Советы относительно духовных учителей
В центрах тибетского буддизма вы можете заметить, что люди выражают и испытывают значительную преданность по отношению к духовному учителю (гуру). Этот краткий текст объясняет начинающим эту практику и разъясняет, почему на построении и поддержании благих отношений с духовным учителем делается такой упор.
Как мы обретаем реализации?
На протяжении многих веков духовные искатели замечали, что самый быстрый путь к духовному преображению лежит не только через учебу и медитацию, но через сопряжение этих аспектов с преданностью. Преданность делает ваше сердце-ум мягким и чистым, создавая таким образом внутренние условия, благодаря которым учеба и медитация становятся более успешными.
Этот процесс подобен уходу за прекрасным садом. Для того, чтобы сад был изобилен, нам нужно не только сеять семена и поливать их; нам также нужно подготовить почву, устраняя сорняки и камни и добавляя удобрения. Вам также нужен солнечный свет.
Почему в тибетском буддизме преданность направлена на духовного учителя?
Квалифицированный духовный учитель выступает в качестве жилого воплощения внутренних качеств, которые вы стремитесь развить.
Чем больше вы будете размышлять над качествами своего духовного учителя – его или ее состраданием, радостью, мудростью и искусностью в передаче учений – тем больше возрастут ваши восхищение и уважение.
Вверяя себя духовному учителю и сосредотачиваясь при этом на его или ее качествах, вы обретаете великое благословение. Чистый настрой преданности пробудит в вас все просветленные качества, которые вы цените в своем учителе. Чем больше ваши восхвищение и надлежащая преданность, тем быстрее будет протекать ваш духовный рост.
Впрочем, верно и обретное. Если вы приняли кого-то в качестве своего духовного учителя и зарождаете по отношению к нему или к ней неблагое отношение, это неблагое состояние ума затруднит дальнейший духовный рост; уже развитые вами качества ослабнут.
Значительная часть вашего духовного роста определяется вашим отношением к учителю, так что не спешите слишком быстро строить отношения. Хотя обучение правильному вверению себя квалифицированному духовному учителю называют характерной чертой быстрейшего пути к просветлению, продвигайтесь мудро. На развитие стабильного состояния преданности уходит определенное время.
Каким образом духовные учителя приносят нам пользу?
Духовные учителя делятся не только своими познаниями о духовном пути и практиках, ведущих ко внутреннему росту, но и своими внутренними переживаниями. Они объясняют, как осуществить трансформацию, на основе собственного опыта и той конкретной духовной традиции, которой следуют.
Зачем мне нужен духовный учитель?
Хотя многое можно узнать из книг, преуспеть в любой области проще всего с помощью квалифицированного учителя. Это касается почти чего угодно — балета, игры на фортепиано, управления самолетом, ремесел, науки и так далее. Подобным образом, если вы желаете развиваться духовно, ваше продвижение будет более безопасным и быстрым в том случае, если вас направляет квалифицированный духовный учитель.
Нужно ли принимать духовного учителя прямо сейчас?
Нет. Совершенно нормально принимать участие в учениях или ретритах, не считая проводящих их учителях своими духовными наставниками. Просто относитесь к этим учителям с таким же уважением, с каким относились бы к профессору, который делится с вами ценной информацией о внутреннем развитии.
Позже, когда вы узнаете больше и решите, что хотите следовать именно этой духовной традиции, то сможете начать поиск подходящего духовного учителя.
Эти отношения — самое важное решение в вашей жизни. Приняв кого-то в качестве духовного наставника, вы навсегда принимаете обязательство относится к этому человеку с уважением. Поэтому не торопитесь и тщательно проверьте возможного учителя; убедитесь, что готовы развивать соответствующий настрой ума. Существуют обширные учения о том, как научитсья вверять себя учителю в мыслях и поступках, чтобы извлечь максимальную пользу и избежать препятствий на духовном пути. Ниже приведен список полезных материалов на эту тему.
Как установить отношения учителя и ученика?
Это можно сделать, попросив учителя стать вашим духовным наставником, либо просто зародив решимость: “Отныне я буду относиться к этому человеку как к своему духовному учителю. Я буду применять на практике все, чему он или она учит, и, когда необходимо, стану обращаться за личными советами”.
