Медитация: Вверение духовному учителю в мыслях
Досточтимая Констанс Миллер
Подготовка
В начале уделите одну-две минуты сосредоточению на своем физическом теле. Найдите наиболее благоприятное положение с прямым и вытянутым позвоночником — положение, в котором вы сможет сохранять бодрость и осознанность, не ощущая при этом напряжения и зажатости. Осознайте время и место, в которых находитесь.
На протяжении пяти минут медитируйте на дыхании. Сосредотачивайте внимание на ощущениях, возникающих в областе ноздрей при вдохах и выдохах. Отпустите все мысли, подобно облакам в небе. Если возникают отвлечения, осознайте их, не вовлекаясь и не вынося суждений, а затем возвратите внимание к дыханию. Продолжайте наблюдать за дыханием, пока ум не достигнет спокойного и ясного состояния.
Мотивация
Зародите альтруистическую мотивацию для этой сессии медитации. Без духовного проводника невозможно выйти за пределы циклического существования, а значит — и достичь полного просветления. Духовный проводник — основа всех путей к освобождению из сансары и просветлению; очень важно достичь этих состояний. Поэтому думайте, что медитируете не только ради собственного благополучия, спокойствия ума или хорошей репутации; вы уделяете время медитации, чтобы накопить обширную благую заслугу, благодаря которой сможете отыскать квалифицированного духовного проводника, который приведет вас к состоянию просветления — а в этом состоянии вы наилучшим образом сможете приносить благо всем существа.
Основная часть медитации
Шаг 1: При желании представьте в пространстве перед собой своего духовного учителя. Подумайте о ключевых благих качествах своего духовного наставника (либо духовного наставника в целом, если у вас пока нет духовного проводника, либо человека, которого вы считаете своим духовным учителем). С ясностью и определенной степенью сосредоточения сфокусируйтесь на этих качествах. Зародите сильную убежденность или веру в то, что ваш учитель обладает этими качествами. Это очистит ум от беспокоящих эмоций и установок по отношению к учителю — таких, как высокомерие и сомнения.
Шаг 2: Далее, размышляйте над тем, что значит “обладать благими качествами”. Во-первых, благие качества — это аспекты природы будды, внутренний потенциал ума ясного света (нашего чистейшего уровня ума). Кроме того, в данном случае, “качество” — это нечто, восполняющее недостаток. Таким образом, хотя всем нам присущ одинаковый потенциал, полное его раскрытие достигается посредством усиления наших природных способностей с целью преодоления наших недостатков. Поэтому эти качества возникли в нашем учителе в силу цепочки причин и следствий — благой тренировке ума, тела и речи с целью преодоления неблагих качеств.
Также сосредоточьтесь на тех замечательных способах, посредством которых ваш учитель благодаря этим качествам способен помогать вам и другим. Таким образом, зародите веру, основанную на логических размышлениях.
Шаг 3: Далее размышляйте над тем, что (1) в нашей природе будды заложен тот же самый позитивный потенциал, (2) мы также можем применять надлежащие усилия и (3) ясно осознаем, что развитие тех же качеств принесет обширную пользу нам и другим. Таким образом, зародите сильную решимость практиковать Дхарму и устремление к достижению бодхичитты. В процессе углубленной медитации в вас зарождается благое воодушевление по поводу обретения таких же благих качеств.
Шаг 4: Размышляйте над великой добротой своего духовного учителя, особенно явно проявляющейся в том, что он учит вас методам и пути к устранению страданий и достижению невероятной цели — просветления. Думайте о том, что ваш духовный учитель добрее всех будд, и о том, почему это так. Размышляйте над невероятной ценностью и редкостью даров, которые вы получили от учителя благодаря его невероятной доброте.
Шаг 5: Должным образом подготовив свой ум и открывшись навстречу вдохновению от духовного учителя, сначала от всего сердца поднесите семичленную молитву (краткую или обширную), а затем искренне, от всего сердца попросите о благословении и вдохновении в своей практике Дхармы, преодолении любых конкретных препятствий или проблем, с которыми вам довелось столкнуться, и скорейшем обретении реализаций на пути к просветлении. От всего сердца просите о возможности как можно скорее встретить и распознать своего духовного учителя, в какой бы форме он (или она) ни явился, и о возможности получить от учтеля мудрые наставления и следовать им. С решимостью просите, чтобы все будды и бодхисаттвы во вселенной благословили вас на то, чтобы все вышеописанное как можно скорее произошло в вашей жизни.
Представьте, что от вашего духовного учителя исходят лучи света и потоки нектара, которые входят в вас через макушку, принося все благословения, вдохновение на пути, устраняя все препятствия и ошибочные воззрения и даруя все реализации. Четко сосредоточьтесь на этой визуализациии, поддерживая убежденность в том, что представляемое действительно происходит.
Затем ваш духовный учитель растворяется в свете, который вливается в ваше сердце и навсегда остается — всегда присутствует — с вами.
Посвящение
Посвятите заслуги, обретенные посредством этой медитации, углублению вашей веры в то, что вы способны совершенным образом относиться к своему духовному наставнику, а также обретению возможности отыскать (если у вас его пока нет) в этой жизни полностью квалифицированного духовного наставника, который быстро приведет вас к просветлению.
Пусть все живые существа обретут такую же благую участь и смогут быстро продвигаться по пути к просветлению. Пусть я и все живые существа никогда, во всех своих рождениях, не расстаемся с совершенными учениями Дхармы и добрым духовным наставником, который передает их нам и с добротой ведет нас по пути.
Перевод с английского дост. Лобсанг Тенпа