда столкнулись сейчас с угрозой и сложностями на своем пути.

Поэтому, вы видите, это так важно, это чрезвычайно важно с самого начала, с того момента, как только мы встретились с Дхармой, с того момента, как вы начали изучать Дхарму, не отделять изучение, созерцание и медитацию. Мы должны применять все, что изучили, использовать это в нашей повседневной жизни.

Вот почему, я полагаю, вместо того, чтобы относиться к этому кризису как к причине паники, тревог и страданий, как к чему-то удушающему, вместо этого, как практикующие, мы должны использовать эту возможность, чтобы глубоко обдумать то, что мы получили при изучении Дхармы, а также использовать для затворничества. Отправьте ваши тело, речь и ум в ретрит, уединение ото всех видов сансарической деятельности, и в частности, от бессмысленной самсарической деятельности. Постарайтесь соблюдать обеты на уровне ваших тела, речи и ума. Попробуйте принять восемь обетов Махаяны. Попытайтесь использовать это столь драгоценное время для выполнения принятых вами обязательств по выполнению практик йоги божеств.

Сейчас по всему миру страны закрывают границы, применяется самоизолирование, на, как минимум, две недели. Многие из обязательств по выполнению ретритов йоги божеств, могут быть осуществлены в течение как раз двух недель, если провести их с полной концентрацией, посвящая им все свое время.

Я посещаю различные дхарма-центры по всему миру и встречаюсь с разными людьми, практикующими Дхарму. Почти везде я слышу жалобы на отсутствие времени для затворничества (ретрита), времени для того, чтобы по-настоящему обдумать то, что изучили.  Многие говорят: мы так много узнали, мы так много знаем теперь, но по тем или иным причинам не можем интегрировать эти знания в практику, и не можем использовать их в трудное время, использовать Дхарму как противоядие, помогающее преодолеть вызовы сансары.

За прошедшие пару недель мне поступило много сообщений, много вопросов: люди столкнулись с большими трудностями. Многие из них, на самом деле, давно практикуют Дхарму, есть и те, кто и сам проводит занятия по Дхарме. Но они пребывают в таком страхе, неуверенности и беспокойстве, словно Дхарма исчезла. И это причина, по которой обучение, преподавание должны сопровождаться созерцанием и медитацией. И медитация здесь понимается как применение глубокого размышления, использование на глубоком уровне, даже в ситуации, когда возникают трудности и проблемы, знания Дхармы, которая помогает искоренить, или, по крайней мере, предотвратить, очистить любую из форм негативных эмоций. Поэтому, чрезвычайно важно практиковать все то, чему мы учимся.

Даже если мы изучили совсем немного, мы можем исследовать (обдумать) это знание и применить его в нашей повседневной жизни, в качестве противоядия от сансары и ее причин, омрачений.  Такая интенсивная тренировка Дхармы, практика Дхармы поможет справиться со всеми трудностями.

Для практикующего Дхарму этот кризис — это возможность уединиться и провести интенсивные ретриты, интенсивные сессии, по крайней мере, двух- или трехчасовые, четыре раза в день, сочетание ретрита йоги божества с ретритом на ламрим, лоджонг, нёндро и т. д. В перерывах между сессиями у вас может быть может быть один-два часа, которые вы можете посвятить служению членам вашей семьи, или выполнению, например, семичастной практики, в частности простираниям, выполнению чрезвычайно обширных подношений, например, подношений чаш с водой и т. д.  Вы можете очищать неблагое, например, выполняя уборку в вашем доме. Как в той истории, которую все мы знаем, где Архат, ежедневно совершая уборку территории храма, начитывал [“пусть уйдут грязь, пусть уйдут омрачения”]. На внешнем уровне вы вычищаете грязь, на внутреннем – вы очищаете свою карму, накопленные негативные эмоции, омрачения препятствующие нирване и всеведению. В этом случае тот, у кого низкие ментальные способности в силу подобной практики, очищая карму и омрачения, может достичь состояния Архата за одну жизнь. И у нас есть возможность осуществить это. И нам не нужен храм, чтобы куда-то там в него идти. Ваш храм – это ваше сердце. Если у нас есть корректное понимание, правильная практика. Применяя их, где бы вы ни были- это может быть просто ваша комната, место семейного отдыха, – вместо того, чтобы ожидать, чтобы другие что-то сделали, мы можем сделать это в качестве своей пост-медитационной, пост-ретритной практики, своей карма-йоги.