Важно знать, что когда вы получаете у духовного наставника посвящение или обеты, вы автоматически устанавливаете с этим человеком отношения учителя и ученика. Потому не рекомендуется принимать посвящения или обеты у духовных учителей, если вы не уверены, что сможете поддерживать с ними соответствующие отношения.
Что следует сделать перед выбором духовного учителя?
Нужно развить некое понимание духовного пути, по которому вы собираетесь идти. Осознайте масштабы стоящих перед вами целей. Познакомьтесь с учениями о преданности гру в соответствии с тибетским буддизмом, чтобы полностью понять этот аспект вашего духовного обучения. Затем смиренно ищите духовного учителя.
Какими качествами следует искать в духовном учителе?
В классической буддийской литературе перечисляется множество наоборов качеств, которыми должны обладать разные уровни духовных учителей; полезно изучить эти списки. Вы можете найти отсылки к ним ниже.
Для новичков достаточно, чтобы духовный учитель был наделен должной нравственностью, состраданием, обладал большими духовными познаниями, жил в соответствии с духовными принципами, которым учит. Необходимо иметь хорошую связь с этим человеком.
Какими качествами должен обладать я как ученик?
Вы должны обладать честностью, открытым умом, иметь великое устремление к внутреннему развитию и быть готовы применять полученные духовные советы на практике.
Сколько духовных учителей можно иметь?
Можно иметь столько духовных учителей, сколько вы считаете полезным. Тем не менее, поначалу лучше иметь одного главного духовного учителя. Если вы обращаетесь за советами ко множеству учителей, то можете получить различные наставления и запутаться.
Как ценить доброту духовного учителя?
Мы ценим людей, которые приносят нам пользу – своих родителей, партнеров, друзей и так далее, хотя они приносят нам лишь временное благо.
Помощь, которую нам оказывает духовный учитель, гораздо глубже. Он или она ведет нас к переживанию глубинного внутреннего мира в этой жизни, благой участи после смерти, вечному освобождению от всех наших беспокоящих эмоций, и, наконец, к полному блаженства всеведущему состоянию будды.
Таким образом, польза, которую нам приносит духовный учитель, невероятно долговременна. В этом смысле его или ее доброта неизмерима.
Что делать, если мой духовный наставник просит меня сделать что-то, что я не понимаю или сделать не могу?
Уважительно попросите разъяснений. Если вы неспособны сделать то, что вам советуют, искренне объясните своему учителю, почему это невозможно. Не расстраивайтесь.
Что делать, если с духовным учителем возникают проблемы?
Если вы оказались в непростой ситуации со своим духовными учителей и неспособны ее разрешить, обратитесь к опытному другу по Дхарме, который поможет правильно понять и разрешить ситуацию, руководствуясь Дхармой. Если вам не удается преобразовать ситуацию в часть духовного пути, вы можете обратиться за помощью к директору центра или координатору духовных программ в ближайшем центре ФПМТ.
Как узнать об этой теме больше?
Книги
“Сердце пути” ламы Сопы Ринпоче
“Освобождение в ваших руках” Пабонки Ринпоче
“Пятьдесят строф о преданности духовному учителю” Арьяшуры с комментарием геше Нгаванга Даргье
Курсы
“Открытие буддизма”, модуль 4: Духовный учитель
“Жизнь на пути”, модуль 4: Гуру есть Будда
Заключение
Желать достичь просветления ради блага всех живых существ – самое прекрасное, что вы можете сделать со своей жизнью. Иметь в этом фантастическом внутреннем путешествии духовного учителя – величайшая драгоценность.
Внутренняя связь с вашим духовным учителем с течением лет естественным образом возрастет – как и ваша благодарность, когда вы начнете обретать реализации. Пусть все будет удачно! Наслаждайтесь своими шагами на пути!
Колофон
Написано досточтимым Рене Фёси в декабре 2010 года. Редактор — Кендалл Магнуссен при участии сотрудником международного офиса ФПМТ. Рисунки выполнены Робертом Биром и использованы с его разрешения.
Перевод с английского дост. Лобсанг Тенпа