Мы сами, как практикующие Дхарму, должны стремиться быть очень полезными, продуктивными. Когда требуется, выполняя сессию, мы поддерживаем тишину, спокойствие пребываем в ретрите. Когда же семье требуется помощь, например, в приготовлении еды, уборке дома, мы добровольно предлагаем свою помощь вместо того, чтобы ждать, что кто-то другой сделает уборку.

Когда люди живут в большой семье, или, когда, по крайней мере, два человека живут вместе, возникает опасность недопонимания и дисгармонии. Такое случается. Чтобы предотвратить это, добровольно вызывайтесь помочь, пусть это будут самые обыденные вещи, но для практикующего Дхарму это будут не обычные дела, а серьезная практика очищения и накопления заслуги. Таким образом, всё, что необходимо делать дома, в семье или помочь кому-то еще, вы принимаете всё это как возможность для практики шести парамит. Практикуя шесть парамит, вы развиваете свое сердце и в то же время, приносите большую пользу членам своей семьи.

Мы не должны чувствовать себя плохо и подавленно в связи с невозможностью выйти на улицу и социальным отчуждением (карантином), вместо этого мы можем воспринять эту ситуацию как практику великого сострадания и посвятить себя здоровью и благополучию бесчисленных живых существ, человечества, членов семьи и друзьям, их благополучию, здоровью. Таким образом, вы принимаете меры, соблюдая предписания врачей, медицины, науки. Так на относительном уровне мы уделяем внимание гигиене и защите себя и членов семьи, сообществу и в большой перспективе всех людей мира. На абсолютном уровне, причиной всех этих страданий и проблем является негативная карма. Это результат накопленной индивидуальной и коллективной кармы. Поэтому та степень интенсивности, и те трудности, с которыми нам приходится сталкиваться зависят от индивидуальной кармы, а что касается переживаний во всем мире – коллективной кармы.

Поэтому что бы мы ни делали, выполняя предписания медицины и науки, если мы не приложим усилий к очищению кармы, очищению коренной причины, даже если вещи станут немного лучше, тем не менее страдания, проблемы и кризис никогда не завершатся. Они будут продолжаться бесконечно, пока мы не очистим изначальную причину. Поэтому в этот период обращайте внимание одновременно как на выполнение предписание врачей и науки – относительный уровень, так и на очищение кармы применяя Дхарму, выполняя ретриты и практики.

Кризис, страдания – все это по природе своей непостоянно. Понимая эту мудрости Дхармы, вместо страха и тревоги, мы должны сохранять надежду, быть оптимистичными, спокойными и умиротворенными, понимая непостоянство. Все это рано или поздно закончится, завершится. Это просто вопрос времени, когда это случится. Не только текущая пандемия, но и самая серьезная пандемия- сансара, причиной которой являются омрачения и карма, тоже завершится. Мы должны принять самые серьезные меры для очищения ее причин, и прислушаться к мудрым советам, таким как советы Будды.

Итак, вместо страха, вместо того, чтобы быть в страхе и тревоге, мы должны, действительно почувствовать себя удачливыми, вы должны принять эту возможность и способствовать благу бесчисленных живых существ, начиная с членов вашей семьи и всего человечества. Конечно, то, что происходит сейчас это большое несчастье, но, в действительности, сансара сама по себе самое большое несчастье. Все шесть сфер чувствующих существ переживают страдания. Мы столь поглощены цеплянием за материальные объекты, погоней за временными наслаждениями сансары, они полностью занимают умы, ввергают в туман галлюцинаций, омрачений, неведения и в силу этого сансара кажется нам прекрасной. Мы радуемся, когда солнечно, а проблемы как временно набежавшее облако, но в остальном все хорошо.

[Геше-ла читает по-тибетски]

На острие иглы сансары нет удовольствий, нет счастья.

На самом деле сансара сама по себе — это худшая пандемия.

Очищая это, мы очистим и остальные страдания. И это можно сделать, занимаясь практикой. Поэтому каждый, я думаю, должен воспользоваться этим временем, этой возможностью, чтобы действительно достичь просветления в это трудное время. Чтобы интенсивно практиковать Дхарму, чтобы ускорить путь к освобождению, требуется мощное отречение по отношению к сансаре.

Текущая пандемия действительно заставляет нас всех понять, насколько опасна сансара. Все, как практикующие, так и не практикующие Дхарму, смогли увидеть, насколько хрупкой может быть жизнь, насколько серьезно все в этом загрязненном мире. Так что, эта пандемия действительно усиливает наше отречение по отношению к сансаре, отвлечениям сансарическими объектами, политикой обычной и в сфере дхармы, ненависть, непонимание, обиды. Когда такие вещи как эта пандемия происходят, все беспомощны и уязвимы: нет никакой разницы, вы ничем не отличаетесь от верховных правителей, премьер-министров или президентов. Даже самый богатый человек в мире, и полицейский – все становятся одинаковы в этой пандемии. В сансаре все одинаковы. Все в точности в одинаковых условиях.

Поэтому, если вам нужно кого-то простить, то просто прощайте, если вы почувствовали, что вы обидели – зародите сострадание. Если вы чувствуете, что люди где-то обидели вас, простите их.

В жизни вместо того, чтобы быть честными, заботливыми, сострадательными мы просто застреваем в недопонимании, неверных воззрениях. Люди в силу неведения, омрачений, галлюцинаций создают столько вреда друг другу в семьях, в обществе, человек по отношению к человеку

Войны, обвинения, причинение вреда друг другу – все это не нужно. Отпустите. Простите. Культивируйте в это драгоценное время качества, чтобы быть полными сострадания, любви, доброты, заботы. Начните с членов вашей семьи, начните с вашего партнера, с ваших детей, ваших бабушек и дедушек. В это трудное время все члены семьи собираются вместе, пожалуйста, позаботьтесь о пожилых, о маленьких. Пожалуйста, позаботьтесь о своем партнере. Они наиболее ценны для вас. Откройте свое сердце всему человечеству, всем живым существам.

Я думаю, что этот кризис, связанный с пандемией коронавируса, похож на большое учение, проявленное, чтобы действительно изменить наш образ мышления, наш способ совершения поступков. Постигая насколько хрупкими мы можем быть, когда твоя жизнь может оборваться в течение нескольких дней, в момент. Вирус столь заразен!

Мы никогда и не представляли, что у нас такое сильное цепляние за жизнь, за финансовый статус, положение. Нет ничего постоянного, все функционирующие явления непостоянны.

Мы все время считали, что все хорошо, все вокруг чистое, но в сансаре нет ничего хорошего и чистого. Это все наше неверное воззрение, при котором мы цепляемся, считая нечистое чистым, непостоянное – постоянным. Бессамостность, природу пустоты, мы воспринимаем как истинно независимо существующими. И, более того, сансару, эти совокупности, мы воспринимаем, что в них нет ничего плохого, все хорошо. В действительности их природа загрязнена, их природа- страдание. Все сансарические явления, все они по природе – страдания. Но мы всё воспринимаем идеальным, считаем, что всё прекрасно. Более того, даже когда этот кризис, связанный с коронавирусом Covid-19, закончится, вы снова будете воспринимать, что в мире всё хорошо, всё в порядке. Пока мы в сансаре, пока у нас нет базовой мудрости четырех печатей Дхармы, мы всегда будем испытывать потери, накапливая негативную карму, порождая негативные эмоции, отчего в итоге, мы получим всевозможные страдания.

Поэтому, нам очень-очень важно проснуться, и этот раз действительно поменять свое мышление, наше поведение. И нам следует начать с членов нашей семьи. Сейчас действительно время, когда мы должны показать наши искренние любовь, доброту, щедрость и сострадание к остальным членам вашей семьи и остальной части общества. Когда вся эта ситуация с пандемией собирает нас всех вместе, мы должны породить установку отношения друг к другу такую, словно мы наконец встретились с теми, кого так давно хотели увидеть, так долго ждали. Мы должны тренироваться и практиковать так в этот период уединения.

Итак, ещё раз, говоря о ретрите, многие думают, что ретрит, это когда у меня есть ваджра и колокольчик, я в пещере, я выгляжу подобно какой-то статуе. Нет. Ретрит начинается с правильной мотивации, того, как вы действуете на уровне тела, речи и ума в соответствии с принципами Дхармы, в соответствии с принципами шести парамит, в соответствии с принципами мудрости четырех печатей. Глубокая медитация, глубокое осознавание сострадания и самоотречения, и это представление через наши тело, речь и ум обращено к обществу, ко благу всех живых существ, начиная с вашего партнера, членов вашей семьи. Это и есть ретрит. Это и есть применение Дхармы в действии. Я надеюсь, что вы все будете поступать так.

Мы так удачливы, что Кьябдже лама Сопа Ринпоче, Их Святейшества и другие гуру даровали нам так много советов по Дхарме, и что в наши дни можно так легко найти эти рекомендации при помощи сети интернет, найти рекомендуемые практики. Каждый из нас может практиковать наилучшим образом в группе онлайн, или старательно практиковать индивидуально вместо того, чтобы впадать в депрессию, вместо того, чтобы быть подавленным. Почувствуйте, наоборот, нехватку времени выполняя все эти практики, и чувствуйте себя очень удачливыми, что у вас есть по крайней мере некоторое время сейчас для выполнения этих практик.

Я сам с середины декабря старался уделить время ретриту, сейчас же многие преподавательские туры отложены, ввиду заботы о благополучии других.

Это необходимо, чтобы каждый взял на себя ответственность за благо других. Возможно, пройдёт два-три месяца, может быть шесть месяцев, или даже год прежде, чем эта ситуация будет взята под полный контроль. Выполняя ретрит, какую бы малую заслугу я ни накопил в ходе практики, посвящаю её всем и каждому, в особенности, тем, кто просил об этом в это трудное время, кто просил помолиться, просил о посвящении заслуг. Это моя ответственность, я сделаю свою часть. И вы сделаете свою. Таким образом, мы коллективно создадим условия для того, чтобы эффективно получить пользу от этих молитв и посвящений. Итак, большое, большое, большое спасибо вам.

Не паникуйте, не беспокойтесь, не слишком сильно тревожьтесь по поводу будущего, постарайтесь успокоить свой ум при помощи практики Дхармы, мудрости Дхармы. Желаю вам быть в мире, счастье, гармонии с членами вашей семьи. Если вы одиноки, воспользуйтесь этой возможностью, чтобы сделать более строгий ретрит, ведь это столь редкая возможность найти подходящие время и место, чтобы выполнить одиночный ретрит, не так ли? Пожалуйста, воспользуйтесь этой возможностью. Даже если это все займет три года. Просто выполните строгий ретрит. Это лучшее время.

Одни ли вы, или среди семьи, группы людей, любое место является идеальным ретритным местом для культивирования любящей доброты, сострадания и бескорыстной мудрости и пустоты.

Хорошо, так что, большое, большое спасибо вам. Таши делек.  И спасибо Дхарма братьям и сестрам, которые попросили меня записать это видео. Изначально у меня не было помысла записывать видео и отправлять это сообщение. Есть так много советов, сообщений, руководств, я думал, что нет в этом необходимости. Однако несколько человек сказали, что это, как минимум, будет полезным для их сердец, их умов, их практики и попросили меня записать [это обращение]. И все, кто смотрит это, я надеюсь, это будет иметь для вас значение в эти трудные времена.

Итак, берегите себя! Спасибо и таши делек.

Перевод видео-сообщения в период Covid-19. Март, 2020

Запись опубликована в рубрике для всех уровней понимания, Другое, Переводы, Практики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